Главная страница
Навигация по странице:

  • Восточные традиционные медицины

  • История Фармации. ИФ 5. Виды медицины, эмпирическая медицина


    Скачать 320.5 Kb.
    НазваниеВиды медицины, эмпирическая медицина
    АнкорИстория Фармации
    Дата14.01.2020
    Размер320.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИФ 5.doc
    ТипДокументы
    #104011
    страница3 из 3
    1   2   3

    Специфика эмпирической медицины


    Основная задача, стоящая перед исследователями эмпирической медицины как возможного источника новых лечебных препаратов из растений, выявление перспективных для изучения растений и оптимальных направлений их исследования.

    В чем же сила и слабость эмпирической медицины? Что у нее можно позаимствовать и от чего следует отказаться? Мы уже писали, что эмпирическая медицина не понимает сущности большинства болезней и механизма действия лекарства на организм больного. В этом ее слабость, но в этом нередко и ее сила. Народные врачеватели лечат не болезнь, а ее симптомы и больного в целом. Они стихийно применяют столь оправдавший себя и широко применяемый современной наукой системный подход. При некоторых трудно диагности-руемых болезнях или при одновременном наличии у больного нескольких заболеваний наиболее уместными оказываются именно симптоматические средства эмпирической медицины. Многие из них, как показали фармакологические исследования, являются адаптогенами, т. е. средствами, повышающими общую сопротивляемость организма к заболеваниям и вредным воздействиям различных факторов внешней среды, обладающими иммуностимулирующими свойствами.

    Для некоторых заболеваний экспериментальная патология — дело далекого будущего, ибо перенесение на человека наблюдений, полученных на животных, не всегда бывает оправданным. Ведь даже у людей, в зависимости от их возраста, пола, национальных и индивидуальных особенностей, течение болезни и влияние на нее лекарств значительно отличаются. Практические врачи, например, подтверждают эффективность применения таких предложенных народом средств, как сосновые почки, камфорное масло и фитонциды лука в качестве подспорья при комплексном лечении больных активным туберкулезом легких (в особенности сопровождаемым обильным потоотделением и изнуряющим кашлем). Но проверить это на экспериментальных животных нелегко. Трудно проверить на патологических экспериментальных моделях действие многих других неспецифических средств эмпирической медицины, например, приемы так называемой раздражающей терапии (горчичники, горчичные ванны, банки, шпанские мушки и др.), прижигания (моксотерапия), иглоукалывания (акупунктуры), эффективность которых при ряде заболеваний подтверждается лишь многолетней терапевтической практикой.

    Таким образом, на современном уровне развития науки приходится признать невозможность создания моделей всех заболеваний, экспериментально проверить эффективность всех средств эмпирической медицины и понять механизм их действия. Однако нетоксичность и эффективность этих лекарств позволяет в ряде случаев использовать их в качестве симптоматических средств при лечении некоторых заболеваний. Оправданием этому может служить вполне справедливое замечание одного известного фармаколога и клинициста: «Если факты не совпадают с данными, полученными до настоящего времени физиологией, это еще не значит, что они не соответствуют действительности». Показания к применению народно-медицинских средств обычно отличаются расплывчатостью и очень широким спектром действия. Это легко объясняется тем, что диагностика многих болезней народным врачевателям недоступна.



    Народный врачеватель осторожно и постепенно выявляет действие на больного назначаемого лекарства. Этому способствует наличие между больным и врачевателем не только прямой, но и обратной связи. Народный врачеватель имеет возможность постоянно следить за самочувствием своих пациентов и в зависимости от действия лекарства с учетом индивидуальных особенностей каждого больного изменить лекарственную форму или дозировку лекарства, рекомендовать ему необходимую диету, режим питания, сна, отдыха, вовремя отменить неоправдавшее себя лекарство. Восточные традиционные медицины почти не используют ядовитых и сильнодействующих средств, они обычно не рассчитаны на быстрый и внезапный эффект, а рекомендуют длительный прием большинства лекарств в больших дозах, что доказывает их безвредность. Как видим, виды медицины имеют свои кардинальные отличия в методиках лечения. Но виды медицины могут группироваться и по народностям.

    Индивидуальность подхода к больному характерна для представителей эмпирической медицины, в особенности для гомеопатов и врачей традиционных медицин. Например, корейские врачи при назначении женьшеня учитывают возраст, темперамент и конституцию больного, не рекомендуют принимать это средство весной и летом. Врачи индийской традиционной медицины при назначении и определении дозировки лекарств принимают во внимание не только пол и возраст, конституционные особенности и темперамент больного, но также годичную, месячную (для женщин) и суточную биоритмику его организма. В некоторых традиционных медицинах большое значение уделяется процессу ферментации сырья. После измельчения, длительного вымачивания, прессования, квашения и других форм ферментативной обработки такое сырье теряет токсичность, но его лечебные свойства усиливаются.

    Одна из особенностей восточной медицины — использование многокомпонентных смесей, в том числе дублирование в одном рецепте средств одинакового или аналогичного действия. Чаще всего дублируется тонизирующее действие путем включения в состав рецепта 2—8 тонизирующих средств. Всего же в некоторые рецепты включается до нескольких десятков компонентов. Экспериментальные исследования подтверждают рациональность подобного приема. Удалось установить, что различные системы организма человека не в одинаковой мере подвержены действию тех же стимулирующих и тонизирующих средств. Это служит теоретической предпосылкой для создания композиций лекарств, обладающих универсальным тонизирующим действием, более совершенным, чем каждый из компонентов. Таким образом, опыт эмпирических медицин может помочь научной медицине в изыскании новых комбинированных лекарств комплексного действия, в том числе средств, продлевающих действие отдельных компонентов, составляющих этот комплекс. Такого рода поиски — еще один из возможных аспектов изучения опыта эмпирической медицины.

    ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

    Лечение болезней относится к наиболее насущным и древним потребностям человека. Уже в первобытнообщинном строе появились зачатки врачевания и лекарствоведения. Человек на заре своего существования добывал пищу и другие необходимые для жизни средства с помощью самых примитивных каменных орудий и мог бороться с силами природы и хищными животными только коллективно.Общий труд, общая собственность на орудия производства характеризуют первобытное общество. В первобытном бесклассовом обществе не было эксплуатации человека человеком. Величайшее значение для человека имело появление речи, что резко выделило его из животного мира.   Открытие огня уменьшило зависимость человека от климата, позволило расселиться на большей части земли. До открытия огня человек в основном пользовался растительной пищей. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавляться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. По мере увеличения числа видов растений, с которыми ему приходилось сталкиваться, человек замечал, что некоторые из них вызывали рвоту, расстройство желудка, успокаивали боль и т. д.   Выявлению целебных свойств растений способствовали также наблюдения за поведением раненых или больных животных, которые инстинктивно выбирали необходимые им растения. В древних сказаниях народов Южной Америки, например, говорится, что целебные свойства хинного дерева туземцы обнаружили, наблюдая за пумами, которые, поедая кору этого дерева, излечивались от лихорадки. По преданиям арабов возбуждающее действие кофе помогли открыть козы.   В народной медицине Сибири давно применяется растение левзея сафлоровидная, больше известная под названием "маральего корня". Этот корень поедают олени (маралы), откуда и произошло название растения. Изучать целебные свойства растений человека заставила необходимость. Его первым учителем была природа, а источником лекарственных средств являлся растительный мир.   Постепенно знания о лечебных свойствах растений накапливались и передавались от поколения к поколению. Таким образом, первобытный человек в поисках облегчения от болезней и страданий использовал различные средства из окружающей его природы, в основном растительного происхождения.   Добыванием и приготовлением пищи в первобытном обществе в основном занимались женщины, хранительницы домашнего очага. Они же впервые познали лечебные свойства некоторых растений, начали применять их и за¬поминали разные способы лечения. В народных сказаниях упоминаются искусные женщины-врачи: "могучая" Полидамна - в Египте, "златокудрая" Агамеда - в Греции, "мудрая" Каза - в Чехии, Марина - на Киевской Руси. Хотя эти сказания относятся к более позднему периоду, они несомненно правильно отражают роль женщин как первых врачевателей.   В дальнейшем с широким распространением стрелы и лука коренным образом изменились прежние условия материальной жизни общества, дичь стала постоянной пищей, а охота — одной из важнейших отраслей труда. Охотой и добыванием пищи занимался мужчина, что привело к упадку главенствующей роли женщины. Мужчина стал во главе семьи, племени и роль врачевателя постепенно перешла к нему. С развитием охоты первобытный человек для лечебных целей наряду с растениями стал пользоваться веществами животного происхождения, такими, как жир, кровь, костный мозг, печень и др.   Постепенно чисто опытным путем первобытный человек отбирал полезные, по его мнению, лекарственные средства как растительного, так и животного происхождения и пользовался ими для облегчения своих страданий. С переходом человека от охотничьего хозяйства к скотоводству медицина и лекарствоведение получили дальнейшее развитие.  Длительное наблюдение за прирученными животными и уход за ними дали возможность пастухам постепенно накапливать опыт о действии растений на животных и положили начало хирургии, так как пастухи вынуждены были зашивать раны, вправлять вывихи, лечить переломы, полученные животными при нападении хищных зверей и пр.   Накопленный опыт лечения животных использовался и при лечении людей. Развитие скотоводства произвело революцию не только в экономике, но и в сознании людей. Оно принесло новые богатства, которые принадлежали роду или племени, возглавляемому пастухом-мужчиной. Этому также способствовало возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, в которой человек мог варить не только пищу, но и лечебные снадобья.
    1   2   3


    написать администратору сайта