Главная страница
Навигация по странице:

  • Знахарскую медицину

  • Псевдознахари

  • Китайская медицина

  • История Фармации. ИФ 5. Виды медицины, эмпирическая медицина


    Скачать 320.5 Kb.
    НазваниеВиды медицины, эмпирическая медицина
    АнкорИстория Фармации
    Дата14.01.2020
    Размер320.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИФ 5.doc
    ТипДокументы
    #104011
    страница2 из 3
    1   2   3

    Эмпирическая медицина


    Под эмпирической медициной мы понимаем множество разнообразных методов, средств лечения и профилактики заболеваний, основанную лишь на практическом опыте. Эта медицина не использует научный эксперимент, методы современной физиологии, фармакологии, терапии и экспериментальной патологии. Врачеватель эмпирической медицины обычно не понимает сущности болезни и механизма действия лекарства на организм больного. Средства и приемы лечения у них различны, но все они не используют данных фармакологии и других экспериментальных наук. Этим они невыгодно отличаются от современной научной, так называемой европейской медицины. Ниже мы рассмотрим типы эмпирической медициной, или же сами виды медицины.

    Народная медицина


    К собственно народной медицине мы относим комплекс сложившихся в определенном районе рецептов и приемов лечения, которые передавались из поколения в поколение. У этой медицины нет авторов, нет секретов. Подобно фольклору, частью которого она является, народная медицина — продукт коллективного народного творчества, итог многовекового или же совсем недавнего опыта народа, полученный в результате выявления народом лекарственных свойств окружающих его растений. Это итог вынужденного экспериментирования и наблюдений, полученный в результате огромного числа проб и ошибок.



    До второй половины XIX в. сельское население нашей страны практически не имело никакой медицинской помощи и вынуждено было лечиться лишь народными средствами. Земские врачи, учителя и другие исследователи народного быта во .второй половине XIX в. впервые смогли с научных позиций изучить огромный опыт лечения многих болезней, накопленный народом. Они убедились в том, что народная медицина состоит не из одних только суеверий, увидели, что народные врачеватели располагают многими эффективными лечебными средствами, неизвестными научной медицине. Вот так виды медицины пополнились еще одной позицией - народной медициной.

    Знахарская медицина


    Знахарскую медицину следует отличать от собственно народной медицины. Выявление «рационального зерна» в ритуальных приемах знахарей представляет интерес лишь для психотерапии. Нам же при анализе сведений эмпирической медицины следует вычленять прежде всего данные об используемом народном лекарственном сырье (Materia medica), лекарственных средствах, способах и направлениях их применения. Эти сведения необходимо тщательно отделить от элементов суеверия и приемов психотерапии, составляющих значительную часть знахарской, в частности шаманской, медицины. В результате подобного разделения удается выяснить, что лекарственные средства знахарей менее перспективны, чем сами народные средства. Да и рецептура знахарей часто умышленно настолько усложнена, что массовое производство лекарств по их рецептам практически неосуществимо. Наверное многие из нас видели фильм "Знахарь", который довольно хорошо раскрывает суть знахарской медицины.



    Когда народная и знахарская медицины начинают заимствовать сведения из книг и данные научной медицины, они превращаются в псевдонародную и псевдознахарскую медицины. Первая представляет собой пеструю смесь народных рецептов и сведений, почерпнутых из литературных источников: гомеопатических, старинных, ныне забытых травников и др. Народные врачеватели свои знания используют бескорыстно, для самолечения, лечения родственников и знакомых. Псевдознахари же, пользуясь возросшей популярностью траволечения и недостаточной эффективностью средств современной медицины при лечении некоторых заболеваний, пытаются конкурировать с научной медициной ради своих корыстных целей. Они используют не только народно-медицинские, гомеопатические и традиционные средства, но и лично ими предложенные «лекарства». Последние опаснее всего, так как не проверены ни экспериментально, ни временем, ни опытом народа.

    Экспериментировать на себе современным знахарям обычно позволяют лишь больные, которым не может радикально помочь современная научная медицина.

    Следует отметить, что в последнее время наблюдается «агрессивность», наступательная активность псевдонародной медицины. Население и особенно новоявленные знахари буквально на наших глазах «открывают» целебные свойства все новых видов, прежде всего недавно появившихся в культуре пищевых, технических и декоративных растений.

    В отборе средств эмпирической медицины участвовали многие поколения самобытных врачевателей, исследовавших на себе и своих пациентах действие растений, чем-либо привлекших их внимание. Даже неверные «теоретические» концепции и суеверия, развязывая инициативу врачевателей, иногда приводили к накоплению ценного опыта о полезных и вредных свойствах растений. Например, согласно широко распространенному в средние века учению о так называемых сигнатурах (указаниях природы), сама форма, цвет и запах растения указывают на его свойства, подсказывают направления его возможного применения. Например, растения с желтыми цветками и желтыми корнями, согласно данной «теории», полезны при желтухе и других болезнях печенирастения с почковидными листьями — при болезнях почек и т. д. Парадоксально, но факт — совершенно неверная, эта посылка сослужила и полезную службу! Например, народ использовал при болезнях печени все растения с желтыми цветками и желтыми корнями. Это позволило ему отобрать и рекомендовать для этой цели желтые соцветия бессмертника песчаного, желтые корни барбариса, траву чистотела (с желтым соком), действительно обладающие желчегонным эффектом.

    Другой пример. Китайская медицина утверждает, что вкус растения определяет его целебные свойства:

    • кислые растения полезны для укрепления костей и мышц;

    • сладкие укрепляют тело, восстанавливают силы;

    • горькие повышают общий тонус организма, понижают жар, способствуют выделению желчи;

    • соленые укрепляют желудок, кровеносные сосуды, повышают аппетит;

    • терпкие содействуют перевариванию пищи, «удаляют холод в желудке»;

    • терпковяжущие смягчают кожу, устраняют жар и жжение.

    Исходя из этой «теории», не только китайские лекари, но и сами больные при необходимости пробовали различные растения и использовали их в соответствии с указанными рекомендациями. Во многих случаях, естественно, нужного эффекта они не обнаруживали, однако иногда «теория» подтверждалась, и растение с целебным действием использовали все белее широкие слои населения. По-видимому, этим можно объяснить удвоение ассортимента лекарственных растений современной китайской медицины по сравнению с номенклатурой классической китайской фармакопеи «Бэн цяо ган му», насчитывающей всего 1094 растительных средства.
    1   2   3


    написать администратору сайта