Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом

  • Глава 1 . Видимая среда в городских условиях как экологический фактор, влияющий на безопасное состояние здоровья человека

  • депрессию

  • смятение и чувство тревоги

  • влияния архитектуры спальных районов

  • плотность заселения

  • 2.2. Колористика города, влияющая на безопасное состояние здоровья человека

  • 3.1. Методы и результаты опроса

  • 3.2. Выводы по результатам исследования особенностей восприятия видимой среды города школьниками гимназии

  • Библиографический список

  • Текст. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор, влияющий на безопасное состояние здоровья человека


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеВидимая среда в городских условиях как экологический фактор, влияющий на безопасное состояние здоровья человека
    Дата09.06.2022
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТекст.doc
    ТипДокументы
    #581060

    Оглавление

    Стр.

    Введение……………………………………………………………….………..2

    Глава 1. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор, влияющий на безопасное состояние здоровья человека…...........................5

    1.1. Понятие о видимой среде как экологическом факторе, влияющем на здоровье человека………………………………………………………………5

    1.2. Гомогенная видимая среда ……………………………………………....7

    1.3. Агрессивная видимая среда как экологический фактор, влияющий на здоровье человека………………………………………………………..….. .10

    1.4. Комфортная видимая среда как фактор здоровья человека……...........11

    Глава 2. Формирование комфортной визуальной среды в городе…………13

    2.1. Природоподобие архитектурных форм как способ формирования комфортной для человека среды города…….………………………………23

    2.2. Колористика города, влияющая на безопасное состояние здоровья человека……………………………………………………………….……....14

    Глава 3. Результаты исследования особенностей восприятия видимой среды города школьниками гимназии……………………….……………19

    3.1. Методы и результаты опроса……………………………………............19

    3.2. Выводы по результатам исследования особенностей восприятия видимой среды города школьниками гимназии………………………….21

    Заключение……………………………………………………………............24

    Библиографический список …………………………………………..……..28

    Приложения…………………………………………………………............30

    Введение

    Интерес к изучению влияния сенсорных воздействий на человека возрос в последние десятилетия в связи с ростом интереса к экологии человека. В разных странах ученые (В.Д. Глезер, Г. Гибсон, Н.Ф. Реймерс, В.А. Филин) стали изучать влияние внешних воздействий на соответствующие органы чувств (зрение, обоняние, слух) и выявлять благоприятные воздействия. На первом месте по степени влияния на состояние человека, вероятно, находится видимая им окружающая среда.

    Область знаний, рассматривающая взаимодействие человека с видимой средой и изучающая аспекты визуального восприятия окружающей среды В.А. Филин назвал видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников. Этот ученый впервые провел исследования в этой области и получил данные, которые позволили на научной основе объяснить ранее наблюдавшиеся явления негативного восприятия зданий из монотонных плоских однотипных поверхностей и позитивного восприятия зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями и украшениями. Урбанизация, индустриализация городов вызвали появление огромного количества больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов, господство серого цвета.

    В результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека сенсорная среда постепенно стала «агрессивной» для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. Агрессивность для человека современных антропогенных воздействий вызвана их принципиальным отличием от природных воздействий, которые действовали сотни тысяч лет в период становления человека.

    Однако до сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему. Это является одной из основных последних проблем видеоэкологии.

    Проблем в области видеоэкологии накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Однако если состояние воды, воздуха и количества радиации изучают целые институты, то проблемой видеоэкологии занимаются пока единицы, поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты-архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи.

    Объектом исследования является видимая среда человека.

    Предметом дипломной работы является исследование особенностей восприятия видимой среды города школьниками.

    Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи исследования:

    1. Охарактеризовать влияние гомогенных и агрессивных полей на бинокулярное зрение.

    2. Охарактеризовать видимую среду как экологический фактор, влияющий на состояние здоровья человека.

    3. Описать гомогенную видимую среду.

    4. Выявить сущность агрессивной видимой среды.

    5. Охарактеризовать значимость комфортной визуальной среды.

    6. Обозначить значение природоподобия архитектурных форм.

    7. Определить характерные черты для колористики города.

    8. Раскрыть методы проведения исследования, рассмотреть его результаты.

    9. Исследовать особенности восприятия видимой среды города школьниками гимназии.

    В ходе подготовки исследовательской работы были использованы следующие методы:

    1. анализ учебной, учебно-методической, научной, периодической литературы и материалов сайтов по проблеме исследования.

    2. Анкетирование школьников гимназии для выявления особенностей восприятия видимой среды города Астрахани.

    3. Фотографического сбора информации о различных архитектурных элементах города Астрахани.

    Глава 1. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор, влияющий на безопасное состояние здоровья человека


    1.1. Понятие о видимой среде как экологическом факторе, влияющем на здоровье человека

    Под видимой средой В. А. Филин понимает окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения во всем ее многообразии - это лес, горы, здания, сооружения, интерьер помещений, автомашины, корабли [22].

    Всю видимую среду можно условно разделить на две части: естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз «под себя». Совсем другое дело - искусственная среда. Она все больше отличается от природной, и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Такая среда породила еще одну проблему экологии человека - проблему видеоэкологии [21].

    Говоря о видимой среде как об экологическом факторе, влияющим на здоровье человека, следует обратить внимание на то, что человек как биологический вид сформировался в определенных естественных природных условиях, в которых преобладала и определенная цветовая гамма. Для средней географической зоны в постоянно видимом поле человека преобладал зеленый цвет. Однако в процессе урбанизации произошло резкое изменение видимой среды; в большинстве городов господствует темно-серый цвет. При этом изменилась и структура самих цветовых элементов, в ней преобладают прямые линии, прямые углы, огромное количество больших плоскостей, имеющих однородную окраску.

    Наступила такая пора, когда мы должны осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды, которая превращается в экологически опасный фактор. Все возрастающая нагрузка на зрение вступает в противоречие с физиологическими возможностями движений глаз, в частности с явлением автоматии саккад. Число этих саккад при весьма различной зрительной деятельности остается практически на одном уровне - примерно одна саккада в секунду.

    Процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Все это говорит о том, что постоянная видимая среда действует так же, как и другой экологический фактор. При этом особо сильное эмоциональное воздействие на человека оказывает колористическая насыщенность городской среды. Урбанизация внесла существенные изменения в жизнь человека, и это касается не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых часто и много говорится в связи с экологическими проблемами. Резко изменена постоянная видимая среда, ее цветовая гамма и структура цветовых элементов.

    Можно впасть в депрессию, глядя на скучные интерьеры офисов, монотонные каменные ландшафты, архитектуру панельных зданий-коробок или на свалку перед окнами. Такие картины вызывают смятение и чувство тревоги. Обычно, натыкаясь на такой объект, хочется скорее отвернуться. У людей восприимчивых может наступить депрессия или даже эпилептический припадок. Есть у городской архитектуры и гомогенный эффект - обширные поверхности, лишенные деталей, например, заасфальтированная улица, вызывают в человеке ощущение подсознательного беспокойства.

    Сейчас застройщики предпочитают обращать внимание на технические детали застройки, а не на ее эстетический вид. Вся эстетика обычно ограничивается двумя-тремя клумбами и лавочками во дворе огромного многоквартирного дома. Проблема влияния архитектуры спальных районов на психологическое состояние и поведение их обитателей заключается в том, что невозможно отделить влияние именно архитектуры зданий от других видов влияния.

    Исследование, проведенное в среде студентов ГАСУ, показало, что 85-90% опрошенных выросли в новостройках [17]. Это люди с устойчивой психикой и вполне адекватным поведением. Они оценивают свои родные новостройки как вполне комфортную среду, в которой они хорошо ориентируются и чувствуют себя на месте.

    Интересно, что те же ребята признавались, что воспринимают точно такой же район, но на другой стороне города, негативно. Говорили, что чувствуют себя там тревожно, неуютно. Так что здесь причина не в архитектурных факторах внешней выразительности, а в вопросе социализации. Кроме того, на психику людей в районах типовой застройки влияет плотность заселения. Люди толкаются в транспорте, в магазинах, в лифтах, это, безусловно, раздражает. Можно говорить и о негативном воздействии высоких зданий. Они закрывают от нас часть неба. Так что для «выхода в мир» приходится выше задирать голову.

    Больше вреда наносит не архитектура, а ее отсутствие: бедность цветовых и архитектурных решений. Это в сочетании с серой погодой и отсутствием зелени может довести человека до болезни. Кроме того, психика людей устроена так, что появление любого нового здания по соседству воспринимается как агрессия, даже если оно делает условия жизни людей объективно лучше.

    1.2. Гомогенная видимая среда


    Гомогенной видимой средой называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы, или число их резко снижено. Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. В условиях города Астрахани мы повседневно сталкиваемся с подобными конструкциями (приложение 2).

    Крупнопанельное домостроение в России составляет около 60 % объема строительства, оно стало массовым и в настоящее время является определяющим фактором в создании облика наших городов. Повсеместное применение этого способа возведения зданий существенно меняет облик наших городов, и проблема визуальной среды становится все более острой. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться» после очередной саккады. Если человек окажется у такой стены на расстоянии 40 метров, то она застилает его взор со всех сторон (по горизонтальной линии - 20 – 30 , а по вертикальной линии - 40 - 45), тогда как основная масса саккад (86%) имеет амплитуду до 15, а в секунду глаз делает 2 - 3 саккады. Это значит, что, если человек смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6 - 9 саккад и все они приходятся на голую стенку, где нет элементов для фиксации взгляда. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается в бездну». Легко себе представить, насколько неприятна эта ситуация, которая неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.

    В градостроительной практике есть примеры настенной живописи, с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения. Итак, торцы зданий создают гомогенные поля в городских условиях при применении в строительстве панелей большого размера. Не меньшим бедствием, однако, является применение стекол больших размеров. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие - это безориентирное пространство, созданное руками человека. В такой среде, как мы знаем, амплитуда саккад увеличивается в 3 - 5 раз, то есть автоматия саккад переходит на поисковый режим. Режим поиска, между тем, тоже не приводит к желаемому результату, так как здание с расстояния 30 метров перекрывает поле зрения на 80. Необходимость в фиксации взгляда крайне острая, так как велико число саккад.

    При сопоставлении двух зданий из разных эпох легко увидеть, как сильно они отличаются. Эта разница заключается в следующем:

    1. в насыщенности элементами - малое их число в современном здании и большое в старинном;

    2. в структуре элементов - множество прямых линий и прямых углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в старинном здании;

    3. в размерах плоскостей - одна большая плоскость в современном и много малых плоскостей в старинном здании;

    4. в силуэте зданий - упрощенный силуэт в современном здании, вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и разнообразный силуэт в старинном.

    Нами были сопоставлены фотографии зданий различных архитектурных стилей разных веков, (приложение 1). Создается впечатление, что архитекторы старой формации знали хорошо и про автоматию саккад, и про бинокулярное зрение и делали все для того, чтобы их архитектура, по меньшей мере, соответствовала физиологическим требованиям зрения человека.

    Таким образом, декорирование архитектурных сооружений имеет функциональное свойство, и тот, кто первый сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над физиологическими механизмами зрения.

    1.3. Агрессивная видимая среда как экологический фактор, влияющий на здоровье человека


    Видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов, называется агрессивной средой.

    Многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер - 2) приходится одновременно больше одного окна (размер окна - менее 1). В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз. С другой стороны, и автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут «зацепиться» за одно окно и минимизировать амплитуду своих саккад. В то же время человек не может определить, какое окно он фиксировал до саккады, и какое окно фиксирует после ее завершения. Окон так много и они настолько одинаковы, что, по существу, нарушается основная функция зрения - определение, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взор наших глаз переносится с одного окна на другое через 0,5 - 1,0 секунд. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и также информация: «окно», «окно», «окно». Такая повторяемость ведет к перегрузке мозга одной и той же информацией. При рассматривании же старинного здания с богатой архитектурой, нет такого назойливого повтора, так как после каждой саккады в мозг идет новая «картинка».

    Негативную реакцию вызывают и здания с накладными вертикальными рустами, большое число которых создает агрессивное поле по типу «тельняшки» Примером такого здания является здание Совета Федерации в Москве на Пушкинской улице. Здесь человек не может определить, на какой вертикальный руст он смотрит. Также возникает рябь в глазах и затрудняется фиксация одного элемента. В целом не могут полноценно работать и другие механизмы зрения.

    Агрессивные поля отрицательно воздействуют на человека независимо от того, в каком месте они расположены.

    Таким образом, горожанину довольно часто приходится встречаться с агрессивной видимой средой. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий, шифер.

    Орган зрения в агрессивной среде практически перестает работать. Это происходит из-за того, что человек, окруженный множеством одинаковых видимых объектов (например, окон на стене многоэтажного здания), не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, тогда как идентификация объекта, фиксируемого глазом в настоящий момент, и является основной функцией зрения. Образно говоря, зрение на время как бы «отключается».

    1.4. Комфортная видимая среда как фактор здоровья человека


    Среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве называют комфортной визуальной средой. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность - являются характерными ее чертами. Лес, горы, моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме. Рассмотрим на примере работы автоматии саккад. Когда человек находится в лесу, то при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале всегда найдется достаточное число элементов для фиксации. Когда взгляд останавливается на каком-то элементе, амплитуда саккад уменьшается до минимума. Так, чередой идут фиксации глаз на новых и новых элементах: сучья, их перекрестия, листья, ветки, верхушки деревьев, кустарник, трава, упавшая ветка, пенек и т.п. И всюду глаз находит «свой покой». Человек в это время отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это значит, что и автоматия саккад работает в собственном режиме с предпочтительной ориентацией и присущим им интервалом.

    В комфортной среде в таком же истинном режиме работают и фоторецепторы сетчатки глаза. Видимая среда в лесу, у берега реки, на лугу, поляне является наиболее комфортной для работы бинокулярного аппарата и безопасной для здоровья человека, т.к. здесь имеется достаточное число выраженных контуров, и изображения, поступающие от правого и левого глаз, легко сливаются в единый образ в коре мозга.

    Таким образом, комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной среде.

    Глава 2. Формирование комфортной визуальной среды в городе

    2.1. Природоподобие архитектурных форм как способ формирования комфортной для человека среды города


    Красивый город, хорошо воспринимаемый жителями и положительно влияющий на них, является гармоничным городом, находящимся в гармонии с природой и основанный на знании и учете законов природы.

    Красота - это гармония, достигнутая сочетанием разнообразных деталей [1]. Интересно, что гармоничное сочетание искусственных сооружений и природы невозможно, если используются геометризованные формы строго функциональной архитектуры. Строго упорядоченное городское пространство не гармонирует с немодулируемым пространством природных ландшафтов.

    Основное условие гармонии зданий с ландшафтом заключается в сохранении и развитии пластических свойств участка - пластической целостности и своеобразия его рельефа и зеленых форм.

    А.Н. Тетиор [19] предложил 5 условий гармоничной связи архитектурных форм с ландшафтом:

    1. сохранение природных «емкостей» - можно ввести в ландшафт столько новых архитектурных объемов, сколько допустимо с точки зрения сохранения размеров и конфигурации пространства.

    2. Сохранение масштаба визуальной пространственной единицы ландшафта: учет соотношения масштабной росту человека высоты зданий и высоты зрительных барьеров.

    3. Сохранение замкнутости визуальной единицы ландшафта.

    4. Сохранение естественной конфигурации зрительных объектов.

    5. Сохранение зрительных фокусов (точек, обладающих особым интересом для обзора).

    Эти условия соответствуют высказыванию известного архитектора П. Аберкраиби: «здание может быть и красивым, но если его не приемлет окружение - лучше его не строить» [4, С. 69]. Он считал, что главное в архитектуре - гармоничное соответствие всего построенного пейзажу.

    I в. до н.э. римским архитектором и инженером Марком Витрувием было сформулировано три основных требования к архитектурным сооружениям.

    По Витрувию они должны быть полезными, прочными и красивыми. В XV в.н.э., в эпоху Возрождения, известный итальянский теоретик архитектуры Леон Баттиста Альберти добавляет к триаде Витрувия требование экономичности: на возведение зданий должно расходоваться, при высоком качестве строительства, минимальное количество денежных средств, строительных материалов и рабочей силы. В конце XX века проблемы, связанные с экологией окружающей среды и экономией энергоресурсов, соответственно, выдвигают требования экологичности и
    энергосберегаемости зданий.

    Типы архитектурных форм гармоничного, красивого города должны быть разнообразны и гармонично сочетаться с ландшафтами. Возможно, природоподобие форм зданий является одним из наиболее простых способов достижения гармонии с ландшафтом. Подобие форм зданий и окружающих холмов, деревьев и т.д. не только позволяет зданиям органично сливаться с ландшафтом, но и дает возможность получить неожиданные архитектурно выразительные фасады: например, здание оперы в Сиднее, или построенный недавно храм в Индии в форме цветка лотоса.

    2.2. Колористика города, влияющая на безопасное состояние здоровья человека

    Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая идея колористики заключается в том, что информационная макросреда участвует в формировании регионального (национального) характера; структура характера человека диагносцируется по предпочтению и служит основанием для цветотерапии; цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда, влияя на деятельность и производительность труда; в свою очередь, деятельность вырабатывает язык цветов и цветовые каноны искусства. Цветоэкология, как составная часть информационной экологии, обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной макросреды, а также макросреды с микросредой, чтобы цвет служил всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту. Чтобы интересно, полезно и приятно было смотреть вокруг, чтобы ничего не кричало, не отвлекало, не навязывало себя, не пряталось, не вызывало отрицательных эмоций. Таким образом, ставится задача регулирования цветового равновесия между природой и обществом, чтобы не причинять вреда и первой и второму.

    В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В нашей многонациональной стране, обладающей широчайшим диапазоном географических условий, осознание региональной специфики и внедрение методов ее учета в архитектурное пректирование особенно необходимо [4]. В таком подходе к обоснованию цветовой стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических условиях - на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.

    В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы - природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние атмосферы, температурный режим, влажность, многоцветие природного окружения, а также естественные строительные материалы [6, 20].

    Под социально-культурными предпосылками подразумеваются: социально-экономические особенности местного населения, традиции и современные тенденции цветовой культуры региона. Например, скупые краски монгольского пейзажа заставляют жителей этой страны создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый, полный глубокого смысла орнамент и яркие цвета в архитектуре храмов. Северные народы, живущие в богатой гамме серо-голубых тонов хроматизируют ее.

    Каждая культура имеет свою систему цветовых символов, свой язык цвета, по-своему выражающий содержание произведений архитектуры и других искусств. Символический характер носила полихромия в архитектуре древних времен - Египта, Вавилона, Индии, Китая. В архитектуре азиатских стран символизм цвета доминировал и в дальнейшем. У мусульманских же народов контрастные цветовые палитры трактуются как неразрывные части единого целого. Западная христианская цветовая символика отличается от восточной оппозиционностью значений цвета.

    Надо отдать должное церкви: она давно оценила значение управления средой, являясь неиссякаемым источником информации - формы, цвета, семантика интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши, на колоннах, куполах. Обилие внешней и внутренней позолоты православных храмов создает представление трансцедентальности, объединяющей пространство и время. Другой способ цветовой отделки, своего рода прототип первого, предполагал интенсивный цветовой фон. Как правило, красно-коричневый кирпич контрастировал с белокаменными резными деталями. Стремление русских к многоцветию выражалось в применении насыщенной окраски стен в голубой, зелено-голубой, оранжевые цвета в сочетании с белой колоннадой, лепными украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно, создавала комфортную среду.

    Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады, и положительно влиять на здоровье человека в целом.

    Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном [5, 24]. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности.

    Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.

    Процесс восприятия в значительной мере коррелирован с многоуровневыми функциями цвета в архитектуре [25]. В зависимости от избирательной установки личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:

    - ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит распознавание с помощью цвета. В этом случае он рассматривается как естественная окраска предмета;

    - регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной социальной функции;

    - художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору. Здесь можно говорить о знаково-символической функции света. Так, например, в древнерусской традиции белый цвет считался символом чистоты и веры, красный - красоты и радости, черный означал траур [25].

    В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда потеряла разноцветие, которое является важнейшим элементом полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно, воздействует на человека.

    Глава 3. Результаты исследования особенностей восприятия видимой среды города школьниками гимназии


    3.1. Методы и результаты опроса

    Для оценки отношения живущих в городской черте молодых людей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет и степени влияния окружающей среды на их самочувствие и эмоционально-психическое состояние, мы использовали метод фокус-групп и провели анкетирование на тему «Видимая окружающая среда» среди школьников разных классов. В опросе принимали участие школьники 7-11-х классов.

    На первый вопрос анкеты «Обращаете ли вы внимание на однотипные в городской среде элементы зданий, сооружений?» преобладающее большинство опрошенных ответили отрицательно.

    Единодушие в ответах наблюдалось по второму и третьему вопросам. Согласно результатам анкеты, все респонденты негативно относятся к плоским однотипным поверхностям и фасадам зданий, домов, строений в районе и городе их проживания. На вопрос о восприятии зданий и строений с многочисленными отличающимися друг от друга элементами декора и деталями все анкетируемые выразили положительную оценку и желание видеть вокруг себя, в своем районе, в городе отличающиеся по декору и дизайну здания и дома.

    При ответе на четвертый вопрос, в котором мы попросили выбрать подходящее определение термину «городская среда», и в качестве ответа на который мы предложили следующие формулировки:

    а) комфортное для жизни людей окружающее пространство с рекреационными участками;

    б) господство серого цвета, преобладание прямых линий и углов;

    в) урбанизированное пространство с многоэтажными зданиями и смогом над ними; - мнения опрашиваемых разделились следующим образом: 70% школьников 11 класса дали ответ «в», 24% представителей этого же класса дали формулировку «а», и только 6% - «б». Среди школьников 10 класса 63% соотнесли с термином «городская среда» определение под литерой «а», 20% ответили «б», оставшиеся 17% - «в». Что касается школьников 9 класса, то ответы среди них распределились так: около 70% респондентов дали определение городской среде как «урбанизированное пространство с многоэтажными зданиями и смогом над ними», а оставшиеся 30% - «комфортное для жизни людей окружающее пространство с рекреационными участками». В 8 классе 60% выбрали определение «комфортное для жизни людей окружающее пространство с рекреационными участками» (литера «а»), 23% - «урбанизированное пространство с многоэтажными зданиями и смогом над ними» (литера «в»), 17% - «господство серого цвета, преобладание прямых линий и углов» (литера «б»). В 7 классе 81% опрошенных выразили свое согласие с определением под литерой «а», 15% - с определением под литерой «в», 4% согласились с определением под буквой «б».

    На следующий вопрос «Что бы вы хотели поменять в вашем районе, чтобы сделать видимую среду комфортной для глаз?» мы получили интересные ответы. Помимо того, что из предложенных вариантов ответа в анкете все школьники единогласно выбрали вариант «посадить деревья, цветы, разнообразив среду», опрошенные дописывали свои варианты. В частности, самыми популярными из них были: установить уличные фонари, положить асфальт, разбить парки и создать побольше детских игровых площадок.

    Шестым пунктом в нашей анкете был вопрос о влиянии на органы зрения, утомляемость глаз и внимание в целом городского пейзажа с однотипными зданиями и похожими элементами. Большинство из опрошенных школьников 7-11 классов ответили, что иногда их глаза устают от созерцания однотипных городских строений. С небольшим перевесом в сторону «глаза не устают от однотипного городского пейзажа» распределились ответы в 11 классе, преобладающее большинство из опрошенных школьников констатировали, что у них устают глаза от гомогенной городской среды.

    Большинство респондентов в этих классах признали, что комфортно чувствуют себя как в природной, так и в городской среде.

    Интересные и неоднозначные ответы мы получили на восьмой вопрос о том, какие объекты респонденты наблюдают из окна своего дома/квартиры. Среди наиболее популярных вариантов ответов на первом месте ответ «такие же дома и здания», затем в этом списке школьники указали гаражи, пустыри, заброшенные заводы, многочисленность мусорных свалок и пустырей на территории или вблизи жилых массивов.

    На девятый вопрос «Влияет ли внешний вид зданий на ваше восприятие?» школьники всех классов ответили, что замечают непосредственное влияние окружающей среды на психику. Представители 11 класса отметили, что лишь иногда внешний вид зданий влияет на их восприятие.

    На десятый вопрос нашей анкеты - «Каким цветом вы бы хотели обогатить визуальную среду вашего района и почему?» – респонденты однозначно ответили, что зеленым. У большинства этот цвет ассоциируется с жизнью, свежестью, растениями. Некоторые подтверждали свои ответы данными ученых-психологов о том, что зеленый цвет оказывает на психику человека успокаивающее воздействие.

    Заключительным пунктом анкеты был вопрос о том, какая цветовая гамма может влиять на психику человека. Все опрошенные ответили, что грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение.
    3.2. Выводы по результатам исследования особенностей восприятия видимой среды города школьниками гимназии

    По итогам проведенного исследования, можно констатировать, что визуальная среда, так или иначе, имеет значение для школьников. Большинство признают, что внешний вид зданий, цвет фасадов, разнообразие или однотипность элементов декора оказывает влияние на психо-эмоциональную сферу. Обучающиеся выразили свое желание видеть вокруг себя разнообразные по архитектуре и дизайну городские объекты, гармонично перемежающиеся с зелеными парковыми зонами, отдельными деревьями и кустарниками, цветочными клумбами. Исследование выявило многочисленность в нашем городе однотипных гомогенных полей, агрессивно влияющих на психо-эмоциональное здоровье горожан.

    К созданию противоестественной визуальной среды привели, следующие причины: революционные подходы в решении градостроительных вопросов; ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами; быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов; рост строительной индустрии с ее автоматизированными линиями по производству одинаковых стройматериалов, отторжение человека от природы и, наконец, отставание науки видеоэкологии [10]. По существу не было попыток дать анализ визуальной среды, в которой оказались горожане, в ее интегративном выражении. С другой стороны, те исследователи, которые все же касались механизма зрительного восприятия современной архитектуры, базировались на устаревших представлениях. Они не учитывали, что глаз работает в активном режиме, сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет саккад. На концепции автоматии саккад мы останавливались ранее. В ходе нашего опроса было выявлено, что большую неприятность горожанам доставляют гомогенные и агрессивные видимые поля.

    К сожалению, в современных городах имеется множество примеров искусственно созданной агрессивной видимой среды. Ее создают многоэтажные здания, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной «ириской», стены, облицованные кафельной плитой, кирпичная кладка с потайным швом, двери, обитые «вагонкой», а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий, шифер и так далее. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами за металлической решеткой. К сожалению, наш город не исключение (приложение 2).

    Заключение


    Анализ литературы по проблеме дипломной работы и результаты исследования особенностей восприятия видимой среды нашего города школьниками гимназии, позволил нам заключить, что:

    1. Человек как биологический вид сформировался в определенных естественных природных условиях, в которых преобладала и определенная цветовая гамма. Однако в процессе урбанизации произошло резкое изменение видимой среды; в большинстве городов господствует темно-серый цвет. При этом изменилась и структура самих цветовых элементов, в ней преобладают прямые линии, прямые углы, огромное количество больших плоскостей, имеющих однородную окраску. Все возрастающая нагрузка на зрение вступает в противоречие с физиологическими возможностями движений глаз, в частности с явлением автоматии саккад.

    Процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Все это говорит о том, что постоянная видимая среда действует так же, как и другой экологический фактор.

    2. Гомогенной видимой средой называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы, или число их резко снижено. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий при применении в строительстве панелей большого размера. Не меньшим бедствием, однако, является применение стекол больших размеров.

    Таки образом, декорирование архитектурных сооружений имеет функциональное свойство, и тот, кто первый сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над физиологическими механизмами зрения.

    3. Видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов, называется агрессивной средой. На многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон, смотреть крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ.

    Орган зрения в агрессивной среде практически перестает работать. Это происходит из-за того, что человек, окруженный множеством одинаковых видимых объектов, не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, тогда как идентификация объекта, фиксируемого глазом в настоящий момент, и является основной функцией зрения. Образно говоря, зрение на время как бы «отключается».

    4. Среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве называют комфортной визуальной средой. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность - являются характерными ее чертами. Комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной.

    5. Типы архитектурных форм гармоничного, красивого города должны быть разнообразны и гармонично сочетаться с ландшафтами. Возможно, природоподобие форм зданий является одним из наиболее простых способов достижения гармонии с ландшафтом. Подобие форм зданий и окружающих холмов, деревьев не только позволяет зданиям органично сливаться с ландшафтом, но и дает возможность получить неожиданные архитектурно выразительные фасады: например, здание оперы в Сиднее, или построенный недавно храм в Индии в форме цветка лотоса.

    6. Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.

    Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.

    7. Для оценки отношения живущих в городской черте молодых школьников 7-11 классов и степени влияния окружающей среды на их самочувствие и эмоционально-психическое состояние, мы использовали метод фокус-групп и провели анкетирование на тему «Видимая окружающая среда».

    8. По итогам проведенного исследования, можно констатировать, что визуальная среда, так или иначе, имеет значение для школьников. Большинство признают, что внешний вид зданий, цвет фасадов, разнообразие или однотипность элементов декора оказывает влияние на психо-эмоциональную сферу. Обучающиеся выразили свое желание видеть вокруг себя разнообразные по архитектуре и дизайну городские объекты, гармонично перемежающиеся с зелеными парковыми зонами, отдельными деревьями и кустарниками, цветочными клумбами. Исследование выявило многочисленность в нашем городе однотипных гомогенных полей, агрессивно влияющих на психо-эмоциональное здоровье жителей.

    Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.

    Библиографический список

    1. Архитектура и бионика / Под ред. Лебедева Ю.С. М.: Стройиздат, 1990. – 269 с.

    2. Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее // Сборник тезисов и докладов республиканской научной конференции (ноябрь, 1993) Новосибирск: «Пасман и Шувалов», 1993. – 225 с.

    3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 8-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 448 с.

    4. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды // Колористика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. - Т 1. С. 175-181.

    5. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. М: Прогресс, 1988. - 380 с.

    6. Глезер В.Д. К характеристике глаза как следящей системы // Физиологический журнал. - 1959. - Т. 15. - № 2. - С. 271-279.

    7. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. - М: Прогресс, 1990. - 304 с.

    8. Грегори Р. Глаз и мозг (перевод с англ.) М: Прогресс, 1970. - 272 с.

    9. Давиденко Д.Н., Петленко В.И. Соматическое здоровье и методы его оцен-ки: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическое воспитание» для студентов всех специальностей. - БГТУ. – Минск: 2006. - 44 с.

    10. Криксунов Е.А. Экология. Учебное пособие.- М.: 1995.- 240 с.

    11. Линч К. Образ города (перевод с англ.) М: Стройиздат, 1982. - 328 с.

    12. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- М.: 1992. - 112 с.

    13. Материалы сайта: http://www.vision.sitecity.ru

    14. Материалы сайта http://www.sitc.ru

    15. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / В. А. Ананьев, В. Ю. Волков, Д. Н. Давиденко и др. - СПб.: 2001. - 347 с.

    16. Реймерс Н. Ф. Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы. М.: Знание, 1980. - 208 с.

    17. Рубрика «Новости строительной индустрии Северо-Запада», добавлено 25.03.2006, авторПрайм-ТАСС, http://news.stroybm.ru/index.html

    18. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М. : 1991.- 34 с.

    19. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология (Здоровые города). - М: 1995. - 446 с.

    20. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. – М.: ВНИИТАГ, 1990. С. 119-123.

    21. Филин В.А. Видеоэкология. М.: ТАСС-Реклама, 1997. – 317 с.

    22. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. М.: Наука, 1990. - 213 с.

    23. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. Наук. – М.: 1987, С. 44-48.

    24. Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды // Колористика города материалы Международного семинара). - М.: 1990, Т. II. - С. 62-79.

    25. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор // Колористика города (материалы Международного семинара). – М.: 1990, Т. 1. С. 55-60.

    26. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. – М.: Наука, 1963. - 166 с.


    Приложение 1




    Различные архитектурные стили города Астрахань




    Приложение 2

    Г омогенные элементы в архитектуре города Астрахань





    написать администратору сайта