Вигилентный конфликт. Вигилентный конфликт конфронтация местных жителей с этническими мигрантами
Скачать 18.16 Kb.
|
Вигилентный конфликт - конфронтация местных жителей с этническими мигрантами. В современном мире рост миграционных потоков способствует распространению этнических вигилентных конфликтов. Этнический вигилентный конфликт (лат. vigilant - бдительный) представляет собой конфронтацию местной этнической общины с этническими мигрантами. Инициатором конфликта выступают местные жители, которые воспринимают поведение этнических мигрантов как неприемлимое. В этих конфликтах частные группы используют методы полиции и их тактика варьируется от предъявления иска до расправы и погромов. По причине того, что сегодня главным источником потоков беженцев и вынужденных переселенцев являются затяжные этнонациональные конфликты крупные по численности группы беженцев-эмигрантов возникли в странах: Афганистан (2601 тыс.), Армения (189 тыс.), Азербайджан (310 тыс.), Босния и Герцеговина (472 тыс., Хорватия (343 тыс.), Ирак (639 тыс.), Палестина (104 тыс.), Сомали (496 тыс.), Судан (474 тыс.) и др. страны. Массовые потоки беженцев усложняют процессы свободной миграции, вызываемые глобальной экономикой. Люди, вынужденные покинуть этническую родину из страха перед преследованием, местью, этническими чистками и резней, вливаются в широкий поток мигрантов, уезжающих в поисках возможностей лучшей жизни или воссоединения со своими родственниками. Соседние страны, как правило, вынуждены принимать массовые потоки этнических беженцев, либо миграция происходит в европейские социально-развитые страны (Германия, Франция). Сегодня проблема насилия в этнических конфликтах существует во всех странах мира, охваченных потоками свободной и вынужденной миграции, и Россия не исключение. Примером вигилентного конфликта служат события в Западном Бирюлево. В ночь на 10 октября 2013 г. в Западном Бирюлево, районе на юге Москвы, неизвестный, кавказской внешности, зарезал молодого человека на глазах его девушки, после чего скрылся. Через три дня жители района собрались, чтобы потребовать скорейшего расследования убийства и закрытия овощебазы, на которой предположительно работал убийца. «Народный сход» (40 человек) перерос в массовые беспорядки (3 тыс. человек). Молодые люди, скандируя националистические лозунги, занялись мародерством, погромами, направленными против имущества этнических мигрантов (разгром торгового центра «Бирюза»), по итогам которых правоохранительные органы задержали 400 участников беспорядков. Также был задержан и осужден убийца. По аналогичному сценарию развивались конфликтные события и в других регионах (г. Кондопога (Карелия) в 2006 г., в Ремонтненском районе (Ростовская область) в 2012 г). Вигилантизм в отношении мирных курдских возвращенцев является стереотипной реакцией турецкого большинства на партизанскую и террористическую борьбу курдских сепаратистов. В Турции курды-возвращенцы подвергаются притеснениям, повышенному налогообложению и бытовой дискриминации. От политики правительства принимающего общества зависит изменение местной толерантности к мигрантам, перейдет ли она в нетерпимость или же будет происходить конверсия толерантности. Вигилентные группы возникают при недостаточной деятельности правоохранительных органов, полиции, суда. Поэтому в международной практике существуют правительственные стратегии по урегулированию вигилентных конфликтов. Правительственная политика раздельного расселения этнических мигрантов поддерживает номинальный уровень толерантности местных жителей, поскольку ограничивает их контакты с мигрантами. В этих целях создаются лагеря беженцев и организуются районы временного размещения вынужденных переселенцев, что именуется в терминологии ООН "районами безопасности". Ученые называют несколько причин, по которым правительство принимающего общества предпочитает поселенческую сегрегацию этнических мигрантов: необходимость обеспечить безопасность; возможность организованной репатриации и привлечения гуманитарной помощи; использование мигрантов в качестве дешевой рабочей силы. Принимающие государства имеют право размещать беженцев в специальных лагерях или районах, если будут соблюдаться минимальные стандарты обращения с ними: обеспечение питанием, одеждой, медицинскими и образовательными услугами, а также покидание лагеря для устройства на работу, помощь в репатриации или для переселения в другую страну. Создание "районов безопасности" также не противоречит нормам международного гуманитарного права. Сегодня многие государства приняли законы, определяющие статус и порядок обеспечения прав вынужденных переселенцев. Само по себе раздельное поселение вынужденных мигрантов не является дестабилизирующим фактором местных толерантных отношений. Однако неспособность правительства обеспечить безопасность этнических мигрантов делает толерантные отношения неустойчивыми. Лагеря беженцев представляют собой огороженные зоны, в которых находятся только беженцы и те организации, которые им помогают и контролируют внутренний порядок. По данным УВКБ ООН, местные власти не в состоянии обеспечить беженцам защиту, когда лагеря находятся в конфликтных регионах или недалеко от них. Следовательно, боевики могут проникать в лагеря и вербовать беженцев. Когда лагеря беженцев становятся очагами преступности и политического экстремизма, местные жители начинают нетерпимо относиться к раздельному поселению этнических мигрантов и требуют их репатриации. Местная нетолерантность распространяется на всех этнических мигрантов, хотя их малая часть вовлечена в противоправную деятельность. Следует отметить, что свободное расселение не исключает возможности поселенческой сегрегации этнических мигрантов. По мнению исследователей городская (и микрорайонная) сегрегация является значительным индикатором отношения принимающего общества к мигрантам. Она определяет многие другие неравенства местных жителей и мигрантов, поскольку жизненные шансы, особенно детей, варьируется в зависимости от места жительства, различий жилища, образования и распространенности уличной преступности. Исследования свидетельствуют, что в развитых странах микрорайонная сегрегация остается высокой и устраняется медленно. В США ее именуют гиперсегрегацией, поскольку большинство афроамериканцев проживают в крупных консолидированных городских гетто с малочисленным белым населением. Свободное поселение вынужденных мигрантов в высокостатусной диаспоре (высокого признания в обществе) способствует развитию глубокой толерантности только при условии правительственного контроля безопасности мигрантов. Жизнь самостоятельно обосновавшихся этнических мигрантов не обязательно безопаснее, чем у беженцев в лагерях. Они могут сталкиваться с различными проблемами физического выживания - от угроз со стороны части неприязненно настроенного местного населения до нападения групп боевиков и принудительной вербовки в эти группы. Особому риску насильственного рекрутирования подвергаются дети-беженцы, которые используются боевиками в качестве посыльных, разведчиков, пехотинцев. Высока вероятность вовлечения несовершеннолетних мигрантов в местную организованную преступность. Диаспора самостоятельно не в состоянии обеспечить контроль безопасности своих новых членов, не нарушая законов принимающей страны, т.е. не используя вооруженную самопомощь и месть. Ситуация культурной маргинальности мигрантов означает нахождение "между двух огней": этнический мигрант стремится к приобщению к культурным стандартам принимающей страны, которая воспринимает его "второсортным" и опасается быть отторгнутым группой происхождения вследствие утраты прежних стиля жизни, менталитета и социального статуса на этнической родине. Притягательность местной господствующей культуры и стремление к восходящей мобильности побуждают часть этнических мигрантов к ассимиляции. Она может быть двухступенчатой аккультурацией и структурной ассимиляцией. Аккультурация охватывает не только усвоение внешнего стиля жизни, например, одежды, языка, подражание местным обычаям, но и ментальных черт господствующей культуры, представлений о ценностях. Структурная ассимиляция означает тесные межэтнические отношения в формах соседского поселения и смешанных браков. Однако ассимиляция - длительный процесс, охватывающий жизнь 1-2 поколений. Поэтому лишь малая часть этнических мигрантов стремится к культурному поглощению в принимающем обществе. Социолог Р. Альба выявил большую предрасположенность к ассимиляции в США и в странах Европы последующего, нежели первого поколения мигрантов. Таким образом, попадая в инокультурное и иноэтничное окружение, мигранты могут выбрать для себя и следовать следующим моделям поведения: ассимиляции, интеграции, сегрегации, маргинализации. Если две первых модели предусматривают конструктивное взаимодействие с принимающим обществом, заключающееся либо в полном присоединении к нему (ассимиляция) с последующей утратой национальной идентичности, либо в сохранении лишь отдельных компонентов национальной идентичности на фоне общего включения в принимающее общество, то две вторых модели подразумевают, соответственно, либо кардинальное обособление с минимизацией контактов с принимающим обществом, либо промежуточный тип, связанный с утратой собственной национальной идентичности при необретении новой национальной идентичности. Последние две модели представляют собой наибольшую опасность для социальной стабильности и национальной безопасности принимающего государства, поскольку являют собой плодотворную почву для распространения в мигрантской среде экстремистских настроений, ее криминализации. |