Главная страница
Навигация по странице:

  • Приготовление

  • Интересный факт

  • (Из воспоминаний Быстровой Аллы Николаевны)

  • Респонденты: Быстрова Алла Николаевна, прабабушкаЖемчужникова Екатерина Фёдоровна, бабушкаЛитература

  • Интернет ресурсы

  • Викторина. Районная заочная викторина по фольклору и этнографии. Викторина по фольклору и этнографии По страницам вепсской старины


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеВикторина по фольклору и этнографии По страницам вепсской старины
    АнкорВикторина
    Дата14.03.2022
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРайонная заочная викторина по фольклору и этнографии.doc
    ТипВикторина
    #395530




    Районная заочная викторина по фольклору и этнографии

    «По страницам вепсской старины»

    (Ende vanhan vepsän lehtpoled)



    Работу подготовила: Трубникова Анастасия, ученица 3 «б» класса МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1» Руководитель: Трубникова Надежда Анатольевна, бабушка, учитель начальных классов МБОУ «Тимошинская оош»

    1.Я думаю, что это устье русской печи. В вепсско-русском словаре Нины Зайцевой «пячь» - это печка. «Сига» – это поросенок. Устье печи всегда черное от того, что топят печь.



    Раньше люди очень часто мылись в русской печи. Вкратце, происходило это так: после того, как печь заканчивали топить, лещадь очищали, выгребая оттуда золу и вычищая пыль, устилая затем соломой. После этого помещали туда предварительно нагретые корчаги. Одну – с травяным отваром, другую – с чистой, хорошо нагретой водой. Оставалось ещё место, где располагались веники, мочалки и сушеные травы для отваров. Мылись в русской печи чаще всего дети и старики. Проворные ребята забирались внутрь сами, а стариков «отправляли» туда на лопате или липовой доске.

    2. Порог

    Порог символизирует начало пути, жилище, ведь через него переступает каждый, кто попадает в дом. Обычно изготавливают его из дерева. В давние времена считалось, что под порогом обитает хранитель дома – домовой.


    В православном мире вокруг порога создалось много суеверий, которые существуют и до наших дней: нельзя здороваться и прощаться на пороге, нельзя наступать на него и сидеть на нем, спотыкаться о него, купцы на пороге в лавке не стоят (покупателей отгонишь), через порог нельзя ничего принимать — будет ссора, невеста не должна в первый день переступать через порог дома своего жениха.

    «Вот тебе Бог, а вот тебе порог!» Ее произносили, выгоняя из дому неугодного человека и указывая на икону и на дверь. «Добрая слава до порога, а худая за порог». «Без Бога ни до порога». «Перейдешь порог — пройдешь и горы». «Ему доверия только до порога». «Честью величать, так на пороге встречать».

    3. Щелок – прекрасное натуральное средство, которым пользовались наши предки.

    Его можно использовать для стирки, мытья волос, тела и посуды.

    Это экологически чистый продукт, – в нем нет ни консервантов, ни химии, ни всех тех вредностей, которые в больших количествах содержатся в современных средствах, – он не только не загрязняет природу, но и очень полезен – например, использованным щёлоком хорошо поливать огород.

    Готовится щелок из золы.  Приготовление:

    Насыпать треть эмалированного ведра древесной золы (именно древесной золы, не продуктов сгорания бытовых отходов. Говорят, лучше «работает» зола лиственных деревьев, чем хвойных. Особенно – зола берёзы, ольхи).

    Залить золу водой до верха ведра, убрать всплывшие крупные частицы. Дальше есть варианты.

    - Дать золе настояться в воде 3 суток (приготовление щёлока холодным способом).

    Интересный факт:
    Печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

    (Из воспоминаний Быстровой Аллы Николаевны) В детстве мне мыли голову щёлоком. Но мне помнится, золу просто проливали кипятком, а не варили и не настаивали. Вода становилась мылкая, т.е. мыло в ней легко и сильно мылилось. Волосы после мытья щелоком становились мягкие и шелковистые, не спутывались, легко расчёсывались.
    4. Для обозначения обуви у всех вепсов бытует термин keng´at. Наиболее доступным и распространенным видом обуви у южных вепсов являлись берестяные лапти (virzut), которые сохранялись до середины ХХ в. Их актуальность возросла в военные и послевоенные годы, когда не было возможности изготовить кожаную обувь. Лапти имели косое плетение, с низким задником и краями, к которым, благодаря ушкам (virzum korvad) привязывались оборки (paglad), плетѐнные из волокнистых растительных материалов или конского волоса. Изнашивалась такая обувь при интенсивной работе за несколько дней, а то и меньше: «На «сучьях» берестяная обувь и за день полетит». Для ношения лаптей ногу оборачивали онучей (hatar) из поношенного холста. Женщины, кроме того, при работах в лесу одевали на ноги холщовые (roht´miižed) наголенники (kal´žut, kaputad) (ср.в. kaužut, kal´žut, сев.в. kalžut), привязывавшиеся под коленом бечѐвками (paglad). Наголенники, кроме вепсов, были широко распространены у карельского населения. Другой берестяной обувью, распространѐнной у южных вепсов, были ступни (stupnid) с высокими краями и задником, известные под таким наименованием и средним вепсам. Носили их на босую ногу, использовались они на покосе, жатве, при работе во дворе, при ходьбе на небольшое расстояние. Иногда лицевая сторона ступней украшалась оригинально выплетенной берестяной полоской другого цвета. ( Валентина Лебедева)


    Портя́нка — кусок ткани для обматывания ног, нижнее бельё, прямоугольный (примерно 35 см x 90 см) кусок тёплой и прочной ткани, который использовался в старину вместо носка. Портянки носили с лаптями(см. также онучи) или с сапога- ми.  Для того чтобы портянка не разматывалась при ходьбе и беге, её нужно особым образом (плотно) наматывать на ногу. Делать это следует от носка ноги и непременно «наружу», а не «внутрь», чтобы приходьбе она не сбивалась и не натирала ногу. Нога в портянке практически завёрнута в два слоя ткани, чтолучше сохраняет тепло, а при кратковременном попадании в воду намокает  только наружный слой портянки.

    Портянки бывают двух видов: летние и зимние. Летние портянки изготавливаются, как правило, из сукнаили из хлопка , зимние — из байки либо из ткани составом 50 % хлопка и 50 % шерсти.

    Ткань не обмётывается по краям и не сшивается из отдельных кусков, чтобы швы и рубцы не натиралиногу.

    Портянка в некоторых случаях лучше носка (особенно в суровых условиях).

    Достоинства портянки: она быстрее сохнет;

    её проще изготовить из подручных кусков материи, чем сшить носок;

    она изнашивается меньше носка (так как можно менять местами более изношенные участки с менееизношенными);

    В зимнее время года вепсы носили валенки, в остальные сезоны плелись лапти двух видов: сапоги с низкими бортами и ступни в виде башмаков с высокими бортами, в более позднее время использовались сапоги и башмаки из кожи.
    5. Длинная прямая палка (коромысло) – для переноски грузов. В данном случае - для переноски белья на речку для полоскания.

    Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца.



    Приспособление ступа для того, чтобы толочь белье после полоскания. Наши предки это делали на речке. Белье само переворачивалось в ступе при помощи коромысла. Белье несколько раз полоскали и толкли в ступе, чтобы вышла вся мыльная вода. Нельзя было толочь шелковое бельё в ступе.
    Пословицы:

    На берёзовом пеньке ель не растёт

    По узенькой дощечке не ходите друг против друга.

    Не всё золото, что сияет, не всё серебро, что блестит.
    Загадка:

    Самовар




    Респонденты:

    Быстрова Алла Николаевна, прабабушка

    Жемчужникова Екатерина Фёдоровна, бабушка
    Литература:

    Вепсские пословицы и поговорки. О.Ю Жукова 2018

    Вепсско –русский, русско-вепсский учебный словарь. Зайцева Н.Г., Муллонен М.И.Петрозаводск «Карелия» 1995 . Новый русско-вепсский словарь. Зайцева Н.Г., Муллонен М.И.Петрозаводск «Периодика» 2009
    Интернет ресурсы:


    Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/27586/

    https://pechnoy.guru/pechi/otopitelnye/russkaya-pech/drevnerusskaya-pech.html
    https://s-zametki.ru/narodnye-primety-o-poroge-24-poverya-svyazannye-s-porogom.html


    написать администратору сайта