Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. В социальной динамике

  • Социальная динамика

  • Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

  • ПЗ docx — копия. Выполнение практических заданий по дисциплине социология


    Скачать 20.17 Kb.
    НазваниеВыполнение практических заданий по дисциплине социология
    Дата16.04.2022
    Размер20.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПЗ docx — копия.docx
    ТипДокументы
    #478824

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа

    Студент

    МОСКВА 20

    Критерии социального прогресса.
    Социальное развитие и общественный прогресс могут быть строго оценены только на основе объективных показателей. Для этого существуют и используются строгие объективные критерии, или показатели прогресса.

    Учёные, изучающие общество и его развитие, выдвигали различные критерии общественного прогресса. Общепризнанными считаются следующие критерии:

    1. уровень знаний и развития человеческого разума.

    2. Совершенствование нравственности, норм морали.

    3. Развитие производительных сил, в том числе самого человека.

    4. Развитие техники и науки.

    5. Степень интеграции общества (объединения людей в единое целое).

    6. Степень дифференциации общества (разделение людей на слои).

    7. Социально-политические свободы и права личности.

    8. Средняя продолжительность и уровень жизни.

    Чем выше эти критерии, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

    Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    Всоциальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

    Социальная динамикаО.Конта - это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторах, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».

    На этой стадии развития, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной дина­мике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, - позитивной политикой. На место старой, традиционной религии с богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль О. Конт отводил пролетариату при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.
    Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

    Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Обычно к числу интеллектуальных предшественников Дюркгейма относят трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо. Идейно-теоретическим источником для работ Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Его основными сочинениями являются: "О разделении общественного труда", "Самоубийство", "Метод социологии" и другие.

    Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

    Философской основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый «социологизм», представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни.

    Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним суще­ствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отно­шению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надындивидуальная реальность. Соответственно, была выделена типология социальных фактов:

    • 1-й тип - факты коллективного общественного сознания - духовные, нематериальные (нормы религии, права, морали);

    • 2-й тип – факты общественного бытия – материальные, морфологические - строения и формы частей общества (демографические и экономические факты: плотность населения, территориальное распределение, характер путей сообщения, формы жилища).


    написать администратору сайта