Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил(а): Косенко Екатерина Сергеевна (Ф.И.О. студента) Экономика ЭНУ-1121(2) (направление, группа) Проверил(а)

  • Социология. Выполнил(а) Косенко Екатерина Сергеевна (Ф. И. О. студента) Экономика эну1121(2) (направление, группа) Проверил(а)


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеВыполнил(а) Косенко Екатерина Сергеевна (Ф. И. О. студента) Экономика эну1121(2) (направление, группа) Проверил(а)
    Дата29.09.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциология.pdf
    ТипРеферат
    #704993

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
    Зачетная (экзаменационная) работа
    (№ семестра)
    Социология название дисциплины
    Реферат
    (вид работы)
    Социальные учения русского анархизма
    (Название темы)
    Выполнил(а):
    Косенко Екатерина Сергеевна
    (Ф.И.О. студента)
    Экономика ЭНУ-1121(2)
    (направление, группа)
    Проверил(а):
    (Ф.И.О. преподавателя)
    (дата)
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ

    Содержание
    Введение
    1. Теоретические основы анархистского учения
    1.1 Свобода
    1.2 Равенство
    1.3 Братство
    1.4 Экспроприация
    1.5 Народный почин
    2. Основоположники анархизма в России
    2.1 Бакунин Михаил Александрович(1814-1876) – русский гегельянец, родоначальник и теоретик русского анархизма, идеолог бунтарского направления в народничестве
    2.2 Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – русский теоретик анархизма и демократ, революционер и писатель, ученый-географ, социолог, путешественник
    Заключение

    Введение
    В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».
    Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами.
    Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы.
    Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе. Государство также имеет право прибегать к общественной силе для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В современном понятии государство контролирует отношения различных социальных групп и слоев, а порой даже отдельных индивидов. Но государство также стремится к регулированию всех аспектов человеческой жизни, всех видов взаимодействия индивидов.
    Таким образом, вопрос о роли государстве, степени его вмешательства в различные сферы общества чрезвычайно важен, особенно в России, где традиционно вмешательство государства в личную жизнь людей было очень широко. Именно этому вопросом, по сути, посвящено такое социалистическое учение, как анархизм.
    Часть людей, которая хоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея о том, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороны государства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничеством индивидов.
    Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого
    члена, а все формы власти должны быть упразднены. Л.Н. Толстой, рассуждая о проблеме государства, утверждал, что «государство есть насилие», а его слова:
    «Это так просто и несомненно, что не согласиться с этим нельзя» характеризуют отношение к теории анархизма.
    Некоторые исследователи настолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличие социологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно с проблемой власти.

    1. Теоретические основы анархистского учения
    Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до без государственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.
    Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) – общественно - политические и социально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве.
    Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
    Теория анархизма подразумевает пять начал, которые можно выделить в качестве фундамента всего учения:
    1. Свобода
    2. Равенство
    3. Братство
    4. Экспроприация
    5. Народный «почин»
    1.1 Свобода
    Свобода – понятие многосмысловое и многослойное. Оно по праву занимает ведущее место в учении анархизма и выносится во многие лозунги.

    Во-первых, свобода от вышестоящих инстанций, от всего порождённого институтом государства. Уничтожение государственного строя есть главное требование и главная программа всех анархистов. Такое освобождение подразумевает полное уничтожение всех министерств, дум, судов и, следовательно, уничтожение политики в её сегодняшнем смысле.
    Во-вторых, свобода от власти, принуждения и эксплуатации. Любая власть, держащаяся на силе и богатстве, признаётся ложной и противоестественной и подлежит уничтожению порабощенными ею. По большей части это относится к отношениям работодателя и рабочего. Работодатели упраздняются, заменяясь инициативой всех рабочих вместе, которые на общих собраниях решают общие предприятельские вопросы, исходя из своего опыта.
    В-третьих, свобода труда. Каждый сам решает, чем он хочет заниматься, сколько он будет посвящать своей работе времени, и как он будет распоряжаться продуктами этой деятельности. Это преобразование должно сильно изменить жизнь, т. к. рабочий день и неделя загружаются работодателем по максимуму – чем дольше работает рабочий, тем больше прибыль у хозяина. На протяжении истории люди с великим трудом отвоёвывали себе свободные часы, дни революциями и забастовками, но они не достигли конечной цели. Чтобы произвести такое количество продуктов, которое удовлетворит потребности семьи (или семей, если это предприятие) и поселения, в котором находится рабочий (или предприятие), достаточно 4-х часового рабочего дня. И даже при таком графике будут появляться излишки, которые будут обмениваться на другие товары у близлежащих поселений. Это преобразование очень плодотворно. Оно даёт людям необходимый досуг, т. е. время для просвещения, размышления, общения. Читающий, развивающийся и общающийся человек обладает инициативой к действию, он перестаёт быть «человеческим ресурсом», а становится индивидуальностью и даже личностью.
    В-четвёртых, свобода от навязываемых правовых и моральных норм.
    Правовые нормы логично упраздняются вследствие уничтожения государства.
    Моральные же нормы не исчезают, но не навязываются, т. к. многие моральные
    нормы устарели или не выполняются ввиду своей неестественности и навязанности. Человек сам вправе выбирать модель своего поведения и следовать ей, но если же он будет посягать на благополучие окружающих его людей, то общество будет вправе применить меры, степень жестокости которых
    (ограничатся ли они попыткой перевоспитать и наставить на путь истинный, или же просто изгонят из своего общества) будет также зависеть от самих людей.
    И в-пятых, свобода ассоциаций. Являясь последствием свободы труда, предполагает создание добровольных объединений по различным экономическим интересам. Такие ассоциации станут основой экономики, соединяя различные города-коммуны, сёла и деревни.
    1.2 Равенство
    Равенство является одним из идеологических столпов изучаемого учения.
    Критики анархизма довольно часто указывают на соседство равенства и свободы как на изъян, объявляя о невозможности уравнивания свободных людей. То есть: если люди абсолютно свободны в своих желаниях и поступках, то кто же будет их уравнивать? Не аппарат ли насилия под названием государство? И критики считают, что они нашли противоречие в системе анархистского общества. Но они ошибаются. Свобода и равенство вполне могут сосуществовать, если под равенством понимать не насильственное уравнивание и унификацию людей (что является абсолютным и бессмысленным злом для анархистов), а если понимать под равенством равные права всех на всё. Если кто-то хочет заниматься, к примеру, производством бытовой техники, то он находит единомышленников, и они организуют вольное общество по производству этой техники. И в этом обществе каждый его член будет равен любому другому, в вопросах распределения продуктов труда, в вопросах сбыта этих продуктов другим поселениям, при условии удовлетворения потребностей всех жителей поселения, в котором находится предприятие. Никто из них не сможет без согласия других распоряжаться станками, заставлять выходить своих коллег на работу, когда те
    будут заслуженно отдыхать и т. д. Во-вторых, это предприятие равно по отношению к другим предприятиям своего профиля, монополии и диктование условий отдельным кругом лиц не допускается в свободном обществе.
    Равноправие и равенство перед обществом не только не противоречит свободе личности, но и создаёт необходимые условия для свободы и ненасильственного характера внутри общественных отношений.
    1.3 Братство
    Братство – термин, заимствованный общественными деятелями эпохи
    Просвещения из Христианского вероучения. В нём утверждается, что все люди на Земле произошли от одной пары – Адама и Евы, и, следовательно, являются родственниками. Данная формулировка предполагает, что люди, чувствуя между собой родственную связь, будут и вести себя, как подобает родным. Известно, что анархисты отвергают религию, воспринимая её как государственный институт, но данная мысль поддерживается ими. В это понятие вкладываются такие принципы, как взаимовыручка, уважение к чужой собственности, жизни, чужому мнению. Эти принципы составляют основу жизни анархистского общества, т. к. при отсутствии всяческих контрольных институтов, созданных государством, именно эти принципы смогут создать и удерживать тонкую грань всеобщей свободы, не давая людям творить зла и сеять хаос. Что есть взаимопомощь? Это проявление сострадания и оказание некой материальной или духовной поддержки, которая поможет нуждающемуся. Общество, в котором каждый член его готов прийти на помощь своему соседу крепко, здорово и жизнеспособно. Уважение же к другому человеку и всему тому, что составляет его жизнь, помогут обществу жить в мире и согласии, «всем миром» решать общие проблемы. Братство – это, в первую очередь, взаимопонимание, уважение и любовь. анархистский свобода равенство собственность
    1.4 Экспроприация

    Экспроприация – это изъятие частной собственности в пользу всего общества. Как мы знаем, приверженцы такой теории общественного устройства как социализм пропагандируют всеобъемлющую экспроприацию, полное уничтожение частной собственности. Но в чём будет стимул работы человека в таком обществе? В обогащении всей окружающей его общины? Но общество с общей копилкой тяжело удержать от общего властителя, который и завладеет всеми накопленными богатствами. Анархистам полная экспроприация кажется опасной и бессмысленной затеей, т. к. экспроприация всегда являет собой насилие. Практически всем людям присуще чувство собственника, потребность в предмете, на которые он имеет права монополиста, и никто не готов отдать всё в пользу идее. Анархисты не идут путём социалистов. Переходу в общественное владение подлежат лишь те объекты, ресурсы и т. п., которые важны для удовлетворения потребностей всего социума. Сюда попадают такие объекты как фабрики, заводы, музеи, театры, библиотеки и т. д. Управляют ими сами служащие этих организаций на общих собраниях через всеобщее голосование.
    Сами рабочие теперь осуществляют перераспределение ресурсов, производимых на их производстве. Из-за исчезновения хозяев исчезают такие реалии как зарплата, жёсткий рабочий график, уход большей части прибыли в карманы директоров. Взамен этого – самоуправление, распределение продуктов труда самими рабочими, свободный доступ к рабочим местам.

    1.5 Народный почин
    Народный почин – это инициатива самих людей, жителей деревень и городов, их желание меняться и менять окружающую действительность. Это причина и необходимое условие перемен. Большинство людей имеют или имели собственную инициативу, но из-за «атомизированности» общества и других внешних факторов они не имеют возможности собраться всем вместе, обсудить желаемые перемены и претворить их в жизнь. Власти также всеми силами будут пытаться подавлять такие выступления. Задача людей представляется в том, чтобы вырастить в себе собственное мнение, утвердиться в нём и, объединившись с единомышленниками, создать свою идеальную жизнь. Не поддаётся сомнению, что все люди согласятся с идеалами анархистов. Каждый готов и мечтает жить свободно, ни от кого и ни от чего не завися, кроме себя самого. Каждый желает иметь равные с другими возможности по удовлетворению своих потребностей. Каждый готов уважать и помогать другому, получая от других то же самое в ответ. Каждый рабочий хочет участвовать в жизни и судьбе своего предприятия и не желает отдавать львиную долю своего честного заработка человеку, который сидит в кабинете и
    «управляет» производством. Но для исполнения всех этих мечтания нужна сила, инициатива и отсутствие страха к резким переменам.
    Итак, мы увидели основу учения анархизма. Понятия свободы, равенства, братства, экспроприации и инициативы проходят красной нитью через все труды
    Кропоткина, без них он не видел смысла в анархизме, поэтому естественно ожидать, что призывы были услышаны, и последователи данной теории будут следовать этим категориям и ставить их во главу угла. Для проверки действенности этой теории мы должны обратиться к истории современных
    Кропоткину организаций и их ближайшим потомкам.

    2. Основоположники анархизма в России
    2.1 Бакунин Михаил Александрович(1814-1876) – русский гегельянец, родоначальник и теоретик русского анархизма, идеолог бунтарского направления в народничестве
    Основные произведения:«Государственность и анархия», «Кнуто- германская империя», «Революционный катехизис».
    Основные социально-философские идеи.
    1). Учение о государстве. Происхождение государства Бакунин рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна: лучшие ее черты и инстинкты создают зародыш вольной безгосударственной организации будущего, худшие - являются основой для возникновения государства. По мнению Бакунина, государство строится на дурных инстинктах и страстях, предосудительных свойствах ума. Государство исторически возникает во всех странах «от союза насилия, опустошения и грабежа», и означает «насилие, господство посредством насилия», замаскированного или бесцеремонного. Суть всякой государственной власти, всякого правительства – в порабощении народа. Для народа, для трудящихся государство всегда останется тюрьмой, «хотя бы оно десять раз назвало бы себя народным и было разукрашено наидемократическими формами». В основе таких представлений Бакунина о государстве лежали реальные противоречия современного ему буржуазного общества.
    2). Социальный идеал. Вместо государства Бакунин предлагает создать после социальной революции новый строй, основанный на «идее свободы».
    Свобода индивидов и ассоциаций выступает как принцип равенства, справедливости, солидарности. Поэтому надо разрушить государство, всякие авторитеты, и построить Федерацию свободных самоуправляющихся общин.
    Свобода индивида, есть не что иное, как «отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных».

    Свобода индивидуальная у Бакунина сочетается со свободой коллективной и справедливым удовлетворением материальных потребностей: «Коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собой сумму индивидуальных свобод и процветаний». Общество организуется на коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциации людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности, что позволит достичь свободы каждого.
    Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими через воспитание, научное образование и материальное благополучие. Поэтому свобода, по Бакунину, не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого обеспечивает реализацию идеала будущего – анархоколлективистской организации общества. Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и целям своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности.
    Все юридические законы являются внешне навязанными, деспотическими установлениями. Они враждебны свободе и противоречат естественному
    (человеческому) праву.
    «Одним словом, мы отвергаем всякое привилегированное, лицензионное, официальное и легальное, хотя бы и вытекающее из всеобщего избирательного права законодательство, власть и воздействие, так как мы убеждены, что они всегда неизбежно обращаются лишь к выгоде господствующего и эксплуатирующего меньшинства в ущерб огромного порабощенного большинства. Вот в каком смысле мы действительно анархисты», - заявляет Бакунин.
    Правовая программа
    Бакунина была расплывчата и лишена концептуальной завершенности. Свои мечты о свободном без государственном обществе, основанном на социальной справедливости, об анархистской федерации, Бакунин надеялся осуществить посредством народного бунта,
    носящего массовый и стихийный характер. Русское государство Бакунин рассматривал как институт, противостоящий народу. Единственным выходом из создавшегося положения объявлялся для отдельных лиц разбой, «а для целого народа – всеобщий бунт, революция». Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере – социальная революция, в политической – разрушение государства. Бакунизм не смог из теории стать революционной практикой, хотя влияние анархизма сохранялось еще долго.
    2.2 Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – русский теоретик анархизма и демократ, революционер и писатель, ученый-географ, социолог, путешественник
    Представитель старинного княжеского рода. В 70-е годы Х1Х века участвовал в движении народничества. В 1873 г. написал программный документ анархистов«Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?».После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. Основные работы:«Хлеб и воля», «Поля, фабрики, мастерские», «Анархизм. Его философия и идеалы», «Государство, его роль в истории», «Анархия и ее философия», «Нравственные начала анархизма»,
    «Современная наука и анархия», «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса», «Этика» и др. Основные социально-философские идеи.
    1). Биосоциологический эволюционизм. Кропоткин считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естественнонаучным методом. Он выдвинул идею общего для животного мира и человека «биосоциологического закона взаимной помощи», который определяет процесс эволюции. Суть его: обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают все виды живых существ объединяться во имя общих интересов. Тот вид, который способен организовать свою жизнь на максимально солидарных началах, оказывается в более благоприятных условиях для выживания. Развивая теорию анархического (без государственного) коммунизма, который, по его
    мнению, нужно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как часть биологической жизни, а сами социальные революции как закономерные, необходимые явления, неизбежно приводящие к установлению нового общественного строя. Формы реализации закона взаимной помощи были положены им в основу периодизации истории и выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов. Историю
    Кропоткин рассматривал как циклическое и прерывистое развитие.
    2). Отрицание государства и социальный идеал. Как анархист Кропоткин отрицательно относился к любой форме государства, так как всякое государство.
    Происхождение государства он объяснял экономическими и классовыми причинами.
    Он критиковал буржуазный парламентаризм, всеобщее избирательное право, так как они служат угнетению народа. Отрицательно он относился к идее диктатуры пролетариата, считая «рабочее государство», управляемое выборным собранием «зловредным мечтанием». Государство, как причина всех общественных зол, по Кропоткину, устраняется социальной революцией, выводящей человека из безнравственного царства насилия в царство свободы. Идеал Кропоткина – анархия – установится не сразу, а после своеобразного переходного периода, в котором допускается государственный федерализм, как форма взаимной помощи. Революционный народ при помощи федеративного государства уничтожает частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию, «возврат обществу того, что ему принадлежит по праву». Общественными должны стать земля, фабрики, недра, одежда, жилища и т.д. Народ сам займется распределением продуктов, руководствуясь чувством справедливости. После краткого переходного периода общество вступит в стадию анархии, где все вопросы организации будут решаться путем свободного соглашения. Это будет коммуна, состоящая из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединяются в свободные федерации. В коммуне личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основной социально-экономической единицей будущего
    общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению
    Кропоткина, освободят людей от «каких бы то ни было начальственных принуждений».
    Анархия понималась как общество, где существуют дисциплина, порядок и разумная организованность, но все это идет снизу, а не сверху. Поэтому
    Кропоткин критиковал государственный социализм, политику большевиков в первые годы советской власти. Вместе с тем он положительно оценивал возникновение Советов народных депутатов, но выступал против диктатуры партии.
    Особое место в социологической концепции Кропоткина занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого Кропоткиным в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования.
    Именно в рамках этической теории Кропоткин разрабатывает свое фундаментальное понятие «взаимопомощь», выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности
    –справедливость и самопожертвование. Этика Кропоткина – это этика консолидации общества, лишенная нормативных требований и санкций, гармонизирующая личное и общественное, с помощью которой личность может максимально реализовать свой потенциал.
    Социально-философская концепция Кропоткина сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое внимание оказала теория П. Прудона и М.А. Бакунина, а также позитивизмом. Конта и Г.
    Спенсера. Он выступал против марксизма и диктатуры пролетариата, отвергал диалектику и оставался на позициях механистического объяснения развития.
    Социально-философские взгляды
    Кропоткина получили широкое распространение в странах Западной Европы, Латинской Америки, Индии, Китае.

    Многие высказанные им идеи заслуживают серьезного внимания, а отдельные из них – идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизации централистских функций государства и др. – актуальны и сегодня.

    Заключение
    Анархизм был порождён реалиями Нового времени, став реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.
    Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин и немец Макс Штирнер.
    Самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах связана с именем Пьера Прудона. Анархизм становится социально-философским революционным учением, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности.
    Ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения в России и Европе явился Михаил Александрович Бакунин. Именно он заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения).
    После бурного подъема в конце 1860-х - начале 1870-х гг. анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса, вызванного и провалом ряда восстаний, и жестокими правительственными репрессиями.
    Правительственные репрессии против революционеров привели к тому, что ряд анархистских групп Европы и Америки перешли к террористической деятельности против представителей власти.

    Своеобразным вариантом анархизма в России было толстовство.
    Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.


    написать администратору сайта