Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Пути развития государств в Спарте и Афинах. Спарта

  • 2. Государственный строй Спарты и Афин.

  • 3. Права Спарты и Афин.

  • 6. Заключение.

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Выполнила студентка курса, группы


    Скачать 73.66 Kb.
    НазваниеВыполнила студентка курса, группы
    Дата22.07.2019
    Размер73.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKulturologia_referat.docx
    ТипКурсовая
    #84348


    МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)


    Кафедра «Прикладная математика»
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине ­

    (наименование дисциплины)
    Тема:


    Выполнила студентка курса, группы


    (фамилия, имя отчество)

    Научный руководитель


    Москва 2016

    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Пути развития государств в Спарте и Афинах…………………….4

    2. Государственный строй Спарты и Афин…………………………..6

    3. Права Спарты и Афин……………………………………………….7

    4. Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины……………………9

    5. Заключение…………………………………………………………11

    Список использованной литературы……………………………….……12

    Введение

    На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. К началу V века до н. э. выделилось два наиболее значительных города-государства - Спарта и Афины, каждый из которых развивался особым путем. Соперничество этих двух государств привело к многолетним гражданским войнам. Долгое время бытовал взгляд на Спарту как на отсталое в культурном отношении государство: «Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государство реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов-илотов, которых она старалась держать в вечном страхе». В целом из имеющейся литературы можно составить достаточно ясное представление о развитии государственности у древних греков, однако выявление общих, типических и индивидуальных черт в развитии двух наиболее значимым древнегреческих полисов кажется интересным и обоснованным с научной точки зрения.

    Цель работы: изучить процесс становления и основные этапы развития государственности в Спарте и Афинах.

    Задачи работы:

    · описать этапы становления Спартанского и Афинского государства;

    · раскрыть социальное положение различных классов-сословий спартанцев и населения Афин;

    · определить характерные черты воспитания в Спарте и Афинах;

    · описать права двух государств.

    Предметом изучения являются древнегреческие государства Спарта и Афины и соответственно спартанское и афинское общество.

    1. Пути развития государств в Спарте и Афинах.

    Спарта

    Это государство располагалось на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спарта VIII – VI вв. до н. э. представляла собой воинственное государство. Спартанское государство образовалось к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Жизнь в Спарте протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты) которые были лично свободны, но платили дань. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами. Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки. Спарта оставалась земледельческим государством с замкнутой экономикой, где не допускалась частная собственность на землю. Не могли развиться денежные отношения, а земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Спарта отказывается от искусств и даже от спорта. После 576 г. спартанской победой отмечены только Олимпийские игры 552 г. до н.э., за период 548 - 400 гг. до н.э. всего насчитывается отдельных двенадцать побед. К концу века музыканты и поэты обходят Спарту стороной. Хоровое пение, музыка и танцы подверглись консервации.

    Среди государственных органов в Спарте сохранялись народное собрание и собрание старейшин, а государством управляло два вождя - архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась неограниченной. Народное собрание - апелла - имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей.

    Афины

    Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства.

    Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона. Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы.

    Афинская демократия носила ограниченный характер: из участия в государственной жизни полностью устранялись женщины и рабы.

    2. Государственный строй Спарты и Афин.

    Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограничена советом старейшин (герусия) - органом спартанской знати - и коллегией эфоров (выборные должностные лица, обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий). Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.

    В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке Соломоном и Калисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот” (буле) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати – ареопаг. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан. Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. В Спарте своеобразный быт и система военизированного воспитания, основанных на установлениях Ликурга, способствовали созданию сильного и опытного войска (спартанская пехота).

    В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму - широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников.

    3. Права Спарты и Афин.

    Основным источником права Спарты был обычай. Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг другу. Равенство спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности. Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

    Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

    Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Семья в Спарте была моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним. Таким образом, право древней Спарты основывалось прежде всего на интересах государства.

    Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Впервые вводятся понятия умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Афинское право оставалось несистематизированным. Производя суд, могли создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. В V - IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

    Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: «И я буду слушаться власти... и повиноваться установленным законам... и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми». С этого же времени появляются в Греции настоящие, то есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных ее городов, а это было делом нелегким.

    Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, на собственников государством налагались значительные повинности. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его. Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

    4. Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины.

    Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, её истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Детей закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Экзамены, перед тем как принять подростка в круг взрослых мужчин, были суровые. Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин. С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн. Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа. Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству». Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

    Девочек в Спарте воспитывали как матерей будущих граждан-воинов. Их обучали с семи лет, как и мальчиков. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.

    Общественное мнение, неписанные законы в обществе, заставляли гражданина Афин заниматься обучением и воспитанием своих детей. К концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Важным считали одновременное физическое и умственное воспитание. Афиняне стремились к полному всестороннему раскрытию способностей человека. Главной стимулирующей силой при воспитании молодежи были благородные соревнования. В соответствие с задачами воспитания мальчикам в Древних Афинах полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.

    Основная цель физического воспитания - подготовить юношу для военной службы. В 4 веке до н.э. военная служба продолжалась 4 года, с 18 лет. Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей. В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от фантазии родителей.

    6. Заключение.

    Подводя итог изучения Спарты и Афин следует констатировать, что и та, и другая обладали рядом достоинств и недостатков.

    Спарта и Афины характеризуют две формы правления Древней Греции, представляя собой два типа республики: аристократическую и демократическую. Представляет интерес то, что многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

    Характеризуя развитие права в Афинах и Спарте, видим, что древнейшим источником права этих городов-государств являлся естественный обычай. Правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах, и даже законодательство Ликургна базировалось преимущественно на обычае.

    В Афинах довольно быстро появились профессиональные юристы, право развивалось интенсивными темпами. Хотя и оставались определенные пережитки – например, в уголовном праве заметны пережитки родового строя, в ряде случаев признавалась кровная месть – афинское право ввело многие прогрессивные институты.

    И в Афинах, и в Спарте существовала разветвленная система исполнительной власти.

    А главными различиями между Афинами и Спартой являются:

    1. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.

    2. В Афинах была древняя демократия, но следует понимать, что особенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли ею воспользоваться. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, вообще не имели гражданских прав. Как известно, во все времена одним из главных недостатков демократии считалась «говорильня». Не были исключением в этом смысле и Афины: по словам современника, «будучи весьма опытны на словах и на деле, мы так легкомысленны, что в один и тот же день об одном и том же имеем разное мнение. Что мы порицали, прежде чем идти на народное собрание, за то мы, собравшись вместе, голосуем, а немного спустя, когда разойдемся, снова порицаем тех, за кого здесь выступали». (Гиро П. Указ. соч. С. 345 – 346). В то время как в Спарте – классическая аристократия, право которой основывалось прежде всего на интересах государства.

    3. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность.

    4. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.

    5. В основе возникновения государства в Спарте лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации. Общественный строй Спарты был построен на основе военной организации.

    6.Крайние оценки Спарты как типа полиса в целом характерны для историографии. Основные черты Спарты о которых я впервые прочитала в учебниках истории Древнего мира раскрываются жестоким отношением спартанцев к покоренным илотам и характеристикой Спарты как военного лагеря, после чего констатируется, что в VI веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Павленко Ю.В. «История мировой цивилизации» СПб, 2004г.

    2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. С.А. Жидкова, И.А. Крашенинниковой. Ч. II. - М., 1998.

    3. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.

    4. История Спарты. Период архаики и классики. Автор Л. Г. Печатнова, 2002.

    5. АФИНЫ: История города. Автор М. Л. Смит, 2003.

    6. http://studopedia.ru/5_167120_kultura-drevnegrecheskogo-polisa-afini-i-sparta.html

    7. http://fb.ru/article/66260/drevnie-afinyi---kolyibel-grecheskoy-kulturyi

    8. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-drevney-grecii.html

    9. http://www.kulturologia.ru/blogs/221013/19077/

    10. http://interesnik.net/rassvet-i-padenie-sparty-rozhdenie-goroda-legendy/




    написать администратору сайта