Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению

  • Выразительное чтение басни. Дошкольное образование. Выразительное чтение басни. Выразительное чтение басни


    Скачать 93.32 Kb.
    НазваниеВыразительное чтение басни
    АнкорВыразительное чтение басни. Дошкольное образование
    Дата20.09.2022
    Размер93.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыразительное чтение басни.docx
    ТипДокументы
    #686854

    Материалы по теме «Выразительное чтение басни»

    Жанровое содержание басни определяет особенности ее чтения. Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосред­ственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место. По словам Е.В. Язовицкого, «исполнитель басен — не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный, поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали».

    Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

    Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения. Поскольку мораль раскрывает основной замысел автора, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей. Назидание должно быть прочитано так, чтобы дети задумались над ним. Однако мораль никогда не следует навязывать, читать нарочито серьезно, она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию. Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительс­кой задачи.

    Однако другая особенность басни — аллегорич­ность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает воп­рос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, на­пример Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у испол­нителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нуж­но уделить передаче образов, характеров персонажей.

    ПЛАН РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕ БАСНИ.

    1.Определить композицию басни.

    2. В чем заключа­ется словесное действие персонажей, каковы их наме­рения? Научитесь выполнять это словесное действие.

    3. Каково отношение автора к намерениям персонажа? Постарайтесь выполнять одновременно два словесных действия персонажа и автора.

    4. Найдите в басне такие фонетические сочетания, которые помогают ярче воссоз­дать образы или какой-либо момент развития действия. Используйте звучание этих сочетаний при чтении басни.

    5. Какие имеются в басне изменения ритма и каково их значение? Передайте в звучащем слове эти ритмические изменения.

    6. Приготовьтесь к чтению басни, выполняя намеченную вами исполнительскую задачу.

    Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению

    Основная идея басни — воспитание дружбы, взаимопомощи, слаженности в работе. Задача чтеца — осудить разобщенность героев , и убедить слушателей в том, что только коллективный труд дает положительные результаты. В басне три действующих лица — Лебедь, Щука и Рак. Автор не дает им характеристики, не раскрывает их внутренний мир, а просто сообщает об их поведении и очень убедительно показывает сущность их «взаимосвязи», отношение друг к другу, подчеркивая нежелание и неумение делать общее дело сообща. Взявшись везти с поклажей воз, они не могут согласовать свои действия, и каждый поступает по своему усмотрению: Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В результате их действия не достигают желаемой цели: воз и ныне там. Басня начинается с морали, в которой заключена основная ее идея, — когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Мораль надо прочитать не быстро, передать имеющееся в ней поучение, выделив слова согласья нет, на лад, не пойдет, чтобы сосредоточить внимание слушателей на главном. Поучение от повествования необходимо отделить паузой, что даст возможность слушателям глубже осознать замысел автора и психологически подготовить их к осмыслению рассказа о незадачливых героях, поведение которых служит яркой иллюстрацией к тому положению, которое выдвинуто автором вначале. Первая фраза басенного рассказа — Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись — является завязкой. Прочитать ее надо не быстро, после слова однажды сделать психологическую паузу, чтобы насторожить ребят, повысить их интерес к тому, о чем пойдет речь. Слова Лебедь, Рак, Щука выделить, так как в них содержится сообщение о героях басни, от действий которых будет зависеть результат начатого дела. С целью правильной передачи идеи главный упор при чтении следует сделать на те места, в которых раскрывается причина несостоятельности героев осуществить задуманное: каждый из них действует в одиночку, по своему усмотрению, не согласуя свое поведение с товарищем. На эту несогласованность необходимо обратить внимание слушателей, так как ее следствием является развязка басни: дело остается несделанным. При чтении надо подчеркнуть слова рвется в облака, пятится назад, тянет в воду, которые особенно ярко характеризуют несогласованные действия героев. Особого внимания потребует развязка: а воз и ныне там. В ней подведен итог действий героев. Она наглядно иллюстрирует основную мысль басни. Поэтому читать ее надо несколько замедленно. После слова воз можно сделать короткую психологическую паузу, чтобы заставить ребят внимательно следить за результатом усилий Лебедя, Рака и Щуки. Фразу а воз и ныне там следует произнести так, чтобы слушатели убедились в бесполезности несогласованных действий, поняли, что только дружно, сообща можно выполнить задуманное дело


    написать администратору сайта