Главная страница
Навигация по странице:

  • Коллективизация

  • Шаруа

  • выступление казахских шаруа. Выступление казахских шаруа в годы силовой коллективизации Саудагазы арай 103пд


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеВыступление казахских шаруа в годы силовой коллективизации Саудагазы арай 103пд
    Дата01.02.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлавыступление казахских шаруа.pptx
    ТипДокументы
    #348080

    Выступление казахских шаруа в годы силовой коллективизации

    Саудагазы арай -103пд


    Актобе 2022

    Годы силовой коллективизации – это…


    Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год (в западной части страны — до 1950 года). Целями коллективизации заявлялись «преобразование мелких и неэффективных индивидуальных хозяйств в крупные общественные для роста продуктивности сельскохозяйственного производства», «рост промышленных производств и индустриализация страны, остававшейся аграрной, с преимущественно сельским населением». Сложившиеся крупные хозяйства и механизация позволили упростить переход рабочей силы и распределение продуктов из аграрного сектора в индустриальный. В исторической перспективе это остановило качественное отставание в уровне развития промышленности СССР в сравнении с развитыми странами, стимулировало рост городского населения, по соотношению которого к сельскому Россия значительно уступала развитым странам. Так, на 1914 год свыше 80 % населения России проживало на селе, только 15,3 % составляли горожане. В то время как самая урбанизированная страна Европы — Англия — имела в городах 78 % населения, США и Франция до 40 %, а Германия до 54,3 %.

    О казахских шаруа


    Шаруа — категория зависимых скотоводов (кедей) и земледельцев (жатаки) в казахском феодальном обществе. Шаруа юридически не были закрепощены. Они должны были вносить продуктовую ренту в различных формах и выполнять всевозможные отработки. При усилении эксплуатации между шаруа и феодалами возникали конфликты, при которых шаруа откочёвывали, угоняли скот, принимали участие в вооружённых стычках и так далее. Якунин А. Ф. «Народы Средней Азии и Казахстана во второй половине XIX века», Москва 1954.

    Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф. Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября». В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников. Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса. В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло человек.  Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели хозяйств, а в 1933 – Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике. С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1 миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно. В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела. В годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод.

    Коллективизацию в Казахстане возглавлял Ф.И. Голощёкин. Он избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизация аула». Т.Рыскулов, С.Садвакасов и другие были обвинены в национализме. Уважительное отношение к представителям старой интеллигенции Казахстана в годы коллективизации трактовалось как подрыв советской национальной политики, как одобрение курса Алаш Орды. По указанию Сталина в годы коллективизации в ходе хлебозаготовок разрешалось использовать чрезвычайные меры. В 1928 году началась перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность. Наметился рост поголовья скота. К 1926 году скота в республике насчитывалось 29,9 голов скота, а к 1929 году - 40,5 голов скота. В феврале 1928 года начался процесс насильственных хлебозаготовок. 27 августа 1928 года подписан декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полу феодалов», который определил целевую установку на эскалацию силового режима. В ходе коллективизации была нарушена атмосфера гражданского мира, установившаяся в годы НЭПа. Ликвидация байских хозяйств началась из-за сопротивления байской верхушки. Конфискация баев осуществлялась повсеместно с нарушением действовавших законов.

    Завершить процесс коллективизации в казахской степи предполагалось к весне 1932 года, а полное оседание хозяйств к 1933 году. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна была стать сельхозартель, а в животноводческих -товарищество по совместной обработке земли и косьбе. В сентябре 1932 года ЦК партии в постановлении предложил в животноводческих районах создавать ТОЗы как переходную ступень к сельхозартели. Со второй половины 1929 года в республике форсированной разминается колхозное движение, к проведению коллективизации партия привлекает рабочих. Привлечённые к проведению коллективизации в Казахстане рабочие искажённо представляли коллективизацию, как сшивание с огромного радиуса территории юртовладельцев в одно место. Посланцы партии насаждали в степи планировку российской деревни. В ходе коллективизации сформировались способные действовать командно- административными методами кадры сверх активистов. Всех колеблющихся и сомневающихся в коллективизации огульно называли - подкулачники.

    Спасибо за внимание

    Современная история казахстана



    написать администратору сайта