Последний поэт Есенин. Есенин. Выткался на озере алый свет зари , 1910 г
Скачать 15.03 Kb.
|
С деревней С. Есенин был объединен начиная с самого рождения. Родимый край, отчизна С. Есенина, - селение Константиново Рязанской губернии. Отрочество такое же, как у всех сельских ребятишек. Летом - купание, рыбалка, ночное, зимой - бабушкины сказки. В стихах Есенина не только тяжесть общекрестьянского труда. В них раздолье сельских праздников, гуляний, ребяческая забава ночного, смех, песни, шум птиц. Стихи глубоки красками и запахами: Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари... «Выткался на озере алый свет зари...», 1910 г. Золотой, алый, синий, зеленоватый - все расцветки круговорота природы, ее цветения и увядания заключает стихотворец в свою палитру. Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Вьются паутины с золотой повети... «Задымился вечер, дремлет кот на брусе», 1912 г. Картина в первых лирических произведениях С. Есенина абсолютно всегда деревенского содержания. Поэт наблюдает не только красу и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: перекривившиеся избы, топи, болота. Родимый край - заброшенный, забытый. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь... «Край ты мой заброшенный…», 1914 г. Оживленно подключается стихотворец в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских празднеств и будней. Вместе со всеми он сходит в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье: Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы... «Троица», 1914 г. Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с общекрестьянским уклоном». Есенин как творец крестьянский постоянно размышляет в первую очередность о деревне. Новоиспеченный мир предстает в его стихах или в облике неосуществимых картин мужицкого рая на земле, или в виде любовного «града Инонии», где обитает «божество живых» и владычествует «революционная вера». (Инония (пророку Иеремии), 1918 г.) Первоначальные животрепещущие эмоции стихотворца - крестьянский быт с древнейшими традициями, безграничный простор, благодать натуры: Изба крестьянская, хомутный запах дегтя, Божница старая, лампады кроткий свет. Как хорошо, что я сберег те Все ощущенья прежних лет. «Мой путь», 1925 г. Есенин оценивал селянство и деревню как ключевых носителей государственного начала, следовательно, главная тематическая установка творений поэта - мир российского крестьянства. Российский мужик всем своим бытием объединен с природой. В родной деревушке поэт обучился «слушать песенки ливней и черемух», боготворить «братьев наших меньших», осмысливать себя самого долею всеобщего гармонического режима естественной жизни. Есенин обожает не абстрактную Россию, а основывает лик тесной и драгоценной ему земли - Рязанщины, его представление деревни всегда досконально и конкретно: Хорошо косою в утренний туман Выводить по полю травные строчки, Чтобы их читали лошадь и баран. «Я иду долиной. На затылке кепи...», 1925 г. Вместе с деревенским миром С. Есенин ощутил его крушение, сочувствуя и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», - строчил он в одном из стихотворений. («Спит ковыль. Равнина дорогая...», 1925 г.) Это не элементарно эффектная фраза, а жизненная позиция поэта. Сергей Есенин обнаружил для меня тот мир, какого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу, как можно поближе узнать, осмыслить и сберечь. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил он. Россия, Русь - это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, рассказывает о Руси деревенской, о крестьянской России. Есенин с совершенным правом мог о себе сказать: «Я - последний поэт деревни». |