Византийская символика в истории российского государства. Византийская символика в истории Российского государства
Скачать 355.5 Kb.
|
1 2 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ульяновский Государственный Технический Университет Кафедра истории и культуры Византийская символика в истории Российского государства Выполнила Студентка ЗВФ гр. БАз-11 Филянина Я.А. Научный руководитель Кандидат исторических наук Петухов В. Б. Ульяновск 2008 Содержание Введение…………………………………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Византия в истории Российского государства 1.1 История Византии…………………………………………………………………………………………….6 1.2 Византийская символика…………………………………………………………………………………12 Глава 2. Государственная символика России 2.1 Понятие государственной символики…………………………………………………………….14 История создания российского герба……………………………………………………………..15 Заключение………………………………………………………………………………………………………..…..36 Список литературы………………………………………………………………………………………………..38 Введение Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур. Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом. Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков, в правление Ивана III. Российский государственный флаг появился позже — в первой четверти XVIII века и был связан с реформаторской деятельностью Петра Великого. Появление официального государственного гимна относится к XIX веку. Дальнейшая эволюция российской государственной символики, особенно в XX веке, сопровождалась острой политической борьбой вокруг их содержания, что оказывало серьезное влияние на российское общество, его социальное и духовное самочувствие. В течение длительного времени (после 1917-го года и до 1990-х годов) национально-государственная российская символика была подвергнута забвению, ее место заняли другие символы, олицетворявшие иные задачи государства. Только в начале 1990-х годов с воссозданием суверенного Российского государства стала воссоздаваться национально-государственная символика России как самостоятельного государства. Только на рубеже XX-XXI веков Россия обрела, наконец, государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений. Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами. Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно на гербах отдельных государств-княжеств изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу (лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие). Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и т.д. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета. Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и т.д. Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей - представителей разных государств. Что же такое символ, каково содержание этого весьма сложного социально-философского понятия? Французский исследователь Жюльен Надя так определяет данную категорию: «Символ - это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния». В новой философской энциклопедии категория «символ» определяется как «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так что а) предмет не может быть дан иначе, чем посредством другого знака — символа, б) знак — символ не может выражать другую предметность, оставаясь при этом самотождественным, в) знак - символ является не только средством указания на предмет, но также и источником смысла (в предельном случае - единственным), г) интерпретация знака - символа не допускает конечных процедур и однозначной «расшифровки», но в то же время предполагает существование конкретного смысла и исключает произвольность толкования». Данный подход полностью соотносим с государственной символикой, где знак-символ непосредственным образом связан с предметом, который он отражает, обозначает, и опосредован историческим процессом путем накапливания в символе определенного социально-исторического содержания, социально-политического опыта государства. Таким образом, государственная символика играет далеко не последнюю роль в становлении суверенного государства, в консолидации общества на основе национальных традиций, в укреплении государственной власти, в воспитании подрастающих поколений, в расширении и укреплении международных позиций государства. Избранная в качестве исследования тема является актуальной в исторической науке. Подробнее как часть государственной символики изучим историю создания герба Российской Федерации. Глава 1. Византия в истории Российского государства. История Византии Византийское общество по-разному характеризовалось в истории. Известный русский ученый В.С. Соловьев считал Византию азиатской деспотией, основанной на рабстве подданных. Французский исследователь А. Гийу предпочитал говорить о византийской цивилизации, оценивая это государство в привычных для Запада понятиях. Некоторые византинисты утверждают мысль о существовании в Византиинеписаной конституционной монархии. Английский историк Д. Оболенский высказывал идею уникальности политического устройства Византии, отличавшегося и от Запада, и от Востока, называя его «Византийским содружеством государств». Мы будем обозначать это полиэтническое государственное образование, основанное на верховенстве православия, «Византийский таксис», то есть византийский порядок. По моему мнению, такой подход гарантирует неоправданный перенос европейских характеристик на Византию. Необходимо также напомнить, что понятия «Византия», «Византийская империя» не являются самоназваниями. Они возникли только в XIX в., будучи образованными от названия древнегреческой колонии Византий на европейском берегу Босфора, на месте которой в 324 – 330 гг. возник Константинополь, столица новой империи. Правители Константинополяназывали свою империю «Римской», или по-гречески «Ромейской». Подданные считали себя «римлянами», или «ромеями». В состав Византиивходили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, частично Месопотамия, Армения, острова Эгейского моря, приморская территория Крыма и Кавказа. В V в. добавились отдельные районы Аравии, Далмация, Иллирик. В VI в., время наибольшего могущества империи, ее власть распространилась на Италию, Северную Африку и на средиземноморскую Испанию. Впоследствии границы империи будут непрерывно сокращаться. Говоря о хронологии, исследователи порой утверждают, что Византия – единственное государство, даты основания и гибели которого точно известны. В 324 г. был заложен первый камень в основание Константинополя. 30 ноября 330 г. произошло торжественное открытие новой столицы империи. Эта дата и может считаться начальной в истории Византии. Просуществовало это государство более тысячи лет и пало в результате турецкого завоевания 29 мая 1453 г. Населяли Византиюсамые различные народы, отличавшиеся по языку, культуре и даже религии. Здесь жили иллирийцы и греки, сирийцы и армяне, евреи и грузины; здесь находились отдельные славянские и германские племена; позднее, с VIII – IX вв., появятся арабские и тюркские племена. До VII в. официальным языком империи являлся латинский, на котором велись судопроизводство и делопроизводство; латинские надписи сопровождали печати и монеты империи. С VII в. утвердился греческий язык, который специалисты называют среднегреческим, или византийским. Византия во многом являлась продолжением Римскойимперии. В ней были римские должности – император, сенаторы, консулы, преторы, префектыи др. Сохранялись римская военная организация, римская налоговая система. Римское право оставалось действующей системой. В то же время Византияоказывалась качественно иным образованием, основанным на православии. Во главе Византиистоял император, который с VII в. стал называться автократором, то есть самодержцем. Он считался правителем «милостью Божией». Правда, «милость Божия» не прямо нисходила на государя от Бога, но косвенно, опосредованно, через волеизъявление народа. Считалось, что если различные по этнической принадлежности, языку и религии народы приходят к единому мнению по поводу кандидатуры государя, то это мнение внушено Богом. То есть автократор по существу избирался. Поэтому автократором мог стать человек любого звания, любой этнической принадлежности, но непременно православный. Государь выступал в роли агонотета, то есть третейского судьи, который должен беспристрастно разбирать споры между народами. Правитель имел особые знаки достоинства, инсигнии: диадему, то есть двойную корону с православным крестом посредине, скипетр, державу, красный плащ с двуглавыми орлами, красные сапожки и мешочек с землей – акакию, который должен был напоминать о «голосе земли» во время выборов. Государь считался главой не только светской, но и церковной власти. Поэтому он мог созывать церковные соборы, председательствовать на них, предлагать и отклонять кандидатуру патриарха, менять церковную организацию и даже церковное учение. Поэтому автократор изображался на иконах как Святой, с нимбом над головой. Высшими органами государственной власти в Византии были сенат, получивший с VII в. название синклит, и государственный совет, или иначе – консисторий. Синклит состоял из 2000 человек. Возглавлял его проэдр, позднее эпарх. Последний обладал особыми привилегиями и мог отстаивать перед лицом императора интересы синклита и народа. Синклит играл особую роль в обеспечении преемственности императорской власти. В силу того, что в Византии никогда не существовало закона о престолонаследии, император называл в присутствии членов синклита своего преемника, объявлял его своим соправителем; этот торжественный акт сопровождался принесением присяги, гарантируя последующее восхождение соправителя на престол. Другим важным органом публичной власти были димы –организации свободных граждан Константинополя, объединявшиеся поквартально. Димы, в свою очередь, составляли партии, которые имели возможность публичной деятельности на ипподроме. Константинопольский ипподром, вмещавший 60 тыс. человек, был особым политическим институтом; скачки здесь лишь заполняли паузы между решением важнейших политических вопросов. Здесь сообщалось об объявлении войны и заключении мира; здесь оглашались новые законы; здесь возвещалось о смерти императора и называлась кандидатура преемника. Собравшийся народ выражал свое одобрение аккламациями, или аплодированием; если же народ был не согласен, то выражал свое отрицательное мнение криком и топаньем ног. В этом своеобразном византийском парламенте действовали четыре партии: венеты(синие), прасины (зеленые),левки(белые) и русии(красные). К первой принадлежала аристократия, ко второй относились представители финансово-предпринимательских слоев, а к третьей и четвертой – остальные граждане столицы. Наибольшего влияния организации димов и партии достигли в VI в. В 517 г. умер император Анастасий, не оставивший преемников. Один из его племянников был представлен синклитом как кандидат на престол. Однако народ, собравшийся на ипподроме, провалил эту кандидатуру и провозгласил императором Юстина, выходца из бедной крестьянской семьи, не умевшего ни читать, ни писать. Юстин вызвал из родной деревни племянника, дал ему имя Юстиниан, усыновил, а затем объявил соправителем. Юстиниан получил прекрасное образование и большой опыт государственных дел. В 527 г. скончался Юстин, и Юстинианс одобрения большинства народа был провозглашен императором. Однако в 531 г. против него было поднято восстание, получившее название Ника, то есть «Побеждай!». Восставшие заняли ипподром, объявили о низложении Юстиниана и назвали альтернативным императором Ипатия, племянника Анастасия. Столица была охвачена взрывом насилия. Оставшиеся под контролем Юстиниана гвардия и провинциальная армия начали занимать квартал за кварталом, пока не блокировали восставших на ипподроме. В ходе заключительной операции погибли 30 тыс. человек; Ипатийбыл казнен. В дальнейшем роль ипподромауменьшалась и свелась к официальным церемониям чествования императора и членов его семьи. Функция димов постепенно ограничивалась участием в народных празднествах, процессиях, публичных встречах дипломатических миссий и в прочих официальных акциях. Правда, и в дальнейшем отмечалось не только преклонение народа перед величием императорской особы, но и взрывы негодующего отношения к императору, когда народ забрасывал его во время шествий грязью и тухлыми яйцами. С VII в. в Византии сформировались ведомства центрального управления, так на- зываемые логофисии. Существовали логофисия геникона, ведавшая налогообложением; логофисия стратиотикона, руководившая делами армии; логофисия дрома, занимавшаяся дипломатией, почтой и разведкой; логофисия идика, ведавшая имуществом императора. Возглавляли ведомства логофеты. Одновременно с усилением центральной власти происходил переход к новой системе управления провинциями. С VII в. начали создаваться военно-административные округа – фемы. Главой фемы император назначал стратига, который соединил в одном лице административные и военные полномочия. Он обязан был обеспечить сбор налогов, действие имперского законодательства, функционирование военной организации. Стратиг обеспечивал набор новобранцев, устанавливал порядок призыва стратиотов – крестьян, обязанных военной службой и получавших в качестве вознаграждения стратии – земельные участки. В дальнейшем должность стратига становилась наследственной, что являлось фактором сепаратизма. Особый византийский таксиспредопределяло православие. Имея общехристианские истоки, православие весьма существенно отличалось от католицизма уже в IV – V вв. Православная церковь не обладала политической и экономической самостоятельностью, не имела земельной собственности, сопоставимой с императорской. Патриархи православной церкви не оспаривали прав на верховную власть в империи, не претендовали на суд над императорами. Православные иерархи придерживались принципа симфонии, то есть согласия между патриархатоми империей. Православная церковь характеризовалась большей степенью свободы и демократичности в отличие от католической. В православии допустима автокефалия– самостоятельность национальных церквей. Наряду с патриархом Константинопольским были патриархи Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский. Впоследствии образовались автокефальные церкви на Кавказе, Балканах, Руси. В православии допускался перевод священных книг на национальные языки, разрешалось богослужение на местных языках. Духовенство не отделялось от мирян непроходимой гранью. Священники и миряне получали одинаковое причастие хлебом и вином. Низовое духовенство могло избираться и сохранять узы брака; безбрачие стало практиковаться только с X в. для священников, начиная с епископского ранга. Православная церковь имела совершенно иные организационные основы. В православии всегда признавалось безусловное верховенство соборов. Именно соборы принимали догматы православного учения, канонические нормы; соборы избирали и низлагали патриархов, вершили суд над иерархами. Патриарх считался исполнителем соборной воли. Православная церковь никогда не присваивала себе привилегии распределять божественную благодать посредством продажи индульгенций, как это было принято на Западе, не присваивала себе права оценивать верующих, достойны они Рая или Ада. Православная церковь опиралась на иные догматы. В православной доктрине иначе трактовался принцип омоусиа, равносущности трех ипостасей Бога. Бог-Отец считался породившим Бога-Сына, старшим и высшим по отношению к нему. Идея первенства Бога-Отца упрочилась в IX в. в ходе споров об исхождении Святого Духа. Было признано, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Этот догматический монизм не в последнюю очередь повлиял на политический монархизм. Подобно тому как в небесном мире всем правит один Бог-Отец, так и в земном мире должно править одно лицо – император. Поэтому в иконографии Бог-Отец изображался с атрибутами монарха. Православие не признавало чистилища, военно-монашеских орденов. Оно было более терпимо к другим монотеистическим религиям, не подвергая их представителей гонениям и уничтожению. В VIII в. в Византиипо инициативе императоров Исаврийской династии началось иконоборчество, или, по-византийски, иконокласм. Иконы были объявлены пережитками идолопоклонства; было сочтено, что Бог неизобразим, иконный образ – мнимый, вводящий в заблуждение. Иконы подлежали уничтожению, священники, защищавшие их, подвергались репрессиям. В течение 100 лет продолжались эти гонения. За это время в православном богословии было разработано учение об архетипе. Иконный образ, выполненный в соответствии с каноном, стал рассматриваться как символ, имевший мистическую связь с божественным первообразом, архетипом. Особый вклад в это учение внес Иоанн Дамаскин. Оно сыграло решающую роль в восстановлении почитания икон, или иконолатрии по-византийски. Специфика Византийского таксиса в немалой степени обуславливалась экономикой. Ее основой была частная собственность, чем Византия резко отличалась от Востока и от современного ей Запада. Существенное место в экономике занимала государственная собственность, предопределившая особую роль государства. Однако император никогда не был верховным собственником всех земель империи. Другим фундаментальным отличием византийской экономики было продолжающееся развитие городских ремесел и торговли. В Византиине наблюдалось упадка городской жизни и аграризации, как на Западе. В городских эргастерияхпроизводили самые изысканные шелковые и парчовые материи, предметы роскоши и украшения. В столичных ремесленных мастерских работали лучшие ювелиры, мозаичисты, эмальеры, художники. Вершины подлинного искусства достигли византийские керамисты и стеклоделы. Изделия византийских мастеров пользовались огромным спросом во всем мире и выступали недосягаемыми образцами. В Византиибыла исключительно развита международная торговля. Византийские купцы состояли в обмене с Индией и Китаем, Цейлоном и Аравией, с Эфиопией и Ливией, с Ираном и Согдианой, византийские купцы достигали Британии и Скандинавии. Многие достижения коммерческой техники впервые появились именно в Византии, например, «летучие письма», или вексель. В Византиина протяжении почти тысячи лет имела хождение золотая монета – солид, впоследствии – иперпир. Ее весовой стандарт повлиял на становление итальянской золотой монеты. Византия пережила за свою более чем тысячелетнюю историю несколько периодов тяжелейших спадов и блестящих подъемов. Первый кризис империя пережила в VII в., лишившись Северной и Средней Италии в результате лангобардского завоевания, утратив Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию в результате арабских вторжений. С середины VIII в.Византия начала восстанавливать свою государственную мощь, возвратив многие занятые арабами территории; началось Македонское Возрождение. В XI в. новую угрозу империи создали турки-сельджуки. В 1071 г. они уничтожили византийскую армию в битве при Манцикерте, взяли вплен императора Романа IV Диогена и беспрепятственно двинулись на Константинополь. Алексей I Комнин, пришедшийк власти в результате переворота, обратился за помощью к христианским государям Запада. Он смог использовать в интересах Византии потенциал Крестовых походов, вытеснил сельджуков из Святых земель. Начался новый подъем византийского государства; наметился новый расцвет культуры, названный историками Комниновским Возрождением. В конце XII в. на империю обрушился очередной кризис, связанный с активизацией сельджукской экспансии. В 1176 г. Византия потерпела поражение в битве при Мириокефале, лишившись владений в Киликии, Армении и на Восточном побережье Средиземного моря. Из состава империи стали выходить обретавшие самостоятельность народы. Так возникло в 1187 г. Второе Болгарское царство, обрела независимость Сербия. Ситуация осложнилась внутриполитическим кризисом, дворцовыми переворотами. В дело вмешались римский папа и монархи Западной Европы. IV Крестовый поход изменил свое направление, и последней его целью стал Константинополь. В 1204 г. столица Византиибыла штурмом взята крестоносцами, произошел раздел империи. На востоке образовалась Трапезундская империя во главе с династией Великих Комнинов. В Малой Азии возникла Никейская империя, объявившая себя правопреемницей Византии. Эти притязания мотивировались авторитетом Никеи как места Вселенских соборов и места пребывания константинопольского патриарха. В 1261 г. никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось овладеть Константинополем и восстановить Византию. Начался последний подъем Византийской империи. В культуре получило развитие Палеологовское Возрождение. С конца XIV в. Византия оказалась перед лицом еще большей опасности – завоеванием турками-османами. Уже к началу XV в. османы заняли Балканы, Болгарию и другие земли Юго-Восточной Европы и Малой Азии. Однако в 1402 г. османы потерпели неожиданное поражение от монголов Тимура в битве при Анкаре, что отсрочило штурм Константинополя. 29 мая 1453 г. столица Византии была взята Мехмедом II. Византийская история, начавшись правлением Константина, Константином же и закончилась. 2.2 Византийская символика Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском. Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы. Византия являлась наследницей Древнего Рима. Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору Константину Великому, который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине. У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы. Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси. Что касается геральдики, то символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему – черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком. Этот герб сохранился и как герб Византийской империи. В начале ее существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ г еографического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй: Священной Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России (двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран. Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер около Орхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империи двуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185 годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности к императорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшего положения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни в камниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византии двуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердился иной герб — с четырьмя буквами «В» между концами креста. В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, в частности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах трапезундских императоров Алексея III и Мануила III. 1 2 |