Главная страница

Эссе. Анализ образов в фильме зеркало Тарковского. эссе тарковский. Визуальный ряд в фильме Зеркало Тарковского


Скачать 15.82 Kb.
НазваниеВизуальный ряд в фильме Зеркало Тарковского
АнкорЭссе. Анализ образов в фильме зеркало Тарковского
Дата05.06.2022
Размер15.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе тарковский.docx
ТипРассказ
#570608

Визуальный ряд в фильме «Зеркало» Тарковского

Фильм Андрея Тарковского «Зеркало» рассказывает о судьбе его семьи, о детстве самого автора. Через искусство кинематографа он сумел показать, как эпоха влияет на человека, и как именно детство отразилось на нем. И главное значение здесь имеет именно видеоряд.

«Зеркало» начинается чёрно-белым прологом, снятым одним кадром. Камера панорамой охватывает кабинет и перемещается с мальчика Юры на женщину-гипнотизера, при этом то приближаясь к ним, то удаляясь. После слов мальчика «Я могу говорить» начинается основная часть фильма. Как будто бы автор наконец-то открывается зрителю.

Важно заметить, что в фильме переплетаются сцены, снятые на чёрно-белую и цветную плёнку. Так разделяются реальная жизнь и воспоминания, сны героя. При этом стыки между черно-белым и цветным – резкие и хаотичные. Происходит скачок и смена кадра.

В первой сцене, где Мария Николаевна встречается с незнакомцем. Герои сняты длинными панорамными кадрами на фоне природы. Вечная природа противопоставлена мимолетному и недолгому знакомству.

Вообще такие кадры (длинные и панорамные) часто используются в фильме и чередуются с быстрыми и резкими. Это указывает на то, что время «Зеркала» хаотично. Оно то тянется медленно, то быстро ускользает от главного героя.

Самого главного героя, Алексея, практически нет в кадре. Во время разговора с матерью снимается панорама квартиры. В сцене его разговора с женой герой тоже не появляется. Видеть Алексея мы можем только в сценах воспоминаний о детстве.

Картина фильма примечательна тем, что для съёмки используется множество отражающих поверхностей: зеркал и окон. Но в каждой сцене этот прием используется с разной целью.

Например, во фрагменте сна Алексея мы видим женщину в белом, которая с помощью света выделяется на сером фоне. Дом разрушается и создается ощущение нереальности происходящего. Только когда женщина смотрит в зеркало, а в отражении появляется старушка, зритель понимает, что речь идет о быстротечности времени, о том, что ничто не вечно. Зеркала встречаются и в сценах разговора Алексея с Натальей. Она разглядывает своё отражение в зеркале, совершенно не замечая героя. Он даже не отражается в зеркале, как будто бы невидимка. Маленький Алёша тоже нередко размышляет, вглядываясь в гладь зеркала. Так, можно считать зеркало символом истины и вечности.

Невнимательному зрителю очень легко запутаться в героях фильма, так как жену Алексея и Марину Николаевну в молодости играет одна и та же актриса, а маленький Алёша и Иннокентий – один и тот же мальчик. Это также важно для визуального ряда и восприятия смысла в целом. Герои становятся как бы «отражением» друг друга. Алексей вспоминает детство и проецирует его на реальную жизнь.

В фильм вставлены кадры хроники. Это Великая отечественная война, гражданская война в Испании и конфликт в Китае. Друг за другом отражены события, которые происходит в мире. Может так до нас доносят, что на фоне мировых проблем и катастроф переживания отдельно взятой личности теряются.

Тарковский большое внимание уделяет деталям. Именно поэтому детальный план в видеоряде далеко не редкость. Помимо многочисленных зеркал мы видим повторяющийся момент с перелистыванием книги. Засохший в страницах листочек как одно из воспоминаний Алексея о прошлом. Птица в нескольких кадрах - символ души главного героя. Когда он маленький, птица летает над ним, садится к нему на шапку. В последние минуты жизни Алексея мертвая птица в руке героя, и как только кулак разжимается, она оживает и улетает. Душа обрела свободу.

Конечно, пересматривая «Зеркало», зритель с каждым разом будет замечать всё больше интересных деталей в визуальном ряде фильма. Ведь именно картинка в этом фильме больше всего влияет на психологию зрителя. С помощью правильно подобранных цветов, ракурсов, монтажных склеек автор транслирует свои чувства и эмоции.


написать администратору сайта