Главная страница
Навигация по странице:

  • «Вклад Л.Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру: А) Значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре; Б) Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы.»

  • Биография Л.Н. Толстого

  • Значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре

  • 3. Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы

  • Реферат философия. Вклад Л. Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру а значение философии Л. Н. Толстого в мировой культуре б толстовское движение социальные, культурные, политические смыслы.


    Скачать 86.37 Kb.
    НазваниеВклад Л. Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру а значение философии Л. Н. Толстого в мировой культуре б толстовское движение социальные, культурные, политические смыслы.
    Дата11.05.2022
    Размер86.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат философия.docx
    ТипБиография
    #521928

    МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

    (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

    Кафедра философии и культурологии

    Исследовательская работа на тему:

    «Вклад Л.Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру: А) Значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре; Б) Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы.»

    Выполнил:

    студент 2 курса гр. 220105

    факультета иностранных языков

    Савинкина Виктория Вадимовна

    Научные руководители:

    кандидат философских наук, доцент

    Валеева Галина Викторовна

    профессор кафедры философии и культурологии, доцент

    Назарова Юлия Владимировна

    Тула – 2022 г.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………..………….3

    1. Биография Л.Н. Толстого…………………………………………….……5

    2. Значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре……………….11_

    3. Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы……………………………………………………….……………17

    Заключение……………………………………………………………………….24

    Список использованной литературы……………………………………………26

    Введение
    Актуальность темы данной работы связана с тем, что история русской философии Л.Н. Толстого значима. Он был гениальным художником, и развивал свои мысли с исключительной выразительностью, они всегда содержали неотвратимую правду, так как свои мысли подчинял морали свои основные идеи. В его формулировках сочетались максимализм и правда.

    Толстой Л.Н. непревзойденно и неповторимо осуществлял противление вековым традициям, поскольку придерживался своей индивидуальности. Посредством осуществления критики культуры и в воспевания «естественных» движений души, он стремился разрешить проблемы жизни, исключая «естественные» движения, воплощая идеи в виде искателя правды. Именно такое величие отразилось не только на его личности, но и на его мыслях. В связи с этим теоретическое исследование вклада Л.Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру в настоящее время не только актуально, но и необходимо.

    Цель работы – раскрыть особенности вклада Л.Н. Толстого и толстовцев в мировую культуру.

    Объектом данной работы является личность и философия Л.Н. Толстого.

    Предметом данной работы является философские воззрения в мировой культуре.

    Задачи:

    - изучить личность и биографию Л.Н. Толстого;

    - определить значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре;

    - рассмотреть Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы.

    Новизна данной работы заключается в обобщении философии Л.Н. Толстого и Толстовского движения, включая его социальные, культурные, политические смыслы в целях определения значимости для мировой культуры движений.

    Структура работы состоит из: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


    1. Биография Л.Н. Толстого

    Толстой Л.Н. (1828-1910) относится к самым читаемым писателям мира. Его произведения читаются не только в России, но и за рубежом. Его известными героями являются Болконский, Наташа Ростова, Безухов и многие другие.

    Исследуя вопросы относительно биографии Л.Н. Толстого, отметим, что н был четвертым ребенком в большой семье. Его мать Мария Николаевна Толстая, по девичей фамилии Волконская, была из рода Рюриковых. Толстой Л.Н. являлся родственником многих отечественных аристократов, его родство имело место быть и с Пушкиным. Образы родственников Толстой Л.Н. использовал в своих произведениях. Ему как ребенку уделялось немного внимания, так как мать скончалась сразу через 2 года после его рождения, а отец уехал после этого в Москву и там умер. В связи с этим Толстой Л.Н. и его братья и сестры стали воспитываться родственницей Т. А. Ергольской, которая взяла их на попечение. Далее они были переданы на попечение графине А. И. Остен-Сакен.. уже после ее кончины в 1841 г., детей стала воспитывать П. И. Юшкова. Она была их теткой и проживала в Казани. Процессом обучения Толстого Л.Н. занимался Сен-Тома, который был гувернером. В последующем, Толстой Л.Н. отобразит его образ в автобиографической повести «Детство», а затем немец Ресельман. Когда Толстой Л.Н. стал проживать в семье Юшковых, он проявил желание обучаться в Императорском Казанском университете, так как в то время данное учреждение было достаточно престижным. Братья Толстого Л.Н. также обучались в этом университете. Толстой Л.Н. поступил на восточный факультет, поскольку поразил своим знанием при поступлении турецко – татарского языка. Уже после поступления и небольшого срока обучения он перевелся с восточного факультета на юридический факультет.

    Стоит отметить, что противоречивость наблюдалась у Толстого Л.Н. и в юности. Он часто конфликтовал со своим домашним учителем истории. В связи с этим он получал неудовлетворительные оценки по данному предмету, что также определило необходимость в прохождении повторного курса по истории в ВУЗе. Именно нежелание повторять пройденного сподвигло Толстого Л.Н. поменять направление своего обучения и перейти на юрфак. В итоге университет им закончен не был, так как он уехал в Ясную Поляну. Там он поселяется в родительской усадьбе и ведет хозяйство по новым технологиям, которое в итоге привело к неудачным результатам. С 1848 года Толстой Л.Н. был в Москве, он хотел сдать кандидатский экзамен, но его больше привлекла светская праздная жизнь. Кроме того, он стал увлекаться карточными играми, так как был очень азартен. Он проигрывал в карточных играх большие суммы денег.

    С зимы 1849 года Толстой Л.Н. прибывает в Петербурге. Он также там прибывает в кутежах и развлечениях. На тот момент его лучшим другом является К. А. Иславин. С этого периода Толстого Л.Н. стала увлекать музыка, он посещает большое количество концертов и слушает Баха, Шопена и т.д. Толстой Л.Н. сам очень любил играть на рояле. В его доме проживал музыкант Рудольф, они с ним играли в 4 руки на рояле.

    Вместе с другом Зыбиным они сочинили вальс, который был потом переведен на ноты известным композитором С. И. Танеев. Карточные долги требовали возврата, денег у Толстого Л.Н. на тот период не было, и он решается уехать на Кавказ.

    Там по настоянию старшего брата Николая Толстого он поступил на военную службу. Осенью он сдал экзамен и получил звание юнкера. В течение 2 лет участвовал в военных стычках на Кавказе. Затем перевелся в Дунайскую армию в Крым. В этот период начинается ведение дневника, записи будут продолжаться до смерти писателя. Они являются важнейшим документом, в дневниках Лев Николаевич и описывает события своей жизни, и занимается самоанализом, и рассуждает. Также здесь были описаны цели и правила, которым он старался следовать.

    В период с 1854 по 1855 года Толстой Л.Н. принимает участие в военных сражениях под Севастополем. В связи с этими событиями его наградили орденом Святой Анны 4-й степени и медалями. На фоне своего вдохновения, Толстой Л.Н. написал трилогию «Севастопольские рассказы», первая часть которой была опубликована в журнале «Современник». После публикации данное произведение получило высокую оценку со стороны императора Александра. Толстой Л.Н. в этот период времени начинает работать над повестями «Детство» и «Отрочество», которые представляют собой автобиографическую трилогию1.

    В 1857 году в жизни и сознании Л.Н. Толстого наступил внутренний кризис. В связи с этим он покинул Петербург, направился путешествовать по европейским странам. В период своего путешествия по европейским странам он столкнулся с разочарованием в образе жизни общества. Он стал видеть огромное различие богатых и бедных, что было завуалированно европейской культурой. При этом он не отмалчивался, а свою критику европейского уклада выражает в рассказе «Люцерн».

    В период 1859 года Толстой Л.Н. вернулся в родную усадьбу и стал вести педагогическую деятельность в крестьянских школах Ясной Поляны. После трети года он решил повторить путешествие в Европу, его стало интресовать народное образование европейских стран. После своего возвращения из Европы Толстой Л.Н. упраздняет дисциплинарные правила и программы в школах, которые ранее были им созданы. Также с 1862 года он стал публиковать педагогический журнал «Ясная Поляна».

    Толстой Л.Н. свой творческий мир складывать начал, когда был подростком. У него возникла в тот период потребность и большое желание вести дневники, записывая туда свой психоанализ. Таким образом была написана знаменитая «диалектика души» Толстого2.

    Пребывая в Москве, он тоже писал несколько произведений. Там были созданы повести о цыганах, о своем дневном распорядке (неоконченные рукописи утрачены). Начиная с 50-х годов Толстой Л.Н. стал работать над повестью «Детство». После участия в военных действиях им были написаны новые рассказы, такие как «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Именно в этот период он закончил повесть «Детство», после которой он стал известен многим как писатель. Также им был выпущен цикл «Севастопольские рассказы». Закончив службу в 1856 году Толстой Л.Н. стал осознавать мировые возможности, семейные и народные ценности. Данные мысли он стал выражать в своих произведениях. Основой в его творчестве стал жизненный уклад и нравственное служение миру и обществу. Толстой Л.Н. стал заниматься как просветительской работой, так и осуществлял благотворительность. Им были открыты школы для крестьянских детей, он оказывал помощь бедным, не давал им голодать. Его женой была одна из сестер Бернс — Софья Андреевна, они с ней имели 13 детей. К концу 60-х – начале 70-х годов Толстой Л.Н. испытав духовный кризис стал испытывать панические атаки. Его посещали мысли о суициде, но он очень боялся смерти и мучался вопросами бытия, искав ответа в философских учениях, сопоставлял их со своим мировоззрением.

    Смена мировоззрения Толстого Л.Н. состоялась, им было создано свое нравственное учение. Он выразил свои мысли в таких работах, как: «Исповедь», «Так что же нам делать», «Что такое искусство», «Не могу молчать»3. Эти труды имели антиправославный характер, Толстой Л.Н. предполагал, что православие способствует извращению заповедей и является недопустимым его насильное навязывание. По его мнению, это было омарально, а также несопоставимо с вековыми традициями русского народа. Его стали поддерживать как в простонародье, так и в кругах интеллигенции. К нему стали ходить советоваться. Церковь с 1901 года отлучила Толстого Л.Н. По его мнению, Бог представляет собой все лучшее в человеке, он является его нравственным центром, но следование догмам, оправдание насилию церковью не принималось сознанием Толстым. Он придерживался мысли о том, что люди в единстве могут победить мировое зло. Это и есть совершенствование всего общества в целом по его мнению.

    Толстой Л.Н. стал по - другому осознавать свою личную жизнь и творчество. Он считал, что лишь простой народ близок к истине, а искусством должно быть определено разделение между добром и злом. Он самостоятельно проявил желание отказаться от своих ранее написанных произведений и упростил новые, добавив в их содержание назидательности («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение»).

    Начиная с 80-х годов у Толстого Л.Н. стали обостренными семейные отношения. Толстой Л.Н. желает отказаться от авторского права на свои книги, своего имущества и раздать все бедному населению. Его супруга выступает противником такого решения и обвиняет его в сумасшествии. Толстой Л.Н. осознает, что данная проблема миром не разрешится и оставляет свой дом, отправляясь за рубеж с желанием стать простым крестьянином. Причиной также было то, что он предан анафеме за свои радикальные взгляды, за ним велся негласный государственный надсмотр.

    В поездке его сопровождал доктор Д.П. Маковицкого и дочь Александра. По дороге его настиг недуг, у него начался жар, а через 10 дней болезни Толстой Л.Н. умер. Ему на этот момент было 82 года. Состоялись похороны и захоронение произвели возле его усадьбы.

    Стоит отметить, что при жизни Толстой Л.Н. уже стал великим в литературных кругах. Его произведения были оценены Тургеневым, Достоевским и многими другими. Они отмечают в его творчестве наличие русского и мирового реализма. Его произведения зачастую выступали основой в кинематографе. Многие из художественных фильмом были очень популярны за рубежом и имели мировую славу. Толстой Л.Н. в советский период времени был самым популярным писателем., тираж его произведений был более 435 млн экземпляров.

    В творчестве Толстого Л.Н. выделены определенные периоды. Представим их в виде схемы на рисунке 1.



    Рис. 1 Периоды творчества Л.Н. Толстого

    1 период – 50 - е года («молодой Толстой»). Данный период определяет писательский стиль Л.Н. Толстого. Выходит в свет «диалектика души», формируются представления и впечатления, чему способствует прохождение военной службы.

    2 период – 60-70 года (классический период). В этот период Толстой Л.Н. написал самые популярные произведения.

    3 период – 1880-1910 (период толстовства). Данный период отражает духовный переворот Л.Н. Толстого Л.Н., когда он отрекается от своих ранее созданных творческих работ. В этот период он приобретает новые духовные начала и проблемы, в его работах стал наблюдаться более упрощенный стиль, а также сюжеты произведений.


    1. Значение философии Л.Н. Толстого в мировой культуре


    Толстой Л. Н. многим известен по своим произведениям с школьного курса литературы. Свой жизненный путь он начал с имения Ясная Поляна, что располагается недалеко от Тулы. Закончив Казанский университет, он решил поступить на военную службу в 1851 году на Кавказ, участвуя военных действиях, включая оборону Севастополя с 1854 по 1855 года.

    Стал известным для читателей Л.Н. Толстой с первых своих публикаций, таких произведений как «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы». Кроме этого, им были выпущены трактаты философского и публицистического содержания. К ним относятся «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Не могу молчать», «О жизни», «Что такое искусство» и многие другие. Стоит отметить, что значимыми произведениями Л.Н. Толстого являются «Исповедь». В этом произведении особенно выражения огненная стихия, которую выражена писателем.

    Л.Н. Толстого заслуженно относят к величайшим художникам – писателям мирового значения, а также к мыслителям-философов. Стоит отметить, что его основывались на статьях В.И. Ленина, что в то время являлось господствующим. Его признание величия как мыслителя основано на глубине постановки проблем, а также в полноте его мысли и способности исследовать различные идеи полно и совокупно, с учетом возможных следствий. Л.Н. Толстой свою жизнь проводил в неустанных философских исканиях, формулируя свои мысли и сопоставляя их. Его стремление к истине было подкреплено добром и справедливостью и его целенаправленностью к поиску идеала, поскольку он осуществлял поиск образа совершенной жизни и идеального устройства общества.

    На протяжении своего жизненного пути Л.Н. Толстой испытывал также влияние со стороны иных идей, принадлежащих другим философам4. На него большое влияние оказывали такие философы, как И. Кант, Конфуций, А. Шопенгауэр. Он, начиная с юного возраста увлекался идеями Ж.-Ж. Руссо. Они также повлияли не только на его мировоззрение как философа, но и на творчество. Подтверждением влияния Ж.-Ж. Руссо на философию Л.Н. Толстого являются слова о прочтении 20 томов Руссо, в том числе и «Словаря музыки» и его восхищении этим произведением. Им было отмечено: «В 15 лет вместо нательного креста я носил на шее медальон с его портретом. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, я их написал сам».

    Если рассматривать философские мысли Ж.-Ж. Руссо на Л. Толстого, то стоит выделить тот аспект, что они имеют поразительное сходство, хотя и жили в разные временные периоды. Данное сходство двух философских мыслителей выражено в восприятии культа естественности, в подозрительном отношении к современности и наличии критики культуры.

    Нельзя преувеличить, если утверждать о том, что выступления и проповедь Л. Толстого потрясала читателей своей исключительной искренностью, так как в ней был не только моральный пафос, но также и абсолютное добро, которое выражалось писателем бескрайне. Л.Н. Толстой в своей философской мысли старался высказать взыскательность к себе и требовательность. Его отношение к себе также было критичным. Как пример можно рассмотреть его запись в Дневнике, где он задается вопросом кто он. При этом сам отвечает на данный вопрос, что является сыном отставного полковника. Что, с 7 лет является сиротой, у него нет светского или образования. С своего 17- летнего возраста он не имеет большого состояния. Кроме того, он никогда до этого возраста не имел общественного положения. Для себя главным выделяет отсутствие цели и наслаждений от такой жизни. Он признается в том, что загнал себя на Кавказ целенаправленно, для того, чтобы избежать не только долгов, но и привычек. При этом он подчеркивает то, что имеет много недостатков, так как неловок, нечистоплотен, не имеет светского образования. Зачастую он бывает раздражителен, скучен, не придерживается скромных манер, не относится к скромным и терпимым. Также он отмечает, что не по возрасту в некоторых случаях бывает стыдлив и проявляет невежество. Порой он проявляет нерешительность, он не может сказать, что относится к храбрым и решительным людям. Он не отрицает, что глупо тщеславен, ленив, а его привычкой является праздность. Относительно своих способностей он выражает то, что умен, но при этом он отмечает, что он не испытан и это не может быть обосновано. Этими выражениями подчеркнуто критическое отношение Л.Н. Толстого к самому себе. Его личность и отношение к себе не было исключением для критичных выражений.

    Весь жизненный период Л.Н. Толстой проводил для себя самоанализ, он был устремлен в борьбе со своими недостатками.

    Если характеризовать философские мысли Л. Толстого, то целесообразным является применение такого термина как «панморализм», что в свою очередь можно характеризовать его оценку с позиций морали, то есть нравственно-этическое отношение. Он не оценивал себя и свои особенности и способности положительно, если в них отсутствовало соответствие нравственной потребности, а также не соответствовало особенностям нравственного воспитания. Все, что было отрешено от добра, то не может относится к нравственности. Такое не принималось Л. Толстым, им это осуждалось и исключалось из мировоззрения.

    Если рассматривать философскую антропологию Л. Толстого, стоит отметить, что им постоянно осуждался эгоизм. При этом, свои философские мысли относительно осуждения эгоизма он не стремится сблизить с империализмом. Им отрицались любые из положительные значения личности и личного начала в целом.

    По его философским убеждениям относительно того, что личность отделена, отделенность индивидуального человеческого существования является иллюзией. Он придерживается мысли, что личное начало имеет связь с первоначально с телесностью, а также с животными инстинктами, которые присутствуют в человеке и его натуре. Наличие животных проявлений в человеке и его страсть являются основой для человеческих наклонностей, поскольку человек относится к нравственным существам, имеет духовный мир и связан с окружающим миром. Он понимает человека как целое с миром, неотделимой частью. Целенаправленность человека в пути единства с миром и стремлении пути для индивидуального существования в нем. Л.Н. Толстой выражает свою философию, подчеркивая, что для индивидуальной воли присущим является порочность, так как она основывается в животной природе человечества, соответственно, по его мнению, она эгоистична. Но при этом, он высказывает то, что человек вправе и имеет на это возможность, что осуществить отречение от такого положения и своей воли.

    Эти мысли он изложил в своем трактате «О жизни». В нем он подчеркивает то, что имеется возможность для отречения от блага личности. При этом, Л.Н. Толстой не придерживается индивидуального блага, а выделяет всеобщее благо. При условии, что человек выразил пробудить желание блага, то он не относится к отдельному существу. В этом и заключается жизненное сознание и стремление к благу человечества, что в свою очередь он относит к божеству. Бог, по его мнению, в человеке имеется тогда, когда имеется человеческое признание собственной божественной сущности.

    Исследуя философию Л.Н. Толстого, стоит отметить, что он не всегда понимается читателем, так как многие, читая его сталкиваются с смешанными чувствами, но это не исключает того, что утрачивается его величие как писателя. В его творчестве имеет место быть реабилитирующая филология и история отечественной мысли. При этом имеется проблематика, которая заключается именно в вопросе примирения Толстого с самим собой. Им отслаивается проповедь и художество, что подчеркивается в текстах его произведений.

    Для многих присутствует тревожная загадка ума и интрига относительно его отношения к себе. Отметим, как писал про Л.Н. Толстого в 1967 году, что важным явлением является проповедь Л.Н. Толстого, так как это внутренняя и абсолютная ценность, которая указывает о необходимости мыслей о душе.

    Стоит отметить, что российское общество принимало мысли Л.Н. Толстого и он имел отклик со стороны современников. Те, кто утратил воинственность, интеллигенты, земские врачи и прочие принимали и слушали его, так как они видели в его высказываниях смысл, определял для себя выход, порыв, волнение, тему существования.

    В настоящее время мир изменился, имеется необходимость в своего рода воскрешении былого душевного строя и стиля.

    Л.Н. Толстой выступает открытой этической проблемой, так как для многих он феномен релятивной модальности. Необходим был большой период времени для понимания Л.Н. Толстого и его философии, что подтверждается удачами свободной герменевтики. Не всегда воспринималась его философская критика, основные концепции человека, картины мира и религиозно - нравственные доктрины и формы их донесения.

    Стоит выделить тот факт, что в современных условиях наследие великого русского писателя не утратило актуальности. В философии Л.Н. Толстого находится отражение и тех вопросов, которые в настоящее время не меньше интересуют современное общество. К таким относятся и вопросы, связанные с войной и миром, с международными отношениями, с ролью религии в общественном сознании, проблемы гендерного характера, вопросы искусства и прочие. Наряду с этим, нет того энтузиазма уже, который присутствовал раньше в получении однозначных ответов, так как произошла трансформация как понимания, так и отношения к литературе и ее представителям. Для понимания творчества и философии необходим новый современный подход, который не исключает вклад великого писателя в мировую культуру, а выделяет особенности его мысли.

    Человечество существует в окружении многочисленных рубежей, включая внешние и внутренние. При этом присутствует реальности отделения как жизни и смерти, разделение сфер, например частной и публичной и т.д. Кроме того, имеет место быть разделение среди национальностей и культур, государственных границ, наличие конфликтов и прочее. Как воспринимать и как формировать их нравственное преодоление? Каким образом избегать и исключать их наличие?

    Стоит выделить тот аспект, что Толстой Л.Н. был человеком своего времени5. Его время дало ему возможность для понимания трепетной связи с старшими современниками, которыми были такие как Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие писатели и философы, а также люди творчества музыки. Он интересовался их творчеством, учил наизусть стихи, знакомился с картинами, музыкальными произведениями и т.д. Для него ценными были произведения Бестужева- Марлинского и Лермонтова.

    В юности Толстой Л.Н. интересоваться Шопеном, слушал и проигрывал его произведения, то есть он старался впитать в себя то, что окружало его, применял живые приёмы, черты и традиции. В некоторых случаях он оспаривал их мнения, выстраивая при этом свой мир. Таким образом он проходил жизненную и творческую школу, что сблизило его с творчеством старших современников и ощущая их эпоху гордился их творчеством и восхищался их талантом.

    В осенний период 1910 года смерть Толстого Л.Н. потрясла весь мир, люди словно осиротели. Как было отмечено К.С. Станиславским все символично, но мысли все о том, что не стало Толстого Л.Н. и это невозможно отмахнуть, он царь, так как смог отмахнуть от себя перед смертью всё ненужное, что оскорбляет смерть. Он выразил чувство счастья и гордости за то, что жил при Толстом, и страх за то, что остается без него мир, приравнивая это к потере совести и идеала для всего мира.

    В настоящее время имеется необходимость для понимания и осознания творчества Л.Н. Толстого как философа, так как его философия ведет не к «логике возможных миров», а к простейшим рефлексам здравого смысла, к внутренней интуиции правоты, что понимается как чувство разума.

    3. Толстовское движение: социальные, культурные, политические смыслы

    Толстовское движение - это общественное движение, основанное на философских и религиозных взглядах русского писателя Льва Толстого (1828–1910). Взгляды Толстого сформировались в результате тщательного изучения служения Иисуса, в частности, Нагорной проповеди.

    Толстой выразил «великую радость», что группы людей «возникают не только в Россия, но в разных частях Европы, которые полностью согласны с нашими взглядами». Однако автор также считал ошибкой создание после него определенного движения или доктрины, призывая людей прислушиваться к своей совести, а не слепо следовать его. В отношении письма, полученного им от одного из сторонников, он писал: Говорить о «толстовстве», искать руководства, спрашивать о моем решении вопросов - большая и грубая ошибка. Моего «учения» не было и нет. Существует только одно вечное универсальное учение Истины, которое для меня, для нас особенно ярко выражено в Евангелиях ... Я советовал этой девушке жить не своей совестью, как она желала, а своей собственной.

    Толстовцы (Русский: Толстовцы, Толстовцы) идентифицируют сами как христиане, но обычно не принадлежат к институциональной церкви. Толстой был резким критиком Русской Православной Церкви, что привело к его отлучению в 1901 году. Толстовцы, как правило, больше ориентируются на учение Иисуса, чем на о его чудесах или божественности.

    Они пытаются вести аскетический и простой образ, предпочитая быть вегетарианцем, некурящие, трезвенники и целомудренные Толстовцы считаются христианскими пацифистами и выступают за непротивление при любых обстоятельствах.

    В соответствии с определением Л.Н. Толстого, христианин должен иметь соответствие следующим условиям: он должен любить врагов; проживать при отсутствии гнева; не отвечать злом на зло, а возвращать добром; жить, исключая похоть; не принимать клятв.

    Толстой Л.Н. отвергал государственные институты, включая полицию, суды и армию. Посредством его исторических идей формировалось анархистское мышление.

    Таким образом с 80-х годов стали образовываться толстовские общины. В них входили молодые землевладельцы или городские интеллигенты, у которых не было опыта в сельском хозяйстве, и они не обладали практичным здравым смыслом. Они стремились жить в духе толстовского Закона Любви и строили свои выводы, создавая на идеях Толстого. Но они стали придерживаться педантического буквализма, что привело к определенным затруднениям их развития. Они нарушали толстовские принципы. Также трудности имелись и в некоторых толстовских общинах за рубежом. Например, община из Перли была распушена, так как не было опыта практических навыков ее членов.

    В 1900 году была основана община в Голландии под названием «Христианские анархисты» также была распущена и сожжена враждебно настроенными соседями.

    В США 75 новых коммун и утопических общин, образованные за долгое время не соответствовали толстовским колониям. Исключение Христианская колония Общего блага, она действовала до 1900 года. Л.Н. Толстой вел с ее представителями переписку и проявлял интерес к ее руководству. Данная колония имела определенные достижения. При этом ее недостатком было финансирование и наличие эпидемии, что спровоцировало ее закрытие по истечении 4 лет.

    Последователь Толстого писатель Мусянокодзи Санэацу создал с 1918 году толстовскую общину «Новая деревня». Он стремился сформировать общество, где каждый работает определенное время, освобождается от жилья, одежды, пищи и общества и радуется свободе и своему естественному развитию. Но также как и другие образование данной общины было провальным.

    В Латинской Америке с 1904 года в Чили тоже была организована толстовская колония такими писателями, как Фернандо Сантиваном и Аугусто Д'Хальмаром, и художником Хулио Ортисом де Сарате. Данная колония располагалась на территории деревни Сан Бернардо в хижине. Но ее существование было весьма недолгим. При этом она значима для чилийской литературы, так как в ней было задействовано много писателей.

    С началом Первой мировой войны энтузиастами с запада была создана книга «Не противься злу», а в 1911 г. вышла публикация «Маркс против Толстого». Этим было нарушено воодушевление Толстовскими идеями западных критиков. Он стал менее интересен критикам, чье внимание перешло к Достоевскому.

    Отметим, что послевоенный период интерес к религиозным и философским произведениям Толстого ограничивался пацифистскими группами. В период 60-х годов на территории США стали распространяться аналогичные взгляды, как у Л.Н. Толстого. В этот период в Советском Союзе были убраны любые упоминания о нем, а указывались только критичные выражения Ленина о нем.

    С 1983 года на территории Советского Союза толстовское движение воспринималось совершенно иначе. Была выпущена книга «Русские мужики рассказывают», основой которой были дневники, автобиографии и т.д. она подлежала публикации и называлась «Воспоминания крестьян-толстовцев». Именно ее содержание изменило восприятие толстовского движения.

    В 1885 году Л.Н. Толстой выпускает религиозные произведения, его последователями становятся крестьяне интеллектуалы6. В Докладе 1900 года сектанство признается как опасный враг и лжеучение. Победоносцев поясняет, что религия отсутствует в толстовстве. При этом только крестьяне следовали толстовским принципам и не пытались создавать общины.

    Под предвадительством Черткова и Бирюкова с 1897 года стали публиковаться толстовские произведения нелегально. При этом последователей на территории России становилось еще больше. С начала 1909 года стало действовать Московское вегетарианское общество, направленное на «утверждение любви и мира среди всех живущих». Это был неофициальный центр толстовского движения, в котором проводились лекции, представления и обсуждения7.

    В период 1917 года были напечатаны и распространены религиозные произведения Л.Н. Толстого. Летом этого же года в Москве было организовано Общество Истинной свободы памяти Льва Толстого. Его образование связано с установлением связи между последователями философии Л.Н. Толстого. Его филиалы были открыты также на территории Украины, Сочи, Царицына, Владимира, Витебска и в других районах. Данная организация имела была значима, во время вооруженных восстаний им распространялись листовки о прекращении братоубийства. Осенью 1918 года данное общество сделало обращение к Совету Народных Комиссаров РСФСР с предложением об отмене смертной казни. Кроме того, оно призывало к убеждению населения об организации лучшего общества и к привлечению его к сельскохозяйственным занятиям посредством организации специальных колоний.

    Толстовцы в период 1917-1918 годов осуществляли активную публикацию брошюр для населения. Были созданы на территории многих губерний издательства и стали выходить в свет толстовские журналы, такие как «Единение», «Истинная свобода» и т.д.



    Рис. 2 Стремления толстовцев
    Толстовцы сталкивались с проблемой царского режима. Они отвергали насилие и отказывались служить в вооруженных силах, а также участвовать в военных действиях8. Изначально была проявлена терпимость к ним со стороны правления, но в январе 1919 года был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров, он определял освобождение от военной службы, кто мог доказать свои религиозные убеждения. В 1918 году был создан ОСРОГ, инициатором чего был В. Чертков. К его участникам относились толстовцы, меннониты, баптисты, евангельские христиане и иные секты.

    В период с 1919 года по 1920 год ОСРОГ рассмотрел 10000 дел. Дезертиры и иные лица, которые нарушали указы местных властей подлежали расстрелам. Наличие угрозы голода привело к тому, что атеистическое правительство обратилось к крестьянам, включая толстовцев о возможности их открытия и отсутствия их преследования, гарантируя свободу веры. С этого времени стали организовываться с/х кооперативы, колонии и коммуны. Весной в 1921 году открылся Всероссийский конгресс сектантских сельскохозяйственных и производственных кооперативов. В нем участвовали представители многих колоний, включая толстовцев.

    Во время НЭПА толстовские колонии имели благополучный период. Во время 1921-1928 годов усматривали толстовцев в виде мятежного элемента и подлежали травле. В период 1929 года был введен 5- летний план и насильственная коллективизация в сельском хозяйстве. Целью этого было осуществление контроля за толстовцами и их переход в покорных членов государственных колхозов или же следовал их роспуск. С конца 30-х годов толстовские колонии подлежали ликвидации, их руководство отправили в лагеря или уничтожили.

    Стоит отметить, что толстовское движение на территории Болгарии действовало более полувека и подлежало также искоренению, но не с такой жестокостью, как советские коммунисты. В Болгарии толстовство было процветающим. Оно осуществляло поддержку СМИ и финансирование вегетарианской организации, где проводились лекции и собрания. В 1926 году была организована с/х колония, которая также и в 1944 году поддерживалась государством.

    Встает вопрос относительно успешности с/х колоний, организованных толстовцами в Советском Союзе и в Болгарии, по сравнению с колониями толстовцев, организованными в другое время и в других странах?

    На этот вопрос имеет ответ о том, что толстовские колонии на территории Советского Союза были ограничены9.

    Воспоминания свидетельствуют о том, что колонисты, продвигая толстовские идеи сталкивались с враждебными настроями. Но стоит отметить наличие сплоченности толстовцев, их желание к совместной работе. Они посредством сплоченности разрешали вопросы относительно освобождения от крепостной зависимости. Стоит также отметить, что крестьяне имели больший успех, чем многие интеллигенты. Толстовцы признавали, что жить принципами Л.Н. Толстого затруднительно, но при этом они не принимали насилия и отрицали военные действия, за что они заплатили горькую цену. В связи с тем, что ими распространялось ненасилие, а терпимое уважение к жизни других логически вело их к заботе о своей собственной жизни, и они следовали за Толстым. Они стремились к тому, чтобы каждый имел право на самостоятельное мышление, на его принятие и выражение, руководствуясь своим разумом и своей совестью, в соответствии со своими силами и требованиями души.

    Заключение

    Лев Толстой давно стал визитной карточкой русской культуры, но в современной России его восприятие нередко затуманено стереотипами, идущими от советской традиции, — школьным преподаванием, желанием противопоставить Толстого-художника Толстому-мыслителю.

    Творчество Льва Николаевича Толстого, как отмечают исследователи и литераторы, отличается интересом к нравственно-философской тематике и проблематике. Основной его объект – это жизнь, причем не просто человека, а его души, ее устремления, ценности и идеалы, активность, ощущение. Современная действительность писателя была наполнена множеством противоречий, и Толстой демонстрировал их с нравственных позиций патриархального в то время крестьянства.

    Между тем именно сегодня Толстой поразительно актуален: идея ненасильственного сопротивления, вегетарианство, дауншифтинг, требование отказа от военной службы, борьба за сохранение природы Его литературные и публицистические работы насчитывают 90 томов, а жизнь и творчество Л. Н. Толстого послужили основой для этического и религиозного течения — толстовства, которое имеет множество последователей по всему миру.

    Для каждого отдельного человека исполнять Закон Бога - значит жить в любви со всеми, любить Бога, любить всех как братьев своих. А поскольку любовь есть всегда служение, ограничение себя по отношению к другим, служение Богу, любовь к нему есть ограничение своей деятельности, своей воли в высших вопросах человеческого бытия, жизни и смерти. Любить -значит не быть судьей для других, никак и ни в чем не ограничивать их свободу. Теперь, спустя почти столетие со дня смерти гения мировой литературы, мы уже можем, вероятно, оценить его усилия по созданию и пропаганде философии ненасилия.

    Многие стороны толстовской проповеди ненасилия подвергались осуждению и при жизни писателя, и в наше время. Критики почти без исключения, отмечая гениальность художественных прозрений Толстого-писателя, указывали на бросающиеся в глаза противоречия его теоретических построений. Противоречия философии ненасилия Л. Н. Толстого несомненны и вполне объяснимы. Их оправдывают чувство собственной правоты и темперамент писателя, неизменная потребность борьбы со злом насилия и привлекательность возможной победы. Но еще большая правота философии ненасилия, вероятно, в том, что она, как в вечный мир, социализм, входит в ряд неискоренимых мечтаний человечества, мечтаний, реализация которых способна раз за разом будить мысль и множить опыты претворения в жизнь.

    Список использованной литературы:

    1. Евлампиев И.И. Толстовские мотивы в трактате Ф. Ницше «Антихрис». Философские наук. 2014. – С.88-102.

    2. Казманов Ф. Среди «толстовцев» // Баранов Е., Казманов Ф. Толстой жив. М., 1911 С. 15–37.

    3. Касавина Н.А. Лев Толстой: литература и философия / сост., отв. ред. Н.А. Касавина, Ю.В. Прокопчук. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020 – 400 с.

    4. Кареев, Н.И. Историческая философия гр. Л.Н. Толстого в "Войне и мире" / Н.И. Кареев. - Москва: Огни, 1993. - 173 c. 7. 

    5. Лев Толстой и мировая литература: Мат-лы X Международной научной конференции,
      Проходившей в Ясной Поляне 11-15 августа 2016 г. Тула, 2018. С. 3 – 19

    6. Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904—1910: «Яснополянские записки»: В 5 кн. М., 1979-1981. (Лит. наследство; Т. 90). Кн. 2. С. 290.

    7. Рахманов В.В. Толстой и «толстовство» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов // Минувшие годы. СПб., 1908 № 9 С. 3–33.

    8. Петров С.Г. Толстовство и средние слои (к постановке вопроса) // Городские средние слои в трех российских революциях. М., 1989 С. 171–178.

    9. Семыкин Н.П. Толстой Лев Николаевич Избранные философские произведения. // Н.П. Семыкин. - М.: Просвещение, 1992.—528 с.

    10. Толстой Л. Н. Круг чтения // Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 41. С. 580-582.



    1 Семыкин Н.П. Толстой Лев Николаевич Избранные философские произведения. // Н.П. Семыкин. - М.: Просвещение, 1992.—145с.

    2 Толстой Л. Н. Круг чтения // Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 41. С. 581.

    3 Лев Толстой и мировая литература: Мат-лы X Международной научной конференции,
    Проходившей в Ясной Поляне 11-15 августа 2016 г. Тула, 2018. С. 10.

    4 Касавина Н.А. Лев Толстой: литература и философия / сост., отв. ред. Н.А. Касавина, Ю.В. Прокопчук. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020 – 244с.

    5 Евлампиев И.И. Толстовские мотивы в трактате Ф. Ницше «Антихрис». Философские наук. 2014. – С.90.

    6 Рахманов В.В. Толстой и «толстовство» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов // Минувшие годы. СПб., 1908 № 9 С. 9.

    7 Казманов Ф. Среди «толстовцев» // Баранов Е., Казманов Ф. Толстой жив. М., 1911 С. 17.

    8 Кареев, Н.И. Историческая философия гр. Л.Н. Толстого в "Войне и мире" / Н.И. Кареев. - Москва: Огни, 1993. - 173 c. 5. 

    9 Петров С.Г. Толстовство и средние слои (к постановке вопроса) // Городские средние слои в трех российских революциях. М., 1989 С. 171–178.


    написать администратору сайта