Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика церкви и светской власти к XIV веку

  • Взаимоотношения церкви и власти в начале XIV века

  • Митрополит Алексий

  • Объединение русских земель

  • Москва – третий Рим

  • вклад православной церкви. Вклад православной церкви. Вклад православной церкви в становлении московского государства


    Скачать 19.44 Kb.
    НазваниеВклад православной церкви в становлении московского государства
    Анкорвклад православной церкви
    Дата30.10.2022
    Размер19.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВклад православной церкви.docx
    ТипДокументы
    #762096

    ВКЛАД ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СТАНОВЛЕНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
    План:

    1. Общая характеристика церкви и светской власти к XIV веку​

    2. Взаимоотношения церкви и власти в начале XIV века​

    3. Митрополит Алексий​

    4. Объединение русских земель​

    5. Москва - третий Рим​


    Общая характеристика церкви и светской власти к XIV веку

    Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности и подчинения игу Золотой Орды. На рубеже XIII−XIV веков выделились три княжества, претендовавшие на роль центра: Московское, Тверское и Суздальско-Нижегородское. Деятельность московских князей, использовавших любые средства для достижения своих целей, привела к тому, что победителем вышла Москва. Активная деятельность по возвышению Московского княжества началась с князя Ивана Калиты.

    В начале XIV века кафедра русского митрополита стала располагаться в Москве. До этого в течение первых веков христианства на Руси присылаемые из Византии митрополиты находились в Киеве.

    В сложных условиях, в которых находилась Русь, церковь являлась связующим звеном для всего народа. Во главе церкви стоял митрополит, назначаемый из Византии. В XIV веке фактически церковь была под двойным контролем: Византии и Золотой Орды. Церковных иерархов нужно было утверждать в Орде так же, как великого князя.

    Более того, церковь была институтом, чье положение на Руси было максимально легким, в то время как княжеская власть зависела от Орды, а простое население испытывало все тяготы дани, да еще и княжеских распрей. Также церковь была крупным землевладельцем, экономически хорошо обеспеченным.

    Взаимоотношения церкви и власти в начале XIV века

    Консолидация русских земель началась с возвышения Московского княжества. Церковь активно поддерживала Москву. Иван Калита, находившийся в хороших отношениях с митрополитом Петром, убедил его перенести митрополичью кафедру в Москву. Так Москва становилась не только политическим, но и духовным центром объединения. Следующим митрополитом после умершего в 1326 году Петра стал Феогност. Этот иерарх также поддерживал московских князей, но делал это отчасти вынужденно. Дело в том, что Константинополь переживал тяжелую борьбу, начавшуюся как богословский спор между гуманистами и исихастами, и перешедшую в политическую плоскость. Осудив исихастов, Феогност не рассчитывал, что они придут к власти, поэтому, когда это произошло, он остался без главного союзника. В этих условиях, митрополит вынужден был поддерживать Московское княжество.

    Митрополит Алексий

    Преемником Феогноста стал Алексий. Он происходил из влиятельной московской боярской семьи Бяконт, был крестником Ивана Калиты. Поэтому неудивительно, что великий князь Симеон Гордый фактически сам выбрал его в качестве наместника Феогноста в 1344 году. При этом Феогност также принял Алексия и благословил его. Алексий в качестве кандидата отправился в Константинополь, там он пробыл в течение года и был утвержден патриархом Филофеем. Случай был довольно нетипичным – обычно митрополитом мог стать только грек, которого Константинополь сам назначал.

    Великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност скончались в 1353 году от чумы. Великим князем стал Иван Иванович, брат Симеона. Митрополит Алексий поддерживал князя в его недолгое правление, а затем стал фактически регентом при его малолетнем сыне Дмитрии, будущем Дмитрии Донском. Внешне митрополит Алексий, подобно своим предшественникам, был лоялен к Орде, даже вылечил жену хана Узбека Тайдулу.

    Но фактически деятельность митрополита Алексия была целиком направлена на укрепление Руси, на создание союза князей, способных бросить вызов Орде.

    Именно его подготовке обязана сам факт того, что битва на Куликовом поле состоялась. Митрополит Алексий умер в 1378 году. Преемник ему в Византии был назначен давно – им стал митрополит Киприан, приверженец исихазма, не скрывавший симпатий Литве. Считается, что Киприан был одним из виновников того, что в 1382 году Москва была сожжена Тохтамышем.

    Объединение русских земель

    Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в.

    С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и освоение местного населения.

    На рубеже XV-XVI веков русские земли были объединены вокруг Москвы в единое государство. В 1463 г. - Ярославское княжество прекратило свое существование, в 1474 г. - Ростов, в 1478 г. - Новгородская феодальная Республика была ликвидирована. В 1485 году Тверь была присоединена, а в 1500-1503 годах в состав Русского государства вошли земли вдоль реки Десны, которые ранее находились под властью Великого княжества Литовского. В 1510 году Псковская феодальная Республика покорилась Москве, в 1514 году Смоленская, а в 1520 году Рязанская земля перешла к Москве. Таким образом, в течение полувека возникло крупнейшее в то время Московское государство в Европе.

    Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.

    Москва – третий Рим

    "Москва - третий Рим", политическая теория, в которой столица русского государства - Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Складывалась в середине 15 - середине 16 вв. Сформулирована в письмах старца Филофея великому князю московскому Василию III.

    Третий Рим — европейская идеологическая, религиозная и политическая идея, использовавшаяся для обоснования значения различных городов как религиозно-политического центра, ставшего преемником Рима.

    Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего её в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла своё отражение в художественных произведениях.

    Теория «Москва — Третий Рим» сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства.


    написать администратору сайта