Вклад В. А. Сухомлинского в развитие социальнопедагогического знания и практику социального воспитания
Скачать 10.2 Kb.
|
Вклад В.А. Сухомлинского в развитие социально-педагогического знания и практику социального воспитания На современном этапе развития общества всё большую актуальность приобретают проблемы и перспективы развития школьного образования в России, в т. ч. начального. Требования, предъявляемые социумом и реалиями сегодняшнего дня к содержанию обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, стремительно меняются. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и примерная основная образовательная программа начального общего образования в своем настоящем изложении содержат ряд кардинальных отличий от ФГОС НОО предыдущих лет [2]. Изменения, происходящие в современной школе, взаимосвязаны с изменениями в системе подготовки педагогических кадров. В обществе сегодня растет понимание того, что учитель является ключевой фигурой в образовании, и от уровня его подготовки зависит качество обучения и воспитания подрастающего поколения. Как и на протяжении всей истории развития человечества, умножению социокультурных и профессиональных достижений современников способствует труд учителей — проводников в мир знаний. Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье. Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой. Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование. В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь. Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы. Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке. Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней. За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка. Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране. Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости. Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых. В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына. Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога. Общетеоретической базой исследования актуализации педагогического наследия предшествующих поколений в подготовке педагогических кадров на примере школы В.А. Сухомлинского являются теория развивающего обучения, теория развития индивидуальности в процессе обучения, принципы подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, концепция повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в системе непрерывного образования. Обращение к научно-педагогической литературе Сухомлинского, анализ основных направлений и перспектив развития современной системы отечественного образования показывает, что, во-первых, в подготовке педагогических кадров предполагается усиление вариативной части, во-вторых, все большее значение приобретает изучение педагогического наследия предшествующих поколений педагогов с целью аккумуляции их опыта и использования его в профессионально-педагогической подготовке и деятельности, востребованность их практик сегодня, не копирование, но адаптация. Необходима разработка нового содержания с учетом современных организационно-педагогических основ его реализации в системе непрерывного образования, включение опыта педагогов-новаторов прошлого в целях совершенствования и пополнения модулей программ. В этой связи важное значение приобретают изучение структуры и функционирования школ педагогов-новаторов прошлого, способствующих формированию фундаментальных составляющих профессионально-педагогической компетентности будущего педагога, выявление системообразующих компонентов, определяющих содержание профессионально-педагогической подготовки в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом различных профилей. Для этого необходима система теоретического знания, сформированная на основе педагогического науковедения [3]. Экскурс в прошлое, обзор трудов, посвященных вопросам образования, исследование дошедших до наших дней литературных источников, философских работ, сборников пословиц и поговорок разных народов, справочной литературы, лингвистических обзоров, предполагающих запись бытующих в речи крылатых выражений, афоризмов, неизменно показывает, что осознание нужности непрерывного обновления, необходимости совершенствования общекультурного и профессионального знания оставило свои следы в истории, в частности в лингвистике, которые мы без особых поисков можем найти едва ли не во всех языках мира. Обращение к прошлому доказывает, что пришедшие из глубины веков, сохранившиеся до наших дней афоризмы и крылатые выражения формулируют одну истину, одну идею, повторяющуюся в разных языках мира, вне зависимости от периода, уровня развития цивилизации, территории — о необходимости непрерывного учения. Примеров ретроспекции здесь можно было бы привести множество, количество их не поддается исчислению; ограничимся несколькими образцами народного творчества. В русском языке известны каждому пословицы, отражающие непреходящие ценности и значимость самой темы; например, пословица «век живи — век учись» служит своего рода лейтмотивом в обучении, воспитании, общении, познании, усвоении социально-исторического опыта учащимися. В русском языке, безусловно, мы можем найти еще немало пословиц и поговорок, подтверждающих понимание в обществе значимости не только и не столько получения фундаментальных знаний, но и объективной необходимости рекуррентного пополнения их в дальнейшем в соответствии с быстро меняющимися запросами и вызовами времени. Перечислим лишь некоторые из всего многообразия пословиц, крылатых выражений, изречений народной мудрости, афоризмов — те, которые максимально емко и четко отражают главную мысль: учиться всегда пригодится»; ученье — свет, а неученье — тьма». Пословицы по сути своей и призваны передавать из поколения в поколение опыт, тысячелетиями нарабатывавшийся нашими предками. Пословица хотя и относится к народному творчеству, служит не целям развлечения, но целям обучения, воспитания человека; призвана способствовать решению практических задач образования — и стратегических, и тактических; задавать вектор развития личности. Представляя один из первых дидактических жанров фольклора, пословица определяется как краткое и, что немаловажно, легко запоминающееся изречение, бытующее в народном языке, выражающее житейскую мудрость, моральные или технические предписания, ценностное знание о мире. В иносказательной форме пословица отражает культурные традиции и убеждения предыдущих поколений [1]. Педагогическая мысль развивалась на протяжении тысячелетий, являясь неотъемлемой частью древнегреческой, древневосточной, средневековой теологии и философии. На необходимость накопления и систематизации педагогического знания и отделения его от философского указывал английский философ, историк, политик, естествоиспытатель лорд Фрэнсис Бэкон еще в начале XVII в.; в трудах педагогов прошлого мы находим замечания, созвучные основным идеям современной концепции непрерывного образования; предпосылки возникновения концепции непрерывного образования обнаруживаются в трудах основоположников научной педагогики, фиксируются в работах педагогов последующих поколений. В нашем исследовании мы рассматриваем труды В.А. Сухомлинского, выдающегося педагога XX в., оказавшего несомненное влияние на развитие концептов непрерывного образования. Цели и ценности, составляющие основу концепции непрерывного образования, нередко понимаемые единственно как ответ на социальный заказ сегодняшнего дня, намечались также в многочисленных работах педагогов — современников В.А. Сухомлинского, прогрессивных общественных деятелей, просветителей. Несмотря на то, что многие из выдвигавшихся учеными предыдущих поколений концептов не находили поддержку у современников, однако возникали вновь, отстаивались в последующих трудах разных педагогов разных времен, определяя основные направления развития педагогики, становясь естественными и базовыми ценностями современной педагогической науки и практики, складываясь в единую концепцию, концепцию непрерывного образования [4]. Таким образом, развитие системы непрерывного образования в России, формирование единой концепции, современное состояние определялись процессами многовековой эволюции идей, составляющих суть системы непрерывного образования. Сопоставление педагогических идей, дидактических принципов крупнейших педагогов прошлых лет с настоящим состоянием доказывает их актуальность и сегодня. Из чего, в свою очередь, следует вывод об инвариантности ключевых тезисов на протяжении всей эволюции педагогики как науки. Концепция непрерывного образования служит современной универсальной моделью, обладающей высокими компенсаторно-адаптивными возможностями, способной встречать вызовы дня сегодняшнего и динамично развиваться. В задачи педагога включаются разработка и трансляция научного знания наравне с выбором оптимальных практик их реализации; педагог выступает как ключевая фигура всей системы непрерывного образования. Актуальная концепция «обучение в течение всей жизни», провозглашенная в том числе в ходе Болонского процесса, получившая широкое распространение в нашей стране и за рубежом, признана сегодня фактически единственно возможной и способной обеспечивать ответ систем образования непрерывно возрастающим социально-экономическим запросам и потребностям современного общества. Среди важнейших целей непрерывного образования — формирование способности человека адаптироваться к вызовам и инновациям в экономике, социальной жизни, профессиональной деятельности, культуре. Характерной чертой современного общества является потребность в непрерывном образовании, постоянном обновлении информации и пополнении знаний. Педагогическое предвидение В.А. Сухомлинского, его педагогическая интуиция, способность предвосхитить и предугадать концепты, приведшие к возникновению концепции непрерывного образования, его дидактические идеи, подтверждавшиеся на протяжении многих лет после, позволили выдающимся педагогам последующих поколений заложить основы современной системы непрерывного образования и способствовать старту ее развития. В.А. Сухомлинский, начинавший обучение детей не в младшей школе, но в подготовительном классе, работавший с детьми дошкольного возраста, является словно предвестником современной концепции, прообразом сегодняшнего педагога. Новаторские идеи В.А. Сухомлинского послужили своего рода фундаментом, предпосылками становления сегодняшней концепции непрерывного образования, с ее признанием роли дошкольного образования в развитии детей и включением его в линейную структуру отечественной системы образования [5]. Список литературы
|