Главная страница

Доклад - Бехтерев Владимир Михайлович. Вклад Владмира Михайловича Бехтерева в развитие психологии


Скачать 19.77 Kb.
НазваниеВклад Владмира Михайловича Бехтерева в развитие психологии
Дата08.02.2022
Размер19.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад - Бехтерев Владимир Михайлович.docx
ТипДокументы
#354917

Тема: Вклад Владмира Михайловича Бехтерева в развитие психологии

Бехтерев Владимир Михайлович (родился в 1857 году, умер в 1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.

Деятельность Бехтерева можно условно разделить на два этапа: на 1-м (до 10-х гг. ХХ в.) он говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной (где основным методом являлась интроспекция (техника изучения самого себя) и объективной.

В начале XX в. Владимир Михайлович публикует свои книги, в которых излагаются основные принципы объективной психологии, названной им рефлексологией.

Рефлексология – это объективная психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Предметом исследования являются поведение, рефлексы, не исключая сознание, а методами исследования являются рефлексологический эксперимент, анкетирование и самонаблюдение.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее не отвергает сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Он исходил из того, что рефлексологический эксперимент не противоречит, не заменяет, но дополняет данные, полученные при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении.

Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научно-объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса (рефлекс - способ установления некоторого относительного устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него), основана на предпосылках механической и биологической (гендер, пол) (детерминизм – это учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений: есть биологический и механический, здесь имеется в виду связь психической деятельности с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии) причинности. Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения можно рассмотреть, как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии.

Однако Бехтерев не ограничивался теорией энергетизма (энергетизм - философское учение, в основе которого лежит представление об энергии как субстанциальной и динамической первооснове мира) связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом, появляется одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Он отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Также Бехтерев был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид — это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтерева структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роль в различных видах деятельности и их взаимосвязь. Как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведения и отрицательное подкрепление нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение. Таким образом, он во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива. Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм (конформизм - бездумное следование групповым нормам, ведомость, подчинение целям группы (общества), отказ от самостоятельного мышления, от восприятия нового), групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он считал, что личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация — это две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону.

На 2-м этапе (с 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев создает учение, названное им коллективной рефлексологией. В 1921 г. он публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии.

Его «Коллективная рефлексология» представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтерев дал развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности участников собраний и сборищ. Эта масса лиц проявляет свою нервно- психическую деятельность как целое благодаря общению друг с другом. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение. Объединяют людей в коллективе взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция. Особое место принадлежит языку как объединяющему фактору.

Данное учение было подвергнуто критике за механистичность и эклектичность (соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий) и перестало существовать практически сразу же после смерти Бехтерева. Идеи же о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии.

Подводя итоги, можно выделить ключевые моменты, которые повлияли на развитие отечественной психологии. Опираясь на выдвинутую Иваном Михайловичем Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, Бехтерев разработал естественнонаучную теорию поведения, которая первоначально получила название объективной психологии, затем была переименована в психорефлексологию, а в дальнейшем стала рефлексологией.

Владимир Михайлович внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, которая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Позднее, в 1908 г., Бехтерев основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.


написать администратору сайта