Главная страница
Навигация по странице:

  • Языческая реформа

  • Пантеон богов Владимира

  • Перун

  • Дажьбог

  • Симаргл

  • Последствия языческого реформы

  • Крещение Руси

  • Заключение

  • ЗАДАНИЕ №1 К СЕМИНАРУ №1 по дисциплине История (история России, всеобщая история). ЗАДАНИЕ №1 К СЕМИНАРУ №1 по дисциплине История (история России,. Владимир (Святой) креститель земли русской


    Скачать 17.33 Kb.
    НазваниеВладимир (Святой) креститель земли русской
    АнкорЗАДАНИЕ №1 К СЕМИНАРУ №1 по дисциплине История (история России, всеобщая история
    Дата22.05.2023
    Размер17.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗАДАНИЕ №1 К СЕМИНАРУ №1 по дисциплине История (история России,.docx
    ТипДокументы
    #1151262

    Эссе: “Владимир (Святой) – креститель земли русской”.
    Князь Владимир I Святославович (Святой), в былинах его приравнивали с Владимиром Красное Солнышко. Князь Владимир I Святославович был прославлен в лике святых как равноапостольный по-другому христолюбивый. Период княжения с 969 по 1015 гг. Важным для истории Древнерусского государства считается период правления Владимира Святославовича, так как в то время произошли ключевые внутренние и внешние политические события, а именно “языческая реформа” 980 г. и “Крещение Руси” 988 г. Рассмотрим данные события в истории более детально, чтобы разобраться в целях языческой реформы, а также её последствия и причины Крещения Руси, и выбора православного христианства.
    Языческая реформа
    Одним из значительных событий во время правления князя Владимира Святославовича стала “языческая реформа”, которую он установил примерно в 980 г. сразу же после захвата Киевского престола. В то время в государственной власти предприняли первую попытку вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Главной целью данной реформы являлась необходимость выделить суверенитет и независимость Руси от христианской Византии, так же усилить влияние великого князя, как главного военачальника государства и необходимость урегулирования мифологического хаоса, преобладающего в мышлении восточнославянских племен. Князь Владимир I Святославович, относился грозно к наемникам, дружинников-варягов (часть из которых была христианами) отодвигал на задний план, а после наступления мира, изгнал их из Руси, за неоднократные бесчиния.
    Пантеон богов Владимира
    Богам Владимира, скульптуры которых были установлены на капище в Киеве около 980 г., было посвящено множество противоречивой литературы. Так, исходя из Повести временных лет, пантеон состоял из шести богов. Во главе находился Перун - громовержец, так же считался покровителем княжеской власти, Хорс - бог солнца, небесный Конь, который дарил людям свет и тепло из-за противоречивости литературы его интерпретировали как бога луны месяца. Дажьбог считался одним из самых значим восточнославянских богов, было принято считать его посланником богов, который дарил плодородие и солнечный свет. Стрибог - бог ветра, рожденный искрой света от удара молнии. Симаргл - бог сеятель семян, считался хранителем посевов и сельского хозяйства, и единственной богиней в пантеоне являлась Макошь - богиня плодородия, ее связывают с ткачеством, с судьбой и ремеслами, считалась хранительницей очага. Шесть Богов были признаны среди населения южной части Руси, так как для князя была важна поддержка Киева, выбор был сделан именно на этих Богов. Силуэты Божества установили рядом с княжеским дворцовым комплексом, в самом центре киевской крепости для того, чтобы каждый горожанин мог привести свою семью, чтобы каждый мог поучаствовать в жертвоприношениях, в пирах. Судя по договорам с греками, на Руси существовало два культа: культ Перун и Культ Волоса. Волос был почитаем практически всеми восточными славянами. Связано это с внутриполитическими задачами Владимира, а именно с желанием отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения на Руси, которые мешали князю при построении централизованного государства.
    Последствия языческого реформы
    Главной задачей языческой реформы являлось предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Так как Владимиру было важно добиться народного единства, которое не могло быть построено на полнейшем хаосе в вопросе вероисповедания. Пантеон Владимира не получил всенародного признания и восьмилетнее поклонение Перуну, завершилось тем, что Владимир разочаровался в язычестве и приказал выкинуть весь пантеон в Днепр. Независимо от того, что языческая реформа не удалась, благодаря ей произошло резкое сокращение языческих богов и изменение мировоззрения, которое не менялось веками, и подготовило Русь к следующему шагу – принятию христианства.
    Крещение Руси
    Крещение Руси в 988 г. стало значимым событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство вышло на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими государствами. Крещение Руси было принято рядом причин, а именно: 1) важно было объединить и покорить восточнославянские племена, которые, несмотря на проведенную в 980 г. языческую реформу, продолжали поклоняться разным богам, на основе общей монотеистической религии; 2) усиление княжеской власти, убеждение в ее божественном происхождении; 3) сближение Руси с Западной Европой, а так же присоединение к общеевропейским политическим реалиям, культурным и духовным ценностям; 4) обязательность оправдания социального неравенства.

    Стоит отметить, что Владимир не сразу решил принять христианство, он долгое время изучал мировые религии, такие как католичество, православие, иудаизм, мусульманство. В Повести Временных Лет сказано, что к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята. Так же есть записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие. Именно так летопись передает их мнение: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Согласно летописи, именно после этого Русь выбирает православие, в 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре.

    Почему же в действительности выбор Владимира был сделан именно в пользу православия? Скорее всего выбор имел геополитические причины, так как крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства и преемницей Римской Империи. Так же стоит выделить тот факт, что православная церковь подчиняется светской власти, где князь является главой религиозного культа. Сам Владимир, согласно Повести Временных Лет, вместе со своей дружиной прошел обряд крещения в 988 г., после чего женился на Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII.

    Заключение:
    Языческая реформа и последующее Крещение Руси, были нацелены на объединение Руси и защиты ее границ, имело огромное историческое, культурное и духовное значение. Так на Руси произошел переход на новый уровень в развитии грамотности и культуры, взятой у Византии за образец. Была принята новая система летоисчисления, появился римский счет, 2 славянские азбуки – кириллица и глаголица Кирилла и Мефодия, послужившие развитию русской письменности. Благодаря принятию христианства наладилось отношение с различными цивилизованными государствами, привело к улучшению торговых отношений с европейскими странами, что сделало Киевскую Русь значимым игроком на мировой арене, а князь вошел в историю как «Владимир Креститель».


    написать администратору сайта