Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение понятий: Поляне

  • Словене (ильменские словене

  • Племенной союз

  • Протогосударство

  • Хазарский каганат

  • Закуп

  • Феодальная раздробленность

  • Татаро -монгольское иго

  • Сугробов В.Е. ответ на семинар 1 задание 1. Семинар 1 задание 1 Эссе Владимир (Святой) креститель земли русской


    Скачать 233.07 Kb.
    НазваниеСеминар 1 задание 1 Эссе Владимир (Святой) креститель земли русской
    Дата21.01.2023
    Размер233.07 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСугробов В.Е. ответ на семинар 1 задание 1.pdf
    ТипСеминар
    #897544

    Сугробов В.Е. ответ на семинар 1 задание 1
    Эссе: Владимир (Святой) – креститель земли русской.
    Период правления Владимира Святославовича с 969 по 1015 г. содержит значимые внутренние и внешние политические события, а именно
    «Языческую реформу» 980 года и «Крещение Руси» в 988. Сразу после захвата Киевского престола, состоялась первая попытка государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Основной сутью языческой реформы являлось предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Так как необходимое
    Владимиру народное единство не могло быть построено на полнейшем хаосе в вопросе вероисповедания. Однако несмотря на то, что языческая реформа не удалась, она привела к резкому сокращению языческих богов и изменению мировоззрения, которое не менялось веками, и подготовило Русь к следующему шагу – принятию христианства.
    Крещение Руси в 988 г. стало важнейшим событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство выходило на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими странами. Владимир не сразу решился на принятие христианства, он уделил много времени изучению мировых религий (католичество, православие, иудаизм, мусульманство). Согласно Повести Временных Лет, к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята. Так же существуют записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие. Именно так летопись передает их мнение: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Согласно летописи, именно после этого Русь выбирает православие, в 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре. Выбор религии так же имел геополитические причины, так как крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства и преемницей Римской
    Империи. И «языческая реформа» и последующее Крещение
    Руси, было направлено на объединение Руси и защиты ее границ, имело огромное историческое, культурное и духовное значение. Так Русь получила
    весомый толчок в развитии грамотности и культуры, взятой у Византии за образец. Принятие христианства привело к налаживанию отношений с различными цивилизованными государствами, налаживанию торговых отношений с европейскими странами, что сделало Киевскую Русь значимым игроком на мировой арене, а князь вошел в историю как «Владимир
    Креститель».
    Определение понятий:
    Поляне - название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской
    Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
    Древляне - восточнославянское племя, обитавшее в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии (главным образом в Житомирской и на западе Киевской нынешних областей). Предполагают, что с востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи. И.
    П. Русанова предполагала, что древлянам принадлежал правый берег
    Припяти, за которым начинались исконные земли летописных дреговичей.
    Словене (ильменские словене) - восточнославянское племя, проживавшее во второй половине 1-го тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
    Голядь - балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся мощинской культуре. Название племени (этноним) идентично галиндам.
    Племя - может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой. Так же, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.
    Племенной союз - это слияние двух или более племен, которое имело стратегический и политический характер. Объединение людей в племенные союзы ознаменовало одну из стадий разложения первобытного общества и становления государственности. Восточнославянские племена. Как известно,
    расселение восточнославянских племен на обширной территории от озёра
    Ильмень до степей Причерноморья в середине первого тысячелетия до нашей эры.
    Протогосударство («вождество») – это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. Военная функция вождя выходит на первый план. С момента возникновения первичных протогосударств, которые возникали одновременно в наиболее благоприятных для жизнедеятельности общества регионах, появляется ожесточенное соперничество между ними. В этих условиях войны оказываются главным средством решения споров и реализации преимущества, т.к. образование военно-организационных структур способствует ускоренному формированию протогосударств. Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, т.к. иных форм ее замещения общество еще не знало. Но достигший власти вождь не спешил с ней расстаться, стараясь ее укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив, объединенный в рамках протогосударства.
    Оформление пожизненной, а затем и наследственной власти вождя происходило с помощью института сакрализации. Сакрализация вождя была важнейшим условием институционализации его власти, легитимизации его
    Божественного права на власть. Постепенно власть становилась пожизненным правом, а выборы лидера – редким явлением. Наследственный характер власти в семье вождя (выбор мог идти разве что между различными ее представителями) сыграла громадную роль в стабилизации гос. структуры.
    На этом заканчивается формирование протогосударственных обществ со всеми созданными институтами с функциями. При этом, формирование протогосударств происходило в период, когда общество не знало классового деления.
    Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
    Погост - административно-территориальная единица (сельский податный округ) на Руси. Впервые административно-территориальное деление в
    Древней Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем
    (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
    Урок - фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ,
    которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
    Повесть временных лет - древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
    Хазарский каганат - государство, возникшее в середине VII века в Нижнем
    Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада
    Западного Тюркского каганата.
    Смерд - категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX-XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.
    Закуп - это феодально-зависимый крестьянин. Закуп, соответственно
    «Русской Правде», - человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу».
    Рядович - в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду»
    (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами, зерном или орудиями труда.
    Отрабатывали долг, используя часть своего времени. Были близки к закупам.
    Рядовичами становились не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ.
    Митрополит - это епископский титул в Русской Православной Церкви.
    Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого - столичный человек.
    Посадник - должность, глава города, «посаженный» (назначенный) князем
    (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя, ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров.
    Феодальная раздробленность (удельная система) - период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые, более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство.
    Татаро-монгольское иго - система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 1260-х годов, позже, после распада Монгольской империи, от Золотой Орды до конца XV века. Установление ига стало возможным в результате монгольского
    нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в не разоренных землях.


    написать администратору сайта