«Влияние дисциплины «Классический танец» на формирование сценической культуры учащихся…». Влияние дисциплины(моя статья). Влияние дисциплины Классический танец на формирование сценической культуры учащихся Термин Классический танец
Скачать 55.14 Kb.
|
«Влияние дисциплины «Классический танец» на формирование сценической культуры учащихся…» Термин «Классический танец» возник в России во II половине XIX века. Постепенно этот термин вошел в обиход, потеснив бытовавшее ранее определение: «серьезный», «благородный», «академический» и другие. «Классический танец, – пишет в своей книге «Возникновение и развитие техники классического танца» Л.Д. Блок,(1) — система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры». Урок классического танца - одно из самых ответственных, самых серьёзных, самых трудных дел в жизни балетного актёра. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой чётко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным , подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога» [28 с.3]. Очевидно, что в книге А. Я. Вагановой обобщен не только, ее личный опыт, но и достижения ее учителей — X. Иогансона, Н. Легата, О. Преображенской, а через них — открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников Методика преподавания классического танца по Вагановой(2) , явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижения русской хореографической педагогики. Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением танцовщиков. Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Техническими требованиями является - владение полным комплексом танцевальных движений , сформулированных в программе по сценическому танцу для учебных учреждений. Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда, композитор строит самые разнообразные гармоничные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей. В настоящее время для всех профессиональных школ классического танца, характерен строгий академический стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и своеобразие. Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения – это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту. «Чтобы сценический жест танцовщика был выразителен, необходимо развивать двигательный аппарат рук. Это в значительной мере может быть достигнуто средствами классического танца. Однако речь идет не о заимствовании у хореографического искусства тех или иных танцевальных или пантомимных жестов, а о развитии выразительности рук при помощи танцевальных упражнений. Будущий актер должен легко и свободно владеть мастерством жеста, творцом которого он будет сам.»-говорил К.С. Станиславский(3). В основном, эти навыки приобретают в процессе учебной работы и сценической практики. поэтому она играет такую важную роль в учебном процессе. Цель и задача учебной практики общие - овладение танцевальным и актерским мастерством, танцевальной техникой. Без танцевальной техники не может быть творческого роста.. Это правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости , выработка эластичности мышц . Профессор А.Я. Ваганова говорит: «…достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью»(2). Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность - это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства. Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники. Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий - значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Малейшая стесненность в движении (головы, корпуса, рук и ног), недостаток физических сил, энергии и воли затрудняют, отяжеляют действия танцовщика, не дают ему возможности проявить всю полноту своего дарования. (2) Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную, как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства, особенно при выполнении поз, вращений и т.п. В учебной работе легкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. Исполнение танцевальных па, должно быть во всем достаточно сильным, четким, решительным, увеличенным и разнообразным по своему характеру, но всегда легким, а не затрудненным и тем более тяжеловесным. Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом танца. Она предусматривает строгий, волевой и мужественный, а не слащаво-расслабленный характер движения. Расширяя диапазон движения, мягкость пластику танца слитностью, открывает возможности глубины, теплоты и тонкости выразительных средств. Жесткий, угловатый и «холодный» характер движения неприемлем , он ограничен и лишен разнообразия оттенков в эмоциональной выразительности. Танцевальный образ может отличаться лиризмом или, напротив, острой характерностью, предельным «накалом чувств», сильными, темпераментными, героическими и властными интонациями, но техника движения должна сохранять свою мягкость. (4) Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и в самодеятельных коллективах. Именно классический танец филигранно и очень точно способствует формированию исполнительской культуры будущего выпускника. По форме выражения классический танец великолепен, он обладает благородством и совершенной красотой, воспитывает эстетику человеческого тела . Танец – это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, именно движения выражают музыкальный образ. Исполнитель – учащийся доносит музыку до слушателя. Темп - это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка, и подчинён законам определённой музыкальной системы . Преподаватель учит ребенка воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, интонировать в движении и искать свою манеру исполнения. Поэтому при выборе музыкального материала следует исходить из возможности воплотить его специфику в танцевальных образах, соответственно возрастным особенностям детей. Необходимо приобщать учащихся к многогранной музыке, воспитывающей хороший вкус. Танец синкретичен, так как объединяет в себе не только обязательную музыкальную основу, но и элементы изобразительного искусства, актерское мастерство. На начальном этапе освоения азбуки классического танца, приобретения элементарных двигательных навыков, изучения танцевальных комбинаций, поз и положений, преподаватель учит ребенка воспринимать свое тело «как инструмент», который откликаясь на звуки музыки, превращается в ожившую картину. Работая у зеркала, учащийся в танцевальном классе, должен увидеть в своем теле линии, с помощью которых он создает своё собственное художественное произведение. Тогда следующим, естественным этапом совершенствования полученных знаний и навыков классического экзерсиса, станет работа по пространственному рисунку и композиции. Преподаватель должен обращать внимание на «орнаментальные» построения, элементами которого становиться тело ученика и всех исполнителей на уроке. Обращать внимание на умение учащихся видеть себя со стороны необходимо в течении каждого урока, исполняя упражнения у станка, в комбинациях на середине, а также в танцевальных этюдах и в концертных номерах. Приобретенных навыков и безупречных линий танцовщику недостаточно. Выразительность исполнителю придает его отношение к движению – мимика, актерское мастерство. Способность учащегося «рассказать историю» - умение исполнять движения экзерсиса осуществляя диалог глазами, телом, руками, приведёт к формированию целостного законченного образа юного исполнителя. Перед преподавателями стоит чрезвычайно важная задача раскрыть индивидуальность обучающегося , помочь ему показать свой внутренний мир и свои исключительные возможности. А.Я. Ваганова говорит: «…достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность , которая называется артистичностью». Таким образом, исполнительская культура учащегося начинает закладывается с первых уроков классического танца и продолжает постоянно совершенствоваться до выпускного класса. Именно преподаватель учит детей не только упражнениям экзерсиса, но и умению обрести свою индивидуальность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Л.Д. Блок. «Возникновение и развитие техники классического танца» 2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». 3.Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т 3. 35. 4.Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962. |