Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация .

  • Ключевые слова

  • Keywords: existentialism, religion, philosophy, Camus, atheism.

  • Список литературы

  • СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Пигорева Т.А.

  • Пигорева Т.А.. Влияние философии экзистенциализма на творчество альбера камю


    Скачать 26.89 Kb.
    НазваниеВлияние философии экзистенциализма на творчество альбера камю
    Дата14.05.2022
    Размер26.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПигорева Т.А..docx
    ТипДокументы
    #528365

    ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА ТВОРЧЕСТВО АЛЬБЕРА КАМЮ

    Т.А.Пигорева

    Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: gowardwolowiz@gmail.com
    АннотацияВ статье рассматривается философия экзистенциализма и ее влияние на творчество Альбера Камю. Кроме того, приводятся идеи и мысли различных философов, являющихся представители данного философского направления. Помимо этого, предпринята попытка проникнуть в самую глубь учения и подробно рассмотреть его основоположника. Приведены причины расцвета экзистенциализма в Западной Европе.

    Ключевые слова: экзистенциализм, религия, философия, Камю, атеизм.
    INFLUENCE OF THE PHILOSOPHY OF EXISTENTIALISM ON THE WORKS OF ALBERT CAMUUS

    T.A.Pigoreva

    Belgorod State University of Arts and Culture

    e-mail: gowardwolowiz@gmail.com
    Annotation. The article discusses the philosophy of existentialism and its influence on the work of Albert Camus. In addition, the ideas and thoughts of various philosophers who are representatives of this philosophical trend are given. In addition, an attempt was made to penetrate into the very depths of the doctrine and consider in detail its founder. The reasons for the flourishing of existentialism in Western Europe are given.
    Keywords: existentialism, religion, philosophy, Camus, atheism.
    Особое влияние на творческое мировоззрение Альбера Камю оказали идеи экзистенциализма, представления об иррациональности и бессмысленности мира и места, занимаемого человеком в нём. Альбера Камю принято считать представителем атеистической ветви этого философского направления. Сам писатель утверждал в своих «Записных книжках»: «Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями» [1, с.114].

    В 20-е годы ХХ в. экзистенциализм приобретает всё большую популярность среди прочих философских концепций в связи с происходившими в те годы событиями.

    Согласно мнению философа Якушева А.В., экзистенциализм расцвёл в Западной Европе под воздействием многих причин:

    «1) Кризис политический в преддверии Первой Мировой войны быстро привёл к кризису экономическому и нравственному, а следом последовали сразу две мировых войны, потрясших всё человечество;

    2) Научно-технический прогресс сменил направление не на пользу человеку, а во вред ему (всё больше совершенствовалась военное оборудование, изобретены новые виды оружия, бомбы, автоматы, пулемёты, мины, химические отравляющие вещества, используемые при «газовых» атаках);

    3) Была изобретена атомная бомба, поставившая всё человечество на грань уничтожения. Применение ядерного оружия приводило в ужас. Кроме того, уже тогда встала опасность катастрофы;

    4) В Первой и Второй Мировых войнах погибли 70 миллионов человек. Население земли было поражено столь жестоким, бесчеловечным отношением властей к простым людям. Единичная человеческая жизнь перестала иметь самостоятельную ценность. Положение ухудшали тоталитарные режимы многих стран, где люди гибли в концентрационных лагерях;

    5) Фашизм и другие тоталитарные режимы полностью подавляли свободную волю человека, делая его не более чем винтиком общественного механизма;

    6) Человек чувствовал своё бессилие и перед природой, и перед безжалостным общественным порядком». [2, с.234].

    Экзистенциализм существует в двух ипостасях: религиозный (Кьеркегор, Марсель) и атеистический (Ямперс, Сартр, Камю, Бердяев, Шестов, Хосе Артего Гассет и др.).

    Основателем направления считается религиозный экзистенциалист Серен Кьеркегор (1813 – 1855), родом из Дании. Философ ввёл в философию следующие термины:

    «Неподлинное существование – это полное растворение человека в обществе, стремление быть как все, плыть по течению, отсутствие желания понять свои истинные устремления, неосознанность, непонимание своей уникальности, нежелание искать своё истинное предназначение, призвание;

    Подлинное существование – это освобождение из оков общественного мнения, желание совершать только осознанные поступки, поиск и обретение своей подлинной сущности, желание самому распоряжаться своей судьбой. Подлинное существование и есть экзистенция» [3, с.312].

    Экзистенциалисты не задавались целью создать цельное стройное представление о мире, так как считали это невозможным в принципе. Поэтому каждый из представителей этого философского мировоззрения имеет свой собственный взгляд на мир и свою систему понятий. Наиболее известными представителями экзистенциального направления стали: в России - Лев Шестов, Николай Бердяев; в Германии - Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, во Франции -Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, в Великобритании - Айрис Мёрдок и Уильям Голдинг.

    Карл Ясперс (1883 – 1969) – немецкий философ – в 1919 году (после окончания Первой мировой войны) издаёт трактат «Психология мировоззрений», где одним из первых обращается к экзистенциальному пониманию бытия. Согласно трактату Ясперса, «такое случается в пограничных состояниях – например, при приближении смерти или при принятии особо важных в судьбе человека решений, радикально меняющих его привычную повседневность. В этот момент личность внезапно осознаёт себя, прикасается к своему истинному «Я», соединяется с трансцендентальностью – высшим планом вселенной» [4, с.68].

    С трудами Ясперса Альбер Камю познакомился ещё в лицее. Однако момент перехода человека к экзистенциальному состоянию писатель представлял совсем иначе: «Чувство абсурда может поразить в лицо любого человека на повороте любой улицы» [5, с.90].

    Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) уделял особое внимание понятию экзистенции – особого состояния бытия. Жизнь личности в обществе проходит посреди двух параллельных плоскостей: «бытия с другими» и «бытия самого себя» [6, с.124]. «Бытие с другими» лишает человека свободы выбора, предполагает его полное растворение в безликой толпе, делает всех «равными» - а значит «одинаковыми», безвольной серой массой. «Бытие самого себя» становится доступно лишь при осознании собственного уникального «Я». Таким образом, личность, если хочет обрести свободу быть самой собой, должна бороться за это право, противопоставлять себя «другим» [7, с.178].

    Мысли Хайдеггера были созвучны мыслям Камю на первом этапе его творчества. В эссе «Миф о Сизифе», повести «Посторонний» и «Записных книжках» этого периода ясно прослеживается мысль о необходимости не следовать общественным установкам, оставаться собой. Такое поведение Камю считает самым верным, но и самым опасным: «Самый опасный соблазн: не походить ни на кого» [1, с.45].

    Мысли Камю о природе и истории удивительным образом созвучны историософским идеям русского философа Николая Бердяева, книги которого входят в круг чтения французского писателя с конца 30-х годов. Р. Кийо, исследователь творчества Камю, много работавший с его архивами, отмечает в своих комментариях к «Бунтующему человеку», что среди философских и литературных работ, послуживших Камю для построения общей концепции произведения, были и книги Бердяева, в частности, «Смысл истории» (1948), вторую главу которой автор «Бунтующего человека» особенно тщательно «штудировал» [2, с.452].

    Для Бердяева христианство, выдвинув идею конечной цели человечества, отлучило человека от природы: «Именно конец античного мира и начало христианства знаменуют собой какое-то удаление человека в какую-то чуждую глубину внутренней жизни природы… Между человеком, вступившим на путь искупления, и природой образуется бездна. Христианство… как бы умерщвляет природу» [3, с.118].

    Употребляя вслед за автором «Смысла истории» понятия «природа» и «история», Альбер Камю вкладывает в них смысл совершенно противоположный бердяевскому.

    У Бердяева «природа» - это рабство человека, его унизительная зависимость от власти стихийной жизни. Явление в мир Христа освободило человека, изъяло его из рабской подчинённости природе, «выделило и вознесло до небес» [4, с.72]. Человек должен выковать новую личность, неподвластную природе, ушедшую от неё на поле «истории». «История» по Бердяеву – это все общественные институты, культура, облагородившая и воспитавшая современного человека.

    Согласно мысли Камю, напротив, наступает время, когда «природа вновь восстаёт против истории» [5, с.90]. Камю стремится показать, что абсолютной ценностью история быть не может. Историческое действие, по его мысли, должно определяться понятием человеческой природы.

    Список литературы

    1. Адамович, Г. В. Сомнения и надежды [Текст] / Г. В. Адамович. – М.: Олма-Пресс, 2002. - 448 с.

    2. Андреев Л.Г. История французской литературы [Текст] / Л.Г. Андреев – М.: МГУ, 1987. – 514 с.

    3. Бердяев Н.А. Смысл истории, [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Просвещение, 1999. – 401 с.

    4. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы [Текст] / Е.П. Кушкино. – Л.: Прогресс, 1982. – 201 с.

    5. Кушкин Е.П. Достоевский и Камю. // Достоевский в зарубежных литературах. Л.: Наука, 1978. – С. 81 - 116.

    6. Кушкин Е.П. У истоков творчества Камю. // Мировоззрение и метод. – Л.: Наука, 1979. – С. 119-129.

    7. Кьеркегор, Серен. Повторение [Текст] / Серен Кьеркегор. – М.: Лабиринт, 1997. – 329 с.
    СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

    Пигорева Т.А.учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №33» г.Белгород,

    308025, г. Белгород, ул. Сумская, 378, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33»;

    студент факультета социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности, кафедры педагогики и методики профессионального образования, направления 44.04.01 «Педагогическое образование»: программы «Педагогика высшей школы»;

    308033, г. Белгород, ул. Королева, 7, Белгородский государственный институт искусств и культуры;

    e-mail: gowardwolowiz@gmail.com

    тел.: 8-915-564-75-31


    написать администратору сайта