Эссе. Влияние конфуцианства на политикоправовую систему Китая
Скачать 34 Kb.
|
Эссе на тему: «Влияние конфуцианства на политико-правовую систему Китая» Китайская цивилизация основывается на конфуцианском учении, а также своеобразном стиле мышления и менталитете китайцев. Взгляды Конфуция по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая, составной частью культурной матрицы дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека. Как известно, суть конфуцианства в целом сводится к пяти основным постулатам: гуманности, справедливости, учтивости, мудрости, искренности. Учение Конфуция было не возведено в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день является сущностной характеристикой культуры и политико-правовой системы Китая. Известно, что Конфуций первым в Китае выступал за всеобщее образование, а также за признание работы учителя особой специальностью, если не особым образом жизни. Хорошо знал работу государственных органов — одно время являлся первым советником в царстве Лу, много путешествовал со своими учениками по Китаю. С самого начала конфуцианство отличалось социально-этической направленностью и стремлением сближения с государственной службой. Будучи человеком, близким к политике, он стремился создать учение прежде всего для людей, имевших отношение к политике, к государственной службе.1 С момента превращения конфуцианства в государственную идеологию во II в. до н.э. была введена система экзаменов для чиновников, которая позволяла осуществлять отбор правящей элиты не на основе происхождения, а на основе интеллектуальных и волевых способностей. Что и дало импульс развитию образования, которое способствовало дальнейшему укреплению государства. Конфуцианская система экзаменов позволяла человеку любого достатка и социального положения при наличии соответствующих способностей достичь высокого положения в системе государственного управления.2 На мой взгляд, тесная связь государства и образования, показавшая на практике свою эффективность в Китае, является одним из серьезных аргументов против существования частных учебных заведений и любых иных способов «приватизации» образовательного процесса в либеральных системах. Следует отметить, что с такой же идеей образованных правителей выступали крупнейшие представители античной философии – пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель, стоики и неоплатоники, однако их концепции не нашли последовательного практического воплощения и были благополучно забыты западной традицией. Многие исследователи обращают внимание на то, что конфуцианство было единственно сложившейся и апробированной системой идей и институтов, посредством которых можно было наладить управление огромной страной и обеспечить необходимые и желаемые прочность и стабильность. Ни даосизм, ни буддизм с их приматом религиозного, эмоционального начала, смутными идеалами социальной справедливости и нередко лишь плохо скрываемым пренебрежением к проблемам социальной политики и администрации для этой цели не годились. В многовековой истории Китая конфуцианство всегда играло роль утверждающего начала, тогда как даосизм — отрицающего. Можно сказать, что каждый китаец — конфуцианец, когда он процветает и трудится, и даос, когда на него сваливаются несчастья и он начинает вести себя стихийно и эмоционально. С этим трудно не согласиться, ведь конфуцианство всегда выходило на первый план в период мира и созидания, а даосизм пытался занять его место в период смутных времен и неурядиц.3 Изучив и рассмотрев конфуцианство я могу точно сделать вывод о том, что Конфуций и его последователи интерпретировали нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой они жили. Этой традиции следуют миллионы сторонников его учения. Многие конфуцианские афоризмы и максимы распространены вне дальневосточного ареала, широко известны и пользуются популярностью на протяжении многих сотен лет. Конфуцианство повлияло в разной степени на все сферы жизнедеятельности того и последующего времени. 1 Конфуций. Суждения и беседы / пср. с кит. Р.В. Грищенкова / под рсд. П.С. Попова. —СПб., 2001. 2 Ирхин Ю.В. Конфуцианство // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / рук. научи,проекта Г.Ю. Семигин. — М.: Мысль, 2003. 3 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М., 1970. — С. 362-364. |