Главная страница

ВКР Никита. Влияние средств массовой коммуникации на формирование модных ориентиров современной молодежи


Скачать 183.17 Kb.
НазваниеВлияние средств массовой коммуникации на формирование модных ориентиров современной молодежи
Дата29.05.2022
Размер183.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР Никита.docx
ТипИсследование
#555728
страница2 из 4
1   2   3   4
2 Эмпирическое исследование направлений влияния средств массовой коммуникации на формирование модных ориентиров современной молодежи

2.1 Анализ факторов влияния на формирование модных ориентиров современной молодежи

Чтобы выяснить, какое влияние оказывает такое социальное явление как мода на образ жизни людей в целом, а в частности на образ жизни молодежи, сперва нужно разобраться в том, что же такое образ жизни. В социологии проводилось достаточное количество исследований на эту тему, первые такие исследования были проведены К. Марксом, О. Лоран-Дюшатле, Дэвисом, Ф. Лепле, Дж. Синклером.

Образ жизни – это понятие, которое применяется в социологии и в других социальных науках, характеризует условия и особенности повседневной жизни каждого человека в конкретном историческом периоде. Культурные, социально-экономические, природные условия оказывают влияние на формирование образа жизни.

Существуют различные подходы к определению понятия «образа жизни», согласно Ю.П.Лисицыну «образ жизни - это определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей». Ю. П. Лисицын выделяет четыре категории описывая образ жизни:

    • Экономическая категория (уровень жизни).

    • Социологическая категория (качество жизни).

    • Социально-психологическая категория (стиль жизни).

    • Социально-экономическая категория (уклад жизни).

Уровень жизни характеризует благосостояние человека, его материальные и духовные потребности, качество жизни выступает в роли оценки комфорта жизненных условий, будь то удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением в обществе, работой, каким-либо другим родом деятельности. Под стилем жизни понимаются индивидуальные особенности личности, еѐ поведения. Уклад жизни относится к быту, культуре, порядку общественной деятельности.

Понятие образ жизни также рассматривается в другом подходе как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, в качестве системы взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой является сложнейшим комплексом действий и переживаний, присутствуют полезные привычки, укрепляющие природный ресурс здоровья и отсутствуют вредные, разрушающие его.

В. И. Жолдак характеризует образ жизни как совокупность индивидуальных ориентиров и реальных видов и форм деятельности людей для освоения и преобразования действительности, способ их жизнедеятельности в конкретных исторических условиях; комплексное единение производственной, материально-хозяйственной, экономической и политической сфер жизни и деятельности социальных объектов.

Многие западные исследователи дают следующее определение образу жизни: «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу».

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев представляют структуру образа жизни в виде следующих элементов: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека». Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность». Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Образ жизни – жизнедеятельность людей, а точнее ее тип, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. В качестве основных параметров образа жизни выступает труд, быт, иная деятельность и любые привычки людей. В случае если организация и содержание такой деятельности и привычек укрепляют здоровье, можно говорить о реализации здорового образа жизни, его можно рассматривать как сочетание видов деятельности, которые обеспечивают наиболее оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой.

Говоря об образе жизни С.В.Попов прав в том, что обусловленность в значительной мере образа жизни социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от его особенностей психики, здоровья и возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие возможных вариантов образа жизни различных людей. Уровень жизни, качество жизни и стиль жизни – это те три категории, которые включает в себя образ жизни человека.

Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля его жизни, который в большей степени несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Понятия «образ жизни» и «здоровье» тесно связаны между собой и наиболее полно взаимосвязь выражается в понятии здоровый образ жизни; данное понятие положено в основу валеологии – общей теории здоровья. Здоровый образ жизни объединяет все способствующее выполнению человеком каких-либо функций в оптимальных для здоровья условиях: профессиональных, общественных и бытовых. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья, как индивидуального, так и общественного.

Еще в античной философии встречаются представления о здоровом образе жизни. Мыслители этого периода пытались выделить в данном явлении специфические элементы. Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривал здоровый образ жизни как некую гармонию, к которой нужно стремиться соблюдая целый ряд профилактических мероприятий. Он заостряет внимание по большей мере на физическом здоровье человека. Демокрит напротив, описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа человека пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами или переживаниями.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным, волевым, здоровым. Так как каждый человек отличается от других, образ жизни не может быть одинаковым у всех. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. И это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Итак, здоровый образ жизни представляет из себя типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, они укрепляют и совершенствуют возможности организма, это обеспечивает успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности в направлении сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья.

Пассивного ожидания не достаточно для сохранения и восстановления здоровья, человек сам должен совершать определенную работу в данном направлении. Так или иначе, большинство людей осознают ценность здоровья только тогда, когда возникает серьезная угроза для их здоровья или оно сильно утрачено, тогда у человека возникает мотивация вылечить свою болезнь и вернуть здоровье. Но положительной мотивации, чтобы совершенствовать свое здоровье у здоровых людей недостаточно.

И. И. Брехман выделяет две возможные причины по которым люди не заботятся о своем здоровье: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей, но не в нашем случае с молодежью, которой свойственен нонконформизм, всякого рода протесты против общепринятых норм, правил, социальных образцов. Подход И. И. Брехмана действует далеко не на всех. Очень многие люди, в частности молодые люди своим образом жизни и поведением не то, что не способствуют здоровью, а разрушают его.

И хотя в данных определениях отсутствует прямое указание на их связь с модой, эта связь очевидна, ведь мода оказывает влияние на формирование новых поведенческих образцов среди молодого поколения, на формирование образа их жизни.

Двадцатый век дал людям развитую медицину, открытие ДНК, полет на луну, использование ядерной энергии, был создан интернет, и многие другие блага. Человечество, благодаря медицине, избавилось от ряда инфекционных заболеваний, получило различные способы и средства лечения многих болезней. Однако двадцатый век принес и негативные явления.

Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением, на которое большое влияние оказывают тенденции моды. Становление и развитие модной индустрии ученые связывают с параллельным развитием «общества массового потребления». Индустрия моды как отдельное направление отсутствовала почти до конца XIX в. Начиная с XX в. и до сих пор, индустрия моды набирает все больше оборотов. Почти каждый человек, так или иначе, пытается создавать свой собственный стиль, выделяя свою неповторимость, покупая модные бренды.

«Общество потребления» и его требования по соблюдению модных стандартов провоцирует формирование ряда социально-психологических зависимостей, примерами которых выступают ониомания и анорексия. И именно в начале XX века человечество впервые столкнулось с проблемой ониомании, которую на сегодняшний день медики признают серьезной болезнью. В бытовом потреблении такую зависимость часто называют шопоголизмом. Впервые этот термин был предложен немецким психиатром Е.Крепелином в 1909 г. Ониомания (от греческих слов «оnios» - для продажи и «mania» - безумство) означает вредную привычку, постоянную потребность к совершению покупок, которые в большинстве случаев человеку совершенно не нужны.

Недавно эта проблема не привлекала широкого внимания специалистов, но данные проведенных научных исследований заставили изменить отношение к шопоголизму. Более того, было признано, что он пагубная привычка, похожая на зависимость от алкоголя или наркотиков. Существуют данные, что от магазинной зависимости страдает до 20% населения развитых стран мира. Шопоголики постоянно испытывают желание накапливать дома множество различных вещей и очень тяжело переживают момент, когда по определенным причинам теряют такую возможность, поскольку считают все вещи неотъемлемой частью своей жизни. В общественном сознании сформировался опасный стереотип, что шопоголиком быть престижно. Однако, это лишь заблуждение.

Что же стоит за внешним лицом ониомана? Во-первых, это проблемы с признанием и принятием в социуме такого человека; во-вторых, это способ успокоить, утешить себя; в-третьих, это внутренний конфликт или какая-то нерешенная проблема личностного плана. Сделанные покупки только создают иллюзию облегчения, но только на короткое время; в-четвертых, это низкая самооценка, чувство вины или старые обиды, которые создают депрессивный фон; в-пятых, монотонная жизнь, где мало впечатлений и новых эмоций.

Как можно увидеть, склонность к шопоголизму в значительной степени влияет на здоровье, сознание и поведение человеческой личности и существенно их меняет. Можно выделить следующие социальные последствия этого явления: появление долговой зависимости (накопление долгов), поскольку ни один семейный бюджет не выдерживает подобной нагрузки; кражи, мошенничество, проституция; семейные конфликты, развод; провоцирование психосоматических заболеваний: аритмии, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, гастритов и т.д.; депрессии, стойкие нарушения сна, повышение уровня агрессии; общее ослабление иммунитета.

Некоторым явление шопоголизма кажется чем-то несерьезным и надуманным, однако ученые считают шопоголизм массовой. Это не удивительно, с таким количеством рекламы на каждом шагу и безумным количеством торговых центров. Латентная склонность к шопоголизму, на самом деле, есть в каждом из нас, главное - знать меру. В наше время мода диктует жесткие требования не только к способу и стилю жизни, но и по стандартам внешнего вида человека.

В массовом сознании сформирован устойчивый психологический стереотип: стройный - значит, здоровый, красивый и успешный. Различные диеты, голодания приобретают все большее распространение. Но погоня за стройностью может вызвать появление новой проблемы - анорексичных расстройств.

Обращаясь к историографии, можно увидеть, что своеобразная мода на анорексию существовала еще в древние времена развития человеческого социума. В частности, в Древней Греции известны случаи этой болезни среди юных девушек. Для лечения девушкам предлагался единственный эффективный способ - замужество. Во времена Средневековья, женщин, которые имели вес в 50 килограммов, рассматривали как ведьм, и к ним применялась казнь в виде сожжения. В период позднего средневековья такие факты, как голод, определенные заболевания приводили к тому, что анорексичный вид стал отражать проявление силы духа и чистоту веры. Способность жить без пищи рассматривалась как чудо и подтверждала святость человека.

На сегодня сформировался культ нездоровой худобы, который приводит многих девушек к анорексии. Нервная анорексия («anorexia nervosa») - заболевание, возникающее преимущественно у молодых девушек (редко у лиц мужского пола этого же возраста) и выражается в сознательном, чрезвычайно стойком стремлении к похудению. Мотивом такого поведения является болезненная убежденность в собственной излишней (уродливой, неэстетичной) полноте всего тела или отдельных его частей. Это тяжелое заболевание, которое вызывает даже смерть. Так, по данным исследования, приведенного в Американском журнале психиатрии, общий показатель смертности от этой болезни в год составляет 4%.

Большинство современных девушек, которые стремятся похудеть любой ценой, в реальности не имеют никаких оснований для комплексов относительно своей внешности в целом и веса в частности. Но наша самооценка в определенной степени зависит от образов, транслируемых средствами массовой информации, начиная с глянцевой прессы и телевидения и заканчивая Интернетом и наружной рекламой. Однако это лишь заблуждение. Несмотря на глянцевую картинку с безупречной моделью идеальных пропорций, следует помнить о том, что над этим фото работали профессионалы, и пытаться сравнивать себя с результатом их совместных усилий просто глупо.

В 2004 г. американскими социологами был проведен опрос населения, результаты которого показали, что: красавицами себя считают только 2%, Обаятельными и неповторимыми - менее 1% респонденток. результат показал интересную закономерность: женщинам свойственно недооценивать свои способности. Интересно, что восприятие собственного образа современной женщиной далеко от адекватного.

Понятно, что все мы слишком строги к себе, поскольку жить в мире с глянцевыми стандартами красоты и сохранять психологический иммунитет к тому, что видишь в журналах и на экране, довольно трудно. «Чтобы не чувствовать себя неполноценной из-за несоответствия сомнительным шаблонам, которые не имеют к здоровому телу никакого отношения, необходима психологическая устойчивость», - отмечает Ю. Семенова.

Наиболее уязвимой в этом отношении социальной группой являются модели. Самый яркий пример - Николь Ричи, известная американская актриса, на момент ареста в декабре прошлого года за управление автомобилем в наркотическом опьянении она весила 38,5 кг при росте 155 см. «Я не анорексичка! Мне постоянно советуют набрать вес, но, простите, я слышу это от людей, которые чуть раньше советовали мне похудеть», - утверждает звезда. Другую британскую актрису, Киру Найтли, тоже нередко обвиняли в пропаганде нездорового образа жизни. На что она резко ответила журналистам: «Анорексия - это заболевание, которое напрямую не зависит от капризов моды, как это нам пытаются представить сегодня. Что касается меня, я никогда не стремилась к идеалу, несмотря на всю публичность моей профессии». Та же беда накрыла индустрию моды.

Влияние моды на жизнь общества и человека в нем, несомненно, имеет место. Но следование модным тенденциям может привести к ряду негативных последствий, в частности, разного рода психологическим зависимостям. Лечить больного анорексией можно только тогда, когда человек понимает свое болезненное состояние. Увы, большинство пациентов упорно отрицает наличие этой проблемы, и поэтому последствия болезни зависят от того, как долго и насколько сильно анорексик пытал свой организм. Когда организм недополучает необходимые ему калории, то начинает поедать себя. Это может привести даже к смертельным случаям, если вовремя не организовать эффективное лечение. Известно, что среди анорексиков достаточно высокий процент самоубийств. Помощь больным должна оказываться врачами с привлечением психологов. Они, в свою очередь, должны убедить пациента в том, что он заслуживает быть счастливым, научить его ценить и уважать себя.

В массовом сознании сформировался определенный стереотип относительно понятия моды. Природа феномена моды довольно противоречива. Как указано в некоторых источниках, она дуалистическая, поскольку, с одной стороны, это стремление к индивидуальности, к творческому процессу, желание выделяться из массы, привлечь внимание. С другой стороны, явление моды - результат подражания, стремление быть включенным в свою референтную группу, данного слоя общества, подчеркивание собственной принадлежности к той или иной общности, желание быть принятым ею. Именно поэтому, молодежь в силу своих социально-психологических особенностей с легкостью воспринимает все новое, ей присуща творческая деятельность, инициативность, а значит, молодежь является основным потребителем моды, которая оказывает на образ жизни молодежи очень большое влияние и может в корне его изменить.

Еще одним примером пагубного воздействия моды на молодежь являются субкультуры. Общество, в котором мы живем, - неоднородно и каждый человек создает свой особый микромир, существование которого определяется его собственными интересами, потребностями, ценностными ориентациями и соответствующими моделями поведения, но при этом, многие индивиды могут иметь схожие интересы и запросы. Чтобы удовлетворить их запросы, необходимо объединиться с другими людьми, чтобы достичь поставленной цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединение людей по интересам. И молодежные субкультуры не исключение. Новые поколения уже не удовлетворяют существующие (традиционные) культурные нормы, ценности и правила поведения, их представители стремятся расширить для себя границы личной свободы, обосновывая это соответствующей идеологией.

Этот термин впервые был введен в научный оборот американским социологом Т.Розаком в 30-х гг. XX в.: «sub» в переводе с англ. Означает «под» - то есть скрытый, неофициальный пласт культуры, андеграунд, контркультуру, которые определяют идеологию молодежи как таковой, что разрушает всякую культуру вообще. Субкультура образуется в результате соответствующего отношения определенной группы населения к процессам, которые происходят в социальной структуре общества. Итак, традиционный взгляд на субкультуру предусматривает, что они существуют там, где существует организованная и признанная определенной группой совокупность ценностей, где создается свой, особый образ мира и образ бытия в нем.

Другое мнение относительно молодежной субкультуры высказал российский социолог Ю.Волков. Он рассматривает это понятие как систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы. Это понятие олицетворяет собой культуру молодого поколения, которое характеризуется общим стилем жизни, определенными особенностями поведения, групповыми нормами, ценностями и убеждениями.

Принадлежность к той или иной субкультуре дает возможность молодежи проявить свои творческие наклонности, определить свое место в жизни, найти друзей, т.е. выполняет функцию социализации личности. Отсюда, субкультуру можно считать частью общественного организма, что не противоречит базовой культуре, а дополняет ее. Однако, социологи утверждают, что сама молодежная субкультура является неоднородной и база ее - преимущественно средний класс.

Само понятие «молодежная культура» достаточно новое, оно появилось в 50-е гг. XX в. в Западной Европе. В это время происходит экономический подъем в развитых странах, и, как следствие, расширяется сеть молодежных клубов, растут тиражи книг и журналов для молодежи. Молодежь всегда выступает носителем «нестандартных» ценностей. В формировании моды она играет важную роль, выступая генератором идей и инноваций, т.е. у молодежи формируется собственная молодежная культура, и, соответственно, - собственная молодежная мода. Молодежную культуру определяем как круг общения молодежи, в рамках которого она создает свои автономные формы культурной активности и свои элементы моды. Это группа людей идентифицирует себя как отдельную часть общей культуры, со своей системой взглядов и особой поведенческой практикой.

Возникновение молодежной культуры является результатом поиска своеобразной новой идентичности, а также созданием собственного стиля моды. Носитель молодежной культуры принимает нормы, ценности, стиль и образ жизни в качестве образца существования, но, параллельно существуют и внешние атрибуты, свидетельствующие о принадлежности к определенной субкультуре: жаргон (сленг), прическа, одежда, внешний вид, особенности поведения и т.д.

В последнее время в модной индустрии нельзя не заметить тенденцию обращения именно к феномену улиц. Еще с середины XIX в., когда сформировалось представление о моде как части образа жизни, художники пытались адаптировать высокие модные каноны к прикладным реалиям. Так, на улицах Нью-Йорка, Парижа, Милана появляются франты, денди, стиляги, пижоны, т.е. те, которые приняли вызов и попытались ответить ему своим внешним видом. Одним из весомых толчков к развитию уличной моды были эпатаж и провокация, выраженные именно внешним видом. Шипы и цепи, черная кожа, потертые-рваные-мятые-грязные вещи - все эти агрессивные элементы встречаются в коллекциях ведущих модных домов. «Уличной» принято называть моду, которая пришла «в массы» не с подиумов, а возникла непосредственно в ежедневном употреблении «обычных» людей. Природа этого явления заключается в том, что оно является, во-первых, урбанистическим, во-вторых, в основном молодежным, в-третьих, сетевым. Скопления людей, интенсивный обмен информацией, динамичный темп жизни – это реалии современного большого города, которые реализуют существование этого феномена. Уличная мода диктует другие типы телесного поведения, т.к. она демонстрирует себя в динамическом движении, требует быстрого прочтения текста одежды и внешнего вида.

Отечественные социологи констатируют, что молодежные субкультуры стали массовым явлением: где каждый третий член молодежной группировки. Современная социологическая наука выводит даже определенную классификацию молодежных субкультур, в основе которой лежат следующие критерии:

  • по ценностным ориентациям выделяют: романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты); гедонистически-развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы и т.п.); уголовные (гопники, урла); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты).

  • по историческому критерию: традиционные, имеют долгую историю; новые -возникли в течение последнего десятилетия (киберготы, киберпанки, нормкоры и т.д.

Старой молодежной субкультурой принято считать хиппи. В наше время довольно сложно найти сторонников «хиппизма», которые сознательно называют себя «хиппи». Очевидно, что это происходит из-за старомодности самого понятия и то, что все ассоциации, связывались со временем, начиная со второй половины 60-х гг. XX в. Этот стиль привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, преднамеренный эффект потрепанности и, кроме прочего, джинсы, которые были символом протеста против буржуазной униформы. Поддерживая этот стиль и одеваясь в соответствии с ним, молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Представителями этого движения была интеллигенция и преимущественно средний класс. Бунтуя, они пытались выстроить новую систему человеческих взаимоотношений. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Начиная с 60-х гг., когда различные психотропные вещества начали активно использоваться молодежью для «пробуждения своей духовной и творческой активности», хиппи не стояли в стороне от этого процесса, ведя беспечный не здоровый образ жизни.

Потомками хиппи можно считать панков. Термин «панк» пришел в русский язык из английского. Упоминание о нем находим еще во времена У.Шекспира, когда оно означало самую дешевую категорию уличных проституток. В современном английском языке «punk» означает «гниль», «хлам». В конце 60-х гг., когда зародилось это движение, журналисты так называли молодежь, стоявшую у его истоков. Классической версией является возникновение панк культуры, благодаря появлению в конце 1975-го года в Нью-Йорке фэнзин (журнал, информационный бюллетень, фотоальбом, альманах и т.д.) «Punk», который освещал жизнь местной рок-тусовки».

Характерной чертой возникновения этого движения является реакция «поколения без будущего» на нелегкие условия жизни и невозможность полной реализации духовного потенциала, поэтому панки хотели выглядеть вызывающе, их наряды отвращали других людей. В одежде доминировал черный цвет, приветствовалось наличие надписей и изображений любимых рок-групп; небрежность, неаккуратность присущая панкам. Сегодня в России существуют многочисленные группы людей, исповедующих эту идеологию. Из известных панк-групп можно назвать «Красная плесень», «Гражданская оборона», «Ноль», «Король и Шут», «Ленинград» и др.

История хип-хопа - это пример того, как буквально за одно поколение уличный фольклор американского африканского гетто превратился в мировой мейнстрим в 1969 г. в черных кварталах Нью-Йорка. Известно, что начал это движение DJ Кул Херк, который внес в язык выражение «b-boys», то есть «ломаные ребята», те, которые танцуют брейк. В 1975 г. хип-хоп совершил прорыв, связанный с возникновением музыкального стиля рэп. Кроме музыки - «чтение рэпа», у рэпперов есть своеобразный танец - «брейк- данс» и рисунок - граффити. Им присущи яркие широкие куртки, брюки, так называемые спущены трубы, на много размеров больше, чем нужно. Это не просто дань моде, это символ, который берет начало от афроамериканского рэпа, популярного и сегодня.

Рейверов относят к гедонистически-развлекательной группе 80-90-х гг. XX в. Для этой субкультуры характерны яркие краски с использованием искусственных материалов. Распространение этой культуры шло параллельно с распространением наркотиков. Принятие наркотических веществ с целью «расширения сознания» стало неотъемлемой частью рэйверской культуры.

К уголовной субкультуре можно отнести скинхедов, действия которых насильственны, они поддерживают идеи фашизма и расизма. Для того, чтобы достичь большей агрессии, они употребляют наркотики, ведут беспечный образ жизни, предпочитают военный стиль «милитари». Прическа - чисто выбритая голова, имеют на теле татуировки - надписи в виде фашистской свастики или рисунки расистско-нацистской темы.

Новыми субкультурами, которые образовались в течение последнего десятилетия, принято считать: эмо, епсов, такую, фриков, киберготов, лолит, нормкоров и т.д. Субкультура «эмо» подчеркивает положительные или негативные эмоции. Очень часто это уязвимые люди, которые не видят смысла своего существования. Они говорят о смерти, самоубийстве, о жестокости и несправедливости жизни. Их отличает черно-розовая одежда: узкие футболки и джинсы, ремень, кеды, арафатка т.д. Епсы - одна из самых молодых субкультур, сторонники которой являются оптимистами, носят красочную одежду, ведут беззаботный и жизнерадостный образ жизни.

В японском языке под термином «такую» понимают человека, очень увлеченного чем-то. В русском языке этим понятием обозначают фанатов аниме и японской субкультуры вообще. Критику вызывает чрезмерное количество насилия и эротики у аниме, что может привести к патологическим формам поведения среди молодежи. Входя в субкультуру «фриков», молодежь стремится освободиться от принятых стереотипов, и именно поэтому направляет свои усилия на то, чтобы выглядеть как можно нелепее (зимой могут ходить босыми, а летом - в теплых рукавицах). Кроме необычной одежды фрики используют такие приемы для выражения своей индивидуальности: татуировки; прически, пирсинг; другие модификации тела для радикального изменения внешности: медицинские имплантаты (например, в виде рогов), рассечение языка надвое и т.д.

Мода – это огромный по влиянию на ценностные ориентации пласт современной молодежной субкультуры. Чем более массовой становится субкультура, тем больше шансов, что это будет модно. Таким образом, связь субкультур с модой, очевидна, она может выражаться по-разному, а именно: субкультуры сами создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом. Однако влияние ряда молодежных субкультур скрывает в себе социальные опасности. Именно они формируют у молодежи неадекватное восприятие реальности, обесценивание определенных норм и правил, вызывают десоциализацию личности и др.

«Общество потребления» и его требования по соблюдению модных стандартов провоцирует формирование ряда социально-психологических зависимостей, примерами которых выступают ониомания и анорексия. В общественном сознании сформировался опасный стереотип - следовать модным тенденциям это престижно, однако, это лишь заблуждение. Они вызывают определенные расстройства в организме, в психике человека, сопровождающиеся болезненными последствиями для каждого.

Подытоживая, выясним, как связаны такие понятия как мода и образ жизни, почему молодежь так сильно подвержена влиянию субкультур под действием моды. Как мы уже выяснили ранее, образ жизни – это понятие, которое применяется в социологии и в других социальных науках, характеризует условия и особенности повседневной жизни каждого человека в конкретном историческом периоде. Молодежь, в силу своих социально- психологических особенностей, является наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает новое, ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодежь не боится перемен, а стремится к ним. Молодежь - основной потребитель моды, быстрее реагирует на изменения модных тенденций, чем основная масса населения, таким образом изменяется и образ жизни молодого поколения.

Своя мода и свой стиль есть в каждой субкультуре, а значит, чем более массовой становится субкультура, тем больше шансов, что это будет модно. Таким образом, связь субкультур с модой очевидна, она может выражаться по-разному: субкультуры создают свою моду, оказывая влияние на развитие моды в целом, т.к. мода - это не только одежда, она затрагивает практически все сферы жизни современного молодого человека, в частности образ жизни.

В одном обществе невозможно провести линию и разделить всех тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им подчиняется. Именно поэтому молодежь, принято считать наиболее склонной к проявлениям девиантного поведения. Формирование определенных объединений является негативным явлением, поскольку они составляют собой отдельные социальные группы, которые отличаются от общей культуры, господствуют в обществе. Они имеют свои специфические признаки, которые зачастую не принимаются социумом, поскольку большинство видит в такой дифференциации то ненормальное, болезненное, которое вредит обществу. На самом деле, влияние ряда молодежных субкультур скрывает в себе социальные опасности. Так, одни субкультуры транслируют идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, немотивированной агрессии к другим культурам и лицам, другие - проповедуют криминальный образ жизни, третьи - пропагандируют употребление психоактивных и наркотических веществ. Многие субкультуры формируют у молодежи неадекватное восприятие реальности, обесценивание моральных и этических норм и правил, вызывают десоциализацию личности, развивают постоянную потребность в применении агрессии и проявления девиантного, а в некоторых случаях и аддитивного поведения.

2.2 Анализ влияния средств массовой коммуникации на модные ориентиры молодежи

Для проведения социологического исследования было опрошено 104 респондента различной возрастной категории (от 17 до 25 лет) и гендерного состава. Доля опрошенных девушек составила 52%, юношей — 48%.

В ходе проведения опроса выяснилось, что разбираются в моде и хорошо ориентируются во всех модных новинках лишь 7,4% респондентов, тогда как 60,7% - целенаправленно не следят за модой, но не считают себя отсталыми, 27,1% - знакомы с модными тенденциями лишь в некоторых сферах деятельности. Кроме того, 4,8% опрошенных не имеют представления о том, что именно сейчас модно.

На вопрос, «что, в Вашем понимании, является модой?» большинство (58%) опрошенных выбрали вариант «то, что сегодня имеет наибольшее распространение». Другие (18,7%) Считают модой определенное проявление индивидуальности. 11,1% респондентов ассоциируют моду с вышеперечисленными признаками. 5,7% считают модой только что-то новое, только что появившееся. И почти 6,5% не определились с ответом.

48,1% респондентов считают важной составляющей модного образа жизни - внешний вид. Музыку выбрали 19,1% опрошенных, кино - 12,4%, досуга и отдых - 13,3%, и только 7,1% - здоровое питание.

Оказалось, что для 62,6% респондентов следить за модой и быть модным человеком не слишком важно; 19,6% - действительно считает важным процесс следования моде, однако для 15,7% опрошенных - это совсем не важно, 2% - воздержались от ответа. Однако, во время проведения опроса ни один человек не ответил, что ему все равно какой у него внешний вид. Так, 62% опрошенных утверждают, что они достаточно модно одеваются, 34,5% - таким образом, чтобы было удобно и комфортно; и только 3,5% - идут в ногу с модными тенденциями.

По результатам опроса, самым распространенным каналом распространения моды респонденты считают Интернет – 58,4%; Следят за тем, как одеваются друзья, знакомые и ближайшее окружение почти 25,5%. Наименее популярным каналом распространения моды считаются телевидение и глянцевые журналы - 11,3% и 4,8% опрошенных соответственно.

В ходе опроса было выявлено, что на сегодняшний день студенческая молодежь не ориентирована на соблюдение стандартов моды и красоты. Так, 52% опрошенных утверждают, что не имеют модных стандартов, 14,5% считают эталоном моды звезд эстрады и кино. Воздержались от ответа почти 13%. 12,5% респондентов образцом для подражания выбирают своих друзей и ближайшее окружение. Только 8% - моделей в модных журналах.

На вопрос, насколько студенческая молодежь считает себя модной 15% опрошенных по 5-ти бальной шкале (где 5 - самый модный, 1 - отсталый) выбрали вариант «2», 50% - «3», 29,6% - «4». 3,5% относят себя к отставшим от моды. Только 1,9% респондентов относят себя к категории самых модных. На вопрос «Какое из приведенных утверждений подходит Вам больше всего?» часть респондентов ответили, что следят за новыми модными тенденциями (почти 32,4%); стараются не отставать от моды и не быть «белой вороной» среди других - 23% опрошенных, и только 1% - любят, чтобы все было по последнему «Писку» моды. Однако, 13% респондентов вообще считают моду пустой вещью, противопоставляя себя ей. 30,6% - воздержались от ответа.

Для большинства опрошенных выражение «модно одеваться» значит носить удобные вещи, которые при этом подходят - этот вариант ответа выбрали 35,8% респондентов; 26,3% респондентов предпочитают выглядеть ярко, броско, привлекая внимание окружающих. Считают целесообразным ношение только качественных вещей - 23,1% опрошенных. Только 6,5% одеваются в брендовых магазинах. 8,3% лиц с ответом не определились.

35,5% опрошенных не могут определиться, с какой частотой они покупают себе одежду, а еще 30,9% - покупают одежду раз в месяц, 18,7% - раз в полгода, 12,1% - раз в несколько недель. 2,8% приходится на обновление гардероба раз в год и только по случаю важного события или праздника.

При выборе одежды студенчество часто руководствуется собственным вкусом – 63,2% опрошенных. 24,7% - особенностями собственной фигуры; ценой и качеством - 19,1%; советами друзей и родственников - 11,8%. При этом лишь незначительный процент молодежи (3%) руководствуется модными тенденциями и 1% - доверяет этот вопрос профессионалам. Однако, 5,6% респондентов не слишком обеспокоены этим вопросом.

По результатам опроса установлено, что студенческая молодежь пытается соответствовать различным стилям в одежде, и это составляет почти 75% опрошенных, из них 42% - повседневный; 15,5% - деловой; 17,5% - спортивный. 25% респондентов - затруднились с ответом. Почти 42% респондентов каждый месяц тратят 30% своего дохода на приобретение новой одежды. Быстрых темпов изменения моды на одежду не происходит - считает 73,8% опрошенных. Влияние моды испытывают только те, для кого это имеет значение - 26,2% опрошенных.

На вопрос «Как соотносятся мода и возраст человека?», 33% респондентов ответили, что это зависит от самовосприятия человека; 27,4% - зависит от сферы его деятельности; 22,8% опрошенных считают, что одеваться надо в соответствии с возрастом; 15,8% вообще не придают этому особого значения, а 1% не определились с ответом.

По данным опроса 43% респондентов, чтобы казаться модными и не отставать от других покупают себе изысканную одежду; 27,4% - покупают технику; 19,6% - меняют внешний вид, и почти 10% опрошенных не определились с ответом. Наиболее распространенным понятием, с которым у респондентов ассоциируется мода, можно считать «уверенность в себе» - 25%; «уникальность» - 20%; «красота» - 15; «подражание» - 10% опрошенных соответственно.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие выводы: студенческая молодежь (а опрошены были именно студенты 1-5 курсов технических и гуманитарных факультетов) в большинстве своем осведомлены о моде. Они имеют представление о том, что этот феномен собой представляет, который носит характер и какие функции осуществляет. Например, подавляющее большинство считает важной составляющей модного образа жизни именно внешний вид. Однако, оказалось, что следить за модой для студентов не так важно. Результаты проведенного опроса показывают, что большинство респондентов относит себя к категории модных. Самым распространенным каналом распространения моды для студентов есть Интернет, и отнюдь не телевидение и глянцевые журналы.

В целом, большинство опрошенных не ориентируется на стандартизированные образцы моды и красоты. Об этом свидетельствует тот факт, что при выборе одежды студенчество часто руководствуется собственным вкусом. При этом вещи должны подходить и быть удобными. Подвержены влиянию моды только те, для кого это имеет большое значение. Итак, можно сказать, что основные гипотезы исследования частично подтвердились. Исследование проведено с высокой репрезентативностью, а его результаты можно экстраполировать на население в возрасте от 16 до 30 лет.

2.3 Совершенствование методов влияния средств массовой коммуникации на формирование модных ориентиров современной молодёжи

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие. 8

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. Так на обложку одного из номеров журнала «Eskuire» вынесены имена мировых знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой «Хочу быть таким же» (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

Основными методы совершенствования влияния СМИ на формирование модных ориентиров современной молодёжи

- содействие деятельности СМИ и независимых fashion-журналистов в России;

- содействие предпринимательской деятельности творческих и технических работников СМИ по реализации авторских проектов в fashion-области в рамках Медиасоюза;

- содействие в реализации информационных и представительских fashion-проектов;

- представление объективной картины и анализ состояния информации о fashion индустрии и стиле жизни в России и за рубежом;

- усиление позиций изданий, радио и телепрограмм, освещающих события о моде и стиле жизни на российском информационном пространстве;

- расширение и углубление взаимодействия между журналистами и представителями власти России и других стран по вопросам поддержки проектов в области моды, в т.ч. по проведению fashion-фестивалей в России и за рубежом в рамках совместных культурных программ;

- развитие связей и творческого взаимодействия между российскими fashion-журналистами и общественными и профессиональными международными организациями;

- развитие взаимодействия между российскими и международными СМИ;

- создание единого международного пространства объективной информации о моде и стиле жизни с участием российских и зарубежных СМИ;

- создание совместных с иностранным партнером СМИ, работающих в области моды и стиля жизни;

- содействие издательской деятельности в области пропаганды моды и стиля жизни, воспитания вкуса, культурных и ценностных ориентаций населения;

- содействие развитию правовой базы деятельности СМИ о моде и стиле жизни;

- систематизация трудовых и иных договорных отношений творческих и технических работников СМИ с работодателями;

- защита прав и интересов журналистов, работающих в области информации о моде и стиле жизни в России и за границей;

- содействие социальной защите fashion-журналистов;

- содействие созданию современной системы социального обеспечения, в частности, системы негосударственного пенсионного обеспечения работников СМИ и независимых fashion-журналистов;

- содействие в создании благоприятных социально-политических и материально-технических условий деятельности СМИ и fashion-журналистов. 9

Критерии выделения целевой аудитории моды могут быть самыми разнообразными: от места в общественном производстве и типа жилища до состояния здоровья человека. Выбор подобных критериев определяется его конкретной социально-экономической, культурной, общечеловеческой значимостью. Само обнаружение и выявление групп и их потребностей – процесс творческий.

Российские модные дома используют такие технологии индустрии, как показы, выставки, акции, мероприятия по открытию бутиков и пр. с целью содействия социокультурной коммуникации в обществе. Политика большого количества модных домов базируется на коммуникации, способствующей обмену идеями и расширению связей с общественностью в области моды, как социокультурного феномена.

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.
1   2   3   4


написать администратору сайта