доклад игпр. Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси
Скачать 18.44 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ Факультет подготовки специалистов для судебной системы (Юридический факультет) Реферат по «Истории государства и права России» на тему : «Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси» Выполнила: Студентка 1 курса 11 группы Тарасова Тамара Александровна Проверил: Доцент кафедры теории и истории права и государства Киян Марина Шарифовна Симферополь, 2022 Оглавление Введение 3 Развитие права в Киевской Руси 4 Особенности византийского законодательства 6 Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси 8 Заключение 10 Список использованной литературы 11 Введение Существует тесная связь между начальными стадиями формирования российского правосудия , приходящимися на Киевскую Русь, и последующими этапами, сменяющими их в процессе развития. Преемственность в деятельности органов российского правосудия является такой же закономерной, как и влюбой другой сфере общества и государства. Именно поэтому становление правовой системы Киевской Руси вызывает является важным вопросом и вызывает интерес у историков и правоведов на протяжении нескольких веков. Связано это еще и с тем, что начальный этап формирования российского правосудия, о котором сохранились исторические памятники, не содержащие полной и достоверной информации, из-за чего этот период истории Российского государства и истории правосудия полон множества разных гипотез и является темой для дискуссий. Первым и основополагающим письменным источником права, заложившим основы российской правовой системы и действующий в Киевской Руси является Русская Правда. Один из источников Русской Правды - каноническое право, которое содержалось в различных компиляциях норм византийского права. Из чего мы можем сделать вывод, что византийская правовая система оказала влияние на формирование правовой системы Киевской Руси. Также важно помнить, о таком знаменательном событии, как Крещение Руси, после которого Русская Церковь стала частью Восточной Церкви, следовательно церковное право также было заимствовано у Византии. Отсюда выходит цель работы - выяснить, как византийское законодательство повлияло на становление правовой системы Киевской Руси. Развитие права в Киевской Руси Правовая система Киевской Руси характеризуется сочетанием следующих форм: обычное право, княжеское законодательство, судебный прецедент, договорное право. В сфере правовых отношений важную роль играет обычай - “юридический базис, на котором зиждется весь строй политических и общественных отношений Древней Руси”1 . В IX-X вв. на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Первая попытка русских выразить нормы своего права в объективной форме была предпринята в договорах Руси с Византией X в., которые стали: первым письменным памятников русского права (содержали ссылки на “Закон Русский” первым этапом рецепции византийского права, знакомства руссов с более совершенной правовой системой. Большую роль в регулировании отношений в период господства устной формы существования законов сыграла именно система договоров. Большое количество договоров было заключено с Византийской империей. Так, летопись “Повесть временных лет” дает сведения о 4-х договорах русских с византийцами: два договора Олега (907 г. и 911 г.), договор Игоря 944 г. (или 945 г.) , договор Святослава 971 г. (или 972 г.) Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. С принятием христианства в 988 году на Руси начинает активно развиваться церковное право. Можно отменить не только регуляцию поведения общества путем определения греховных поступков, но и регуляцию отношений “церкви-государства”. Так известно о церковных уставах князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), которые регулировали взаимоотношения Церкви и государства, положение и юрисдикцию Церкви. «Русская Правда» - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Анализ Русской Правды способствовал выделению таких особенностей правовой системы Киевской Руси, как: Особенности древнерусского права: - отсутствие системности (нет деления по отраслям); - архаизм (коллективная ответственность, кровная месть до XI в.); - казуистический характер (по каждому случаю вырабатывается своя норма); - сословный характер (отражает элементы социального неравенства). Особенности византийского законодательства Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития, опираясь на положения древнеримского права, создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др. Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги. Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентирующий взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права Прохирон (879) представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм православного церковного права. Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились. Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви. Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха. Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси В конце X века на Руси произошло событие, не только определившие дальнейшую отечественную историю, но и, в частности, совершившие переворот во всех сферах правовой жизни. Если в договорах с византией в первоначальной форме рецепты византийского права были заимствованы только отдельные нормы институты, что ограничивалась в основном сферой торговли, то принятие христианство означало полностное перенимание церковных норм Византии. Кодексы церковного права, принятые Русской православной церковью из Византии, включали в себя: законно собственно церковные гражданские (императорские) законы Такие сборники церковно-гражданского законодательства назывались Номоканоны, их было два: Номоканон VI в. Иоанна Схоластика - систематический сборник церковных правил Номоканон IX в. патриарха Фотия. Номоканоны Схоластика и Фотия появились на Руси в славянском переводе и получили название Кормчей книги. Тем не менее, рецепция светского византийского права была ограниченной. Принимались нормы, не противоречившие национальному правосознанию, интересам княжеской власти. Важно отметить влияние византийского право и на Русскую Правду. В неё была перенесена часть статей из Судного закона. Из византийских источников, в частности из сборника гражданских, уголовных и процессуальных законов, изданных в 726 г. в Византии - Эклоги, в «Русскую Правду» были включены статьи об ответственности хозяина (господина) за преступления его холопа (ст. 17 Академического списка «Русской Правды»). Телесные наказания, до этого периода очень популярные на Руси, заменялись штрафом в три гривны (ст.ст. 7, 11, 13, 15 Академического списка «Русской Правды»). Были заимствованы также статьи об обеспечении иска, о поручительстве, о судебных сроках. Законом был установлен обязательный минимум свидетелей (ст. 29, 31 Пространной редакции «Русской Правды»). Из Византии в «Русскую Правду» пришли статьи об испытании раскаленным железом (ст. 21, 22 Пространной редакции «Русской Правды»). В Византии существовало правило: «Если у тебя нет свидетелей в качестве доказательства, то ты должен доказать истину горячим железом». Заключение Таким образом, можно сделать выводы, что византийское право оказало большое влияние на становление правовой системы Киевской Руси. Это прослеживается и в “знакомстве” славян с кодифицированном правом Византии при заключении договоров. При принятии христианства на Руси нормы церковного права Византии стали основой церковных правоотношений, хоть некоторые и встретили сопротивление народа. В результате чего образовалась особая византийско-русская юридическая догма. При изучении Русской Правды мы также можем проследить заимствование норм. Например, о способе поиска доказательств. Следовательно, правовая система, развиваясь, так или иначе находится под влиянием более развитых правовых систем. Список использованной литературы Исаев, И. А. История государства и права России. Часть 1. Формирование и развитие отечественного государства и права в IX—XVII вв. : учебник / И.А. Исаев, С.А. Салтыкова. — Москва История суда и правосудия в России: Монография: В 9 т.. Т. 1 : Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века)/Колунтаев С.А., Сырых В.М., Ершов В.В. - Москва Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидкова - Москва 1 В.Н.Латкин |