Сценарий колокольного звона. Внеклассное мероприятие Подготовила учитель начальных классов
Скачать 270.49 Kb.
|
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ – ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Интегрированное внеклассное мероприятие Подготовила: учитель начальных классов Трушова Анастасия Васильевна Слайд№2 « Колокольные звоны — составная часть духовной Российской культуры» Цель: познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов. Задачи: Образовательные: cформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; познакомить с колоколом в обыденной жизни русского человека; колокольные звоны в произведениях композиторов. Воспитательные: воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории; воспитывать уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли, пробудить чувство сопереживания, гордости за свою Родину. Развивающие: развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков, воздействовать на положительные эмоции ребят. Тип: Историко – художественное путешествие Оборудование и материалы: Презентация, магнитофонная запись колокольных звонов, песня «Малиновый звон», песня «Вечерний звон» в оркестровом исполнении, фотография Колокольни Ивана Великого, звон-ниц Новгородского кремля и Ростова Великого, Москвы»: сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», из альбома «М. И. Глинка» — сцена из оперы «Иван Сусанин», «Царь-пушка и Царь-колокол», «Ростовские звоны» и «Колокольные звоны», Ход мероприятия Слайд №3-5 Звучит старинный вальс «Вечерний звон», на его фоне учитель lили ученик читает стихотворение "Над Русью бьют колокола». Над Русью бьют колокола Печально и торжественно. Как будто белые крыла Взошли в ночи божественной. Как будто солнца светлый нимб Из тьмы взошел над распрями. Звенит, звенит небесный гимн Над Родиной непраздною. Над Русью бьют колокола Из дальнего и близкого, Где горький пепел и зола Восстали обелисками. Кричат, кричат колокола По тем, кто гордо выстоял, Чей стон, чей крик из-за угла Оборван подлым выстрелом. Над Русью бьют колокола С отчаянной надеждою. Как прежде в небе два крыла. Но ветер не по-прежнему. Он бьет в лицо, он валит с ног, Трезвея от всесилья. И дайте срок. И дайте срок... Бьёт в колокол Россия! I. Вступительное слово учителя. Слайд№6 Сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими. «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он...» Кто из вас не знает этой Русские колокола — это, можно сказать, материализованные знамена духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их «звонкими иконами». Колокола - это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню. Слайд №7 Известный исследователь прошлого С. Смоленский писал: «Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов - у нас и простор для такой музыки». Слайд№8 Сегодня на уроке нам предстоит ответить на три вопроса: Можно ли сегодня понять искусство колокольного звона? Соизмеримо ли оно с нашим временем? Это искусство церковное или светское? II. Историко-художественное путешествие. Совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов, и ответим на вопросы, поставленные в начале урока. (Учащиеся рассказывают о колокольных звонах по материалам, подготовленным по заданию учителя к этому уроку.) Слайд№9 Колокольные звоны были известны на Руси еще с X в., со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни парода, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества. Слайд№10. Не повезло колокольным звонам в XX в.. Рушились храмы - творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся. Слайд№11 Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусств, народного творчества. Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? И наконец, это искусство церковное или светское? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство. Слайд №12 Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны — это еще не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они бы еще редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками. Слайд №113 Вот как написано об этом в одной древнерусской летописи: «Взят же бысть Киев марта в 8 день в лето 6678 (1170 г.)...и грабиши два дни весь град, ... и ризы и колоколы все поламаша и все святыни...» «...того же лета (1408 г.) погорел град Ростов и церкви каменные ..и колоколы разлившася...» «...пришедший безбожный татрове изгоном к Владимиру-граду и много зла сотвориша... от того огня и колоколы раливашася...» Слайд №14 Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI в., да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах: «Того же лета совершена бысть соборная и великая церковь! Успения Богородицы на Москве при благоверном великом князе Иване Васильевиче... Бысть же та церковь чюдна вельма вличеством и высотою и звоностыю и пространством: такова оке прежде того т бывала на Руси». Причин этому несколько. Важнейшая из них связана с общественным развитием Русского государства после свержения татаро-монгольского ига. Стремление к силе, моши в единстве - вот самое важное и действенное общественное движение на Руси. Этой сфере духовных запросов русских людей ответили колокольные звоны. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, где господствовала общность людей, вырабатывалось для всех единое мнение. Несчастье на Руси — «вопит» во всю мощь набат, а в обыденной жизни звучали будничные колокола, собирая народ для выполнения христианского ритуала. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола - это глашатаи важного для вceх события, призыв к общности людей, призыв к единению. Колокольные звоны для русских людей - это неумолимый счет времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, покачать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они - народные музыканты - изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов. Известный музыкант-этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «...церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувствуются родные красоты и свои, русские формы». Сдайд №15 (Вальс колоколов) Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования её жанровых разновидностей. Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные, красные, великие - вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных «школ». III. Характеристика звонов. Учитель использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия. Слайд№16. Фильм Слайд №17 (Словарь, запись на доске) Благовест — одиночные, равнодлитеяьные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону. Перезвон праздничный- это удары во все колокола поочередно по несколько раз, завершившиеся мощным заключительным аккордом «во все». Проводной (погребальный)- его трагическое мелодическое Звучание символизирует связь земли и неба - одиночные удары во все Колокола поочередно от низких к высоким и, наоборот, от высоких к низким, после чего следует остродиссонируюший удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов. Будничный - прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола будничном звоне. Праздничный - особенно любим в народе. Он - отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования. Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. Слайд №18 Ученик читает стихотворение: . Звон колоколов. Когда ты слышишь звон колоколов, Душа вдруг замирает бесконечно И в этот миг о тяжести оков Не думаешь, а думаешь о Вечном. По капельке вливается в тебя Душевная живительная влага И хочется обнять весь мир, любя, И раствориться в нем, другим во благо. А сердце, окрыленное мечтой, Вновь видит твою главную дорогу. Знакомые слова молитвы той, Наполненной любовью к людям, Богу, В душе звенит и светлый лик Христа, Встает перед тобой из ниоткуда. Какое счастье, Боже мой, когда, Являешь ты нам радость, даришь чудо. Прости же и спаси ты грешных нас, Когда мы вновь сбиваемся с дороги, А звон колоколов в урочный час Пусть позовет вновь подвести итоги. Слайд №19 (Звучит песня «Звон» в исполнении Матюниной Александры) Не все колокольни могут выполнять в настоящее время свое прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своем первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них -Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля. Слайд №20 Колокольня Ивана Великого и звонница Колокольня Ивана Великого - архитектурный центр Московского Кремля. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505-1508 гг. Название башни происходит от слова «Иван» по имени святого Ивана Лествичника, а «великий» указывает на необычайную высоту нового сооружения. Колокольня Ивана Великого совмещала функции сторожевой и сигнальной башни, с которой хорошо обозревались окрестности столицы. По простоте замысла, масштабу, совершенству пропорций и лаконизму Колокольня Ивана Великого - одно из величайших произведений мирового искусства. Несмотря на постройку могучей башни, ее колоколов для Кремлевских соборов оказалось недостаточно. Поэтому в 1532-1543 гг. архитектор Петрок Малый возводит рядом огромную соборную звонницу с широкими пролетами для больших колоколов. В давние времена колокола, размещенные на этих постройках, звучали ладным перезвоном «во дни торжеств и бед народных». Вот как описывает работу звонарей очевидец: «Для звона употребляются двадцать четыре человека и даже более, они стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие веревки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой стороны». Всего на колокольне и звоннице висит двадцать один колокол. Каждый украшен тонко исполненным барельефным орнаментом, клеймами и надписями. Самый большой колокол - Воскресенский, весом 4 000 пудов, помещен в центре звонницы. В 1600 г. по указанию царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и достигла 81 метра. Долгое время это стройное ярусное сооружение было самым высоким зданием на Руси. (В 60-е гг. XX в. во время строительства Кремлевского Дворца съездов два этажа его были спущены под землю, чтобы не нарушить композиционное единство Кремлевских сооружений, и таким образом Колокольня Ивана Великого осталась самым высоким строением на территории Московского Кремля). Слайд №21 Учитель: Рядом с Колокольней Ивана Великого находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь-пушка и Царь-колокол. Слайд №22 (Звучит песня А. Морозова «Малиновый звон».) Учитель: С давних пор на Руси известно выражение «малиновый звон». Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле, название «малиновый звон» Произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в X1II-XVI вв. Он известен своим красивым колокольным звоним - отсюда название. Слайд №23 (Звучит в записи Малиновый звон) Слайд №24 Учитель: Мы уже отметили выше, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской художественной культуры. Художники: Виктор Васнецов, Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Константин Коровин создали удивительные шедевры изобразительного искусства. А так же и музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Слайд №25 Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», А. Бородина «Князь Игорь», М. П. Мусоргского «Борис Годунов», М. И. Глинки «Жизнь за царя». Послушаем отрывки из оперы М. П. Мусорского «Борис Годунов» и Н А. Римсного – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии». Слайд №26(звучат музыкальные фрагменты с использованием колокольных звонов) Слайд №27 Слайд №28 Слайд №29 Учитель: В художественной литературе тоже немало примеров использования описания колокольных звонов. Русские писатели раскрывали с их помощью сложный духовный мир своих героев, делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории. Ученик читает отрывок из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Со слов: «Еще несколько ступеней, и они все вошли на первую площадку колокольни». До слов: «...но звук, наверное, не распространялся дальше площадки колокольни.» Слайд №30Финал Слышу вас, колокола, Над землёю. Против горя , против зла Вы со мною Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать-Россия! Вам и роща дорога, И былинка, И дорога на века И тропинка, И могучий богатырь, И старушка, Златоглавый монастырь И церквушка, Вы слышны и мудрецу, И ребёнку. Вы летите ко дворцу И в избёнку Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай! Словно с неба Божий глас – Прямо в души. Всё призывней, всё сильней, Всё набатней, Всё соборней для людей, Всё понятней. Собирает он народ Воедино И на подвиги зовёт Исполина А вослед ему звучат Говорливо Колокольчиков-внучат Переливы Позабудутся на миг Боль да горе. Озарится светом лик В каждом взоре. Раскрываются сердца. Люди-братья. Словно не было конца И распятья, Словно не было потерь И печали – Снова радуйся и верь, Как в начале И для жизни собирай Снова силы, И сражайся и страдай Для России. Голоса колоколов, Словно пламя, Как свидетели веков Всё вы с нами, То ль сомнения вас жгли, То ли беды – Всё равно вы с нами шли До победы. Никогда ваш гул и стон Не остынет – Потому что боль жива В вашем сердце, Потому что знали вы Слёзы жизни И страдали для любви, Для отчизны. Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией Слайд №31(звучит песня «Господи помилуй») Учитель: Итак, сделаем выводы. Что же представляют собой колокольные звоны? Искусство церковное или светское? Ответим просто: это человеческое искусство. Колокольные звоны — это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской - кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Слайд №32 Слова благодарности школьникам за активное участие и подготовку мероприятия Выступление гостей. Используемый материал: 1.Видео @ Мail.Ru- Тулев-27.Звон колоколов.-Колокольные звоны.flv 2.You Tube- Малиновый звон.flv 3.Колокольный звон.Господи помилуй!-Яндекс. Видео.flv 4.Вечерний звон- яндекс.Видео. flv 5.Малиновый звон- Яндекс.Видео. Flv 6.Фото известных художников -http://allday.ru/index.php?newsid=110840 7. Фото сцен из оперы «БорисГодунов» М. Мусоргского, http://www.mega-mir.com/news/section1679/?PAGEN_2=10&PAGEN_1=30 8.Н.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже»фрагмент из оперы.Youtube.com 02.09.20098 9.Храмы http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE 10.Н.Ф. Ромашина «Наши духовные ценности» |