Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет

  • Эссе по философии НА ТЕМУ «ВОЛЬТЕР О ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ФАНАТИЗМЕ». Доклад СМ5-51 Сур. вольтер о веротерпимости и фанатизме


    Скачать 50.16 Kb.
    Названиевольтер о веротерпимости и фанатизме
    АнкорЭссе по философии НА ТЕМУ «ВОЛЬТЕР О ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ФАНАТИЗМЕ
    Дата19.12.2021
    Размер50.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад СМ5-51 Сур.docx
    ТипДокументы
    #308575




    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Московский государственный технический университет

    имени Н.Э. Баумана

    (национальный исследовательский университет)»

    (МГТУ им. Н.Э. Баумана)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» НА ТЕМУ «ВОЛЬТЕР О ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ФАНАТИЗМЕ»


        1. Выполнил: __Сурков Михаил Андреевич___


    ___________________________

    (Фамилия И.О. студента)

    _____________СМ5-51__________

    (Индекс группы)

    Проверил(а): ______________________________

    ______________________________

    (Фамилия И.О. преподавателя)

    «___» _____________ 2021 г.

    ЗАЧТЕНО / НЕ ЗАЧТЕНО___________________

    (нужное выделить) (подпись)
    Москва, 2021
    Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694–1778), принадлежавший к лагерю умеренных просветителей, в своих трудах критиковал религию и церковь, особенно католическую. Основной идеей Вольтера была веротерпимость, а основным нападкам с его стороны подвергались инквизиция и преследование инакомыслия. Очень важные мысли были выражены в книге Вольтера «Бог и люди». В ней философ говорит, что «терпимость – самое действительное средство против фанатизма». Он размышляет на тему того, что религиозные распри принесли людям больше бед, чем добра. Люди придумывали взаимоотношения между божественными существами и убивали друг друга, чтобы добраться до истины. Но в конце концов, опустошающие Европу и Азию кровавые распри так и не дали всеобъемлющей правды, но человеческие жизни были безвозвратно унесены. Вольтер подмечает, что когда люди следовали учениям философов, они с очень малой вероятностью встречали где-то порицание или неприятие. То же самое было и с культом древних богов – он «не внушал людям ненависти и не толкал их на раздоры». Философ призывает государственных деятелей к веротерпимости, говоря о том, что иначе они станут жертвами попов и преследования с их стороны. Вольтер приравнивает религию к суевериям и говорит, что те, кто «стоит во главе христианства, запятнали его, походя на тех шарлатанов, которые, показывая черни медведей и обезьян, осыпают ударами этих животных, которые их кормят». Автор также рассказывает о случае зверского убийства одной девушки, принадлежащей к школе платоников, а не к секте Афанасия. «Христиане волокли ее нагое и окровавленное тело по церквам и по общественным площадям Александрии». Это одно из многочисленных преступлений, которые совершали христиане. Однако, в V веке в христианской церкви был один из самых мудрых епископов – Синезий. Его отличительной чертой было то, что его религия являлась религией всех философов, и стал епископом он только при условии, что он не будет отрекаться от своей религии. Видимо, именно этот факт сделал его выдающейся личностью того времени, более мудрой и основательной в своих решениях и действиях. Интересно заметить, что, по мнению Вольтера, церковь возникла из-за склонности людей к созданию объединений, ибо в этом находится поддержка для их слабости. «После базаров больше всего объединяет человека религия». Как со многими явлениями в обществе, в религии тоже появились фанатизм и «экстравагантные церемонии», нетерпимость к инакомыслию, ненависть, мстительность и так далее. К сожалению, вместе с просветительными постулатами религия принесла в этот мир и зло. Вольтер рассказывает нам о мирных обществах в Каролине и Пенсильвании, где каждый человек мог иметь свою собственную религию, либо же новая религия создавалась с согласия семи отцов семейства. Веротерпимость в этих штатах стала основным законом, и именно это позволяло жить людям в мире и согласии. В противоположность философ ставит иудейские законы, которые поражают своей жестокостью. Главным объектом становится Второзаконие и его содержание. Там сказано, что если восстанет среди ваших близких пророк, говорящий о том, что «в силу знамений надо идти к другим богам», необходимо убить его. Вольтер приравнивает эти слова к словам дьявола. Также он говорит, что этими самыми словами христиане обвиняют Иисуса Христа, сами того не понимая. После того, как познаешь все эти преступления, возникает вопрос, куда бежать и где искать помощи. Атеизм кажется единственным выходом. На это Вольтер говорит следующее: «Но и атеисты опасны. Если у христианства отвратительные принципы, то у атеистов таковые вообще отсутствуют. Атеисты могут совершить преступление без закона, как и христиане и магометане совершали их по закону». Таким образом, Вольтер призывает обратиться к деизму - религиозно-философскому направлению, признающему существование Бога и сотворение им мира, но отрицающему большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм.

    Заключение

    Вольтер одним из первых во Франции начал претворять в жизнь позитивную программу, заложенную Локком в сочинении "Опыт о человеческом разуме". Именно разум Вольтер считал основой всего и именно к нему он обращался, высказывая свою точку зрения и свои суждения. Вольтер не пытается разъяснить то, чего не в состоянии постигнуть разум. Может быть поэтому его философские взгляды оказали огромное влияние на прогрессивно настроенные умы Европы.

    Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политическую организацию будущего "царства разума" филососф не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления влас­ти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. "В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат". Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

    Грядущие преобразования в обществе философ свяывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь напра­вить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

    Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методоло­гических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответст­вовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они наце­ливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

    Таким образом, Вольтер представляется ярким представителем эпохи Просвещения, вдохновителем ее начала. Взгляды мыслителя не имели революционной реакции, в отличие от многих его последователей. В вопросах религии, которые занимали очень важное место в творчестве Вольтера, автор не указывал на то, что Бог не существует, но взывал прислушиваться разума в отношении религиозности и фанатизма. Бог для Вольтера - Разум.

    Религиозность он считал и одним из пороков современного ему общества, ассоциируя ее с феодальными пережитками. Сам Вольтер был представителем набирающей силу во Франции буржуазии и считал, что именно неравенство, частная собственность должны присутствовать в идеальном государстве, что нельзя избавиться от них. И эти элементы устройства государства должны регулироваться разумным монархом.

    Мари Франсуа Аруэ принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

    Имя Вольтера стало нарицательным, он был знаменитым человеком во время жизни и стал Великим после нее.


    написать администратору сайта