Главная страница

открытый урок в 5-6 кл гот. Волшебная красочность музыкальных сказок


Скачать 36.33 Kb.
НазваниеВолшебная красочность музыкальных сказок
Дата27.03.2022
Размер36.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаоткрытый урок в 5-6 кл гот.docx
ТипУрок
#418850

Класс: 5 – 6 кл

Четверть: 4

Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство». «Соло и тутти»

Тема урока: «Волшебная красочность музыкальных сказок».

«Соло и тутти»

Цель урока: 1.Раскрыть выразительные возможности тембровых сочетаний в создании музыкально-живописного образа

2. Формировать умение отслеживать взаимосвязь между музыкальными жанрами и сказкой. Понять роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, сравнение художественных произведений, для достижения следующих результатов:

Личностные:

  1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

  2. Воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать и слушать ответ другого человека)

  3. Развитие учебно-познавательного интереса к выполнению музыкального задания

Метапредметные:

  1. уметь формулировать цель урока и планировать пути достижения

цели;

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  2. умение работать с изображением;

  3. проводить эксперимент под руководством учителя;

  4. находить ключевые знания в тестовом материале (тембр как красочная изобразительность образа, соло и тутти как средство музыкальной выразительности

Предметные:

  1. Знать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности; жанры вокальной и инструментальной музыки.

  2. Уметь:анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

  3. расширить представление о соло и тутти как средствах музыкальной выразительности в создании музыкально-живописного образа

  4. обогатить знания о тембровых сочетаниях инструментов симфонического оркестра

Задачи:
Образовательные- познакомить с музыкальными сказками», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Развивающие -развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Воспитательные - формирование устойчивого интереса к искусству, музыке. Воспитание интереса к процессу творчества.

Тип урока: введение в новую тему.

Вид урока: интегрированный.

Форма проведения урока: виртуальное путешествие-игра.

Средства обучения:

репродукции картин –

Н.А. Римский-Корсаков (7 опер-сказок): «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Н.А. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» (№41-аудио)

П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» Па-де-де.

С.С. Прокофьев. Балет «Золушка» Полночь.

портреты композиторов, исполнителей –

Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Е. Птичкин, М. Пляцковский, В. Толкунова

музыкальный материал –

Н.А. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок».

П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

С.С. Прокофьев. «Полночь» из балет «Золушка»

Н.А. Римский-Корсаков три чуда «Сказка о царе Салтане»,

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету».

Технические средства.

Видеопроектор, экран, музыкальный центр, пианино, CD записи, репродукции картин художников, литературный источник, портреты композиторов, художников, карточки с заданиями, презентация.

Виды деятельности: 

- беседа; -слушание музыки; -вокальная работа; -выполнение заданий; -игра;

-физминутка; -пение.

Методы обучения: 
- обобщение; -наглядно-слуховой; -игровой метод; -стимулирование творческой деятельности; -проблемно-поисковый метод…    

Структура урока:

  • Музыкальное приветствие.

  1. Совместная постановка темы урока (3 мин)

  2. Этап объяснения нового материала (15 мин)

  3. Физминутка «Колобок. Повторяй всё за мной» (игра) (1 мин)

  4. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»(5 мин)

  5. Этап закрепления полученных знаний (5 мин)

  6. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

  7. Этап подведения итогов урока (рефлексия)(самостоятельная работа) (10 мин);

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап (5 мин).

Музыкальное приветствие «Добрый день»

Учитель: - Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вверх),

Учащиеся:- Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)

Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз).

Учитель и учащиеся:

Добрый день (пропевают по трезвучию вниз).

-Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не обычный урок.

-Ребята, кто изображен на картинке? (ответы детей: Кот учёный). Правильно.Кот учёный приглашает вас совершить путешествие в мир прекрасных… сказок.

II. Совместная постановка темы урока:

Учитель: Посмотрите на великолепные работы, назовите сказки, которые изображены на этой выставке (ответы детей: Колобок, Щелкунчик, Конек-Горбунок, Три поросенка, Русалочка и т.д.).

Учитель: А что происходит в сказках?

(ответы детей: чудеса, волшебство)

Учитель: Значит наша сказка какая?

(ответы детей: волшебная)

Учитель: Если в сказках звучит музыка, то мы попадаем в мир каких сказок?

(ответы детей: музыкальных)

Учитель: Музыка изображает красочностьсказочного мира. Какое новое слово услышали(ответы детей: красочность)

Учитель: Так как же звучит тема нашего урока?

(ответы детей: волшебная красочность музыкальных сказок)

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО и ТУТТИ, определим роль тембровых сочетаний инструментов при создании музыкального образа

III. Этап объяснения нового материала (15 мин).

1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения

Учитель: Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения, благодаря чему она становилась более зримой, более живописной.

- Назовите русского композитора, который по праву считается в музыке великим сказочником? (ответы детей: великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Учитель: Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

-Послушайте музыку и определите, какая картинка соответствует звучанию музыки и почему?

(Слушание и анализ «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» (аудио)

Анализ произведения:

(ответы детей: картинка с рыбками подходит больше, потому что рыбки лёгкие, настроение весёлое, они резвятся, а гном не подходит, потому что он шагает, крадётся, и хромает)

Учитель: А фрагмент называется «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла. Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Это не просто пляска, а своеобразный танец цветов и бликов подводного мира - сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.

2.Учитель: Герои этой сказки совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испыта­ний. Наградой становится теплое и глубокое чувство, которое рождается между ними, а в конце сказки превратился из уродливой куклы для колки орехов в прекрасного принца. В какой сказке мы оказались? (ответы детей: Щелкунчик)

- П. Чайковский, как добрый волшебник, только при­коснулся к сказке — и она сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника. Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник, появляется стол с роскошными яствами. Фея Драже и принц Коклюш исполняют свой танец Па-де-де – это парный танец. Сейчас мы его посмотрим…

Просмотр видео «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. 

- Какое настроение у наших героев? (ответы детей: радостное, весёлое).Услыша­ли не только музыку самого танца, но всего празднично украшенного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежи­нок за окном.

3. Учитель: Многие известные сказки обогатились музыкальным звучанием. Какой персонаж посреди бала в определённое время покинул бал и вернулся домой? (ответы детей: Золушка)

Звучит фрагмент из балета «Золушка» (полночь) С.С. Прокофьев (аудио)

Учитель: Что мы услышали в музыке?(ответы детей: как на балу танцевала Золушка, как часы пробили 12 раз и постепенно, с каждым ударом, исчезало колдовство доброй феи).

Учитель: А сделал это зримым замечательный волшебник - Сергей Сергеевич Прокофьев.

Вывод. Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?

 IV. Физминутка (1 мин)

Учитель: Ребята, а с этим героем сказки мы немножко отдохнём

Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке…-Кто же это?…(ответы детей: Колобок)

Физминутка. «Колобок Повторяй всё за мной» видео

Y. Учитель: Молодцы, ребята. А в какую сказку пригласил нас ученый кот, давайте отгадаем.

Остров на море лежит,

Град на острове стоит;

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там еще другое диво;

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор-

С ними дядька Черномор,

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(ответы детей: «Сказка о царе Салтане»)

Учитель: Выразительность музыкальных тембров, «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Итак, какие три чуда составляют главное содержание вступления к последней картине оперы « Сказка о царе Салтане»?

(Ответы детей: Первое из трех чудес – Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – 33 богатыря, являющихся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес, - прекрасная Царевна Лебедь)

Учитель: А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки?

(Прослушивание музыки «Три чуда»)

Учитель: Что вы можете сказать о музыкальной характеристике Белки, тембры каких музыкальных инструментов участвуют в рождении «первого чуда»?

Ученик: Флейта

Учитель: Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена КСИЛОФОНУ и ФЛЕЙТЕ-ПИККОЛО. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты – пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается ЧЕЛЕСТОЙ – одним из самых «сказочных» инструментов, – рисующих образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения?

Ученик: Сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение.

Учитель: Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Учитель: Что вы можете сказать о музыке «второго чуда»?

Ученик: Музыка «второго чуда» – богатырей – нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Учитель: Какие музыкальные инструменты участвуют в его звучании?

( ответы детей: Богатыри предстают в тембровой характеристике МЕДНЫХ ДУХОВЫХ инструментов симфонического оркестра.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной.

Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

Учитель: Превращение Лебедь-птицы в Царевну у царя Гвидона вызывает восторг. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

У: Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении?

Ученик: Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти.

Учитель:  «Три чуда» Н.Римского-Корсакова открывает нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

V. Исполнение песни(5 мин)

-Ребята, а сейчас настроенье, каково? – Во!

Все такого мнения? - Все, без исключения.

Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали.

Может лучше отдохнём? - Лучше песенку споём.

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»

- Поблагодарим друг друга аплодисментами.

VI. Этап закрепления полученных знаний(5 мин).

-А теперь закрепим полученные знания в творческом задании РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какое слово зашифровано по вертикали? Задание: 1. Композитор-сказочник, написавший 7 опер-сказок Римский…? (ответы детей: Корсаков)

2. Русский поэт, автор сказки о царе Салтане? (ответы детей: Пушкин)

3. Русский композитор, создатель 3 балетов: Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик? (ответы детей: Чайковский)

4. Героиня, потерявшая на балу туфельку? (ответы детей: Золушка)

5. Игрушка для колки орехов? (ответы детей: Щелкунчик)

6. Красавица с хвостом, жительница подводного царства? (ответы детей: Русалка)

-Какое же слово по вертикали зашифровано? (ответы детей: сказка)

- Совершенно верно!!!! Молодцы!!!!!

VII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин)

- Ребята, я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на с.21: нарисовать и раскрасить персонажа любимой музыкальной сказки.

VIII. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная работа) (10 мин)

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для закрепления и подведения итога урока я приготовила для вас карточки с заданиями «Четвёртый-лишний», которые лежат у вас на партах.

Задание для 1 группы:

Портрет какого композитора лишний (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.

- Похлопайте себе.

Задание для 2 группы:

Какое произведение лишнее? (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.

-Отлично справились с заданием.

Задание для 3 группы:

Какой герой в сказке лишний? (зачеркните цветным карандашом) Проверяем. Браво!!!

Резервное задание для всего класса:

-А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:

1. Русский композитор, автор оперы «Садко». Николай Андреевич… (ответы детей: Римский-Корсаков)

2. Фрагмент из оперы «Садко». Пляска златопёрых и …(ответы детей: сереброчешуйных рыбок)

3. Герой физминутки?... (ответы детей: Колобок)

4. Балет Чайковского-игрушка для колки орехов… (ответы детей: Щелкунчик)

5. Танец феи Драже и принца Коклюша…(ответы детей: Па-де-де)

6. Песня Е. Птичкина и М. Пляцковского… (ответы детей: Сказки гуляют по свету)

7. Героиня, потерявшая туфельку…(ответы детей: Золушка)

8. Русский композитор, автор балета «Золушка»… (ответы детей: Прокофьев)

-Молодцы!!!!

9.Вступление к последней картине оперы называется…(три чуда)

10. Музыкальное изображение Белки?

-А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение… Сегодня на уроке я…

Научил (ась) ся………………………... Было интересно…………………….…. Было трудно……………..………..

Понял (а), что………………………………Теперь я могу………………..….… У меня получилось……….………………

- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями.

К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой,  умейте восхищаться прекрасным!!!!!

-А теперь попрощаемся друг с другом.

Музыкальное прощание .

Учитель: - До свиданья (пропевают по трезвучию до мажора - вверх),

Учащиеся:- До свиданья (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают по трезвучию вверх)

На прощанье (пропевают по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)

Прощаемся мы с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз).

Учитель и учащиеся:

До свиданья (пропевают по трезвучию вниз).

- На этой весёлой ноте мы закончим наш урок. Всем спасибо!!!


написать администратору сайта