Главная страница

5-6 практическая древний мир. Вопрос 1 Причины возникновения деспотической власти в Древнем Египте и ее организации


Скачать 48.55 Kb.
НазваниеВопрос 1 Причины возникновения деспотической власти в Древнем Египте и ее организации
Дата08.11.2021
Размер48.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5-6 практическая древний мир .docx
ТипДокументы
#265874
страница2 из 2
1   2

Создание единого государства. Более прочное объединение страны согласно традиции осуществил царь Верхнего Египта Ме­нес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н. э. и основавший I династию объединенной страны. Столицей стал г. Абидос. Период правления первых двух династий носит название Раннего царства (ок. 3000-2800 гг. до н. э.). Перед нами раннее техногенное общество, ко­торое характеризуется следующими тремя признаками: в одних че­ловеческих руках сосредоточились духовное руководство общества, политическая и экономическая власть. Египтяне начали с того, к чему шумеры шли около 600 лет. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной.Царь был важнее любого жреца по той причине, что он с самого начала отождествлялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил себя гораздо позже.

В центре жизни египтян – храмы, где отправлялся культ пред­ков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адми­нистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархичес-ко-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны 1-й и 2-й династий, начиная с легендар­ного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожеств­ленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.

Древнее царство (2800-2250 гг. до н.э.). Первый длительный период стабильной и эффективной централь­ной власти в Египте приходится на годы правления 3-6 династий, это период так называемого Древнего царства. Именно в это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим с ежегодным щедрым удобрением почвы илом. Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис.

Фараоны, начиная с правителей 3-й династии, были уже не просто обожествленными царями – они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана прак­тика их захоронений. Будучи «сыном Солнца», сыном Ра, фараон не мог уходить на тот свет незамеченным. Его уход должен был быть великим событием для людей и богов. Именно эти соображения и легли в основу строительства гигантских пирамид: пирамиды фараонов 3-й и 4-й династий Джосера (Джесера), Снофру (Снефру), Хеопса (Хуфу) – 4-я династия, Хефрена (Хафра). Строительство для себя загробного убежища – пирамиды, позже скального погребения и т.п. – рассматривалось едва ли не в качестве главного дела почти каждым из вступавших на трон фараонов.

Фараоны вели достаточно активную внешнюю политику, совершая время от времени походы на северо-восток (в Синай), на запад (в Ливию) и на юг (в Нубию). Военная добыча и торговые экспедиции обеспечивали Египет немалым притоком золота, серебра, благовонных смол, слоновой кости, полу­драгоценных камней, строительного леса и т.п.

Уже в начале периода Древнего царства в Египте сложилась разви­тая и всеохватывающая система администрации, которая по сути дела заполонила собой все сферы жизни. Хотя строгого разделения функций она еще не знала, четко выделяются три ее уровня: центральный, региональный и местный. На местном уровнепредставителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы посе­лений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне функции власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (но­мархи), сановные вельможи и чиновники средних рангов. Они соби­рали ренту-налог, отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продук­ции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. В их же функции входила организация общественных работ на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. Наконец, высший уровень власти – цент­ральный – являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял министр чати (джати). Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), государственную сокровищницу, отве­чал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной админи­страции.

Специфика древнеегипетской структуры сводилась к тотальной поглощенности населения государством, функции редистрибуции которого оказались поэтому необычайно емкими: едва ли не все произведенное обществом распределялось централизованно, по строгим нормам и четким принципам. Столь полное, явное и практи­чески абсолютное господство государства и венчающего его божест­венного правителя-фараона было даже на Востоке беспрецедентным. Символом его – явно неслучайным – были гигантские пирамиды, подчеркивавшие как величие связующего единства, так и ничтожность поглощенного властью почти без остатка простого труженика, лишен­ного даже привычных для всех остальных неевропейских структур общинных форм существования, гарантировавших некоторые его пра­ва.

Среднее царство (XXI -XVIII вв. до н.э.).Между Древним и Средним царствами лежал период политической раздробленности (иногда его именуют I Переходным периодом), занявший около двух веков, время правления 7-10 династий, о которых практически почти ничего не известно. Это был период самовластного правления номархов, расцвета храмов на местах и едва ли не полного упадка власти центра. Лишь к XXI в. до н.э. вновь наметились два центра притяжения соответственно для номов Верхнего и Нижнего Египта – Фивы и Гераклеополь. Между царями двух соперничающих династий (10 и 11) происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся в столицу Египта. С этого времени начинается период Среднего царства (около 2050-1750 гг до н.э. – время 11-13 династий).

Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуще­ствлялась под знаком ожесточенной борьбы власти центра с сепарати­стскими тенденциями на местах. Борьба была долгой. Региональные правители-номархи за два века I Переходного периода укрепились в своих номах и чувствовали себя там полными хозяевами. Они имели своих чиновников и воинов, нередко вели собственное летосчисление и успешно осуществляли наследственную передачу власти – в ряде случаев брак наследников разных номархов вел к слиянию двух номов, т.е. к усилению власти правящего дома. Как свидетельствуют пышные и богатые гробницы номархов, эта региональная знать процветала вплоть до правления Сенусерта III (12 династия), который считается фараоном, добившимся наивысшей степени цент­рализации, сравнимой с той, какой обладали властители Древнего царства. Лишь Сенусерт III и его преемники снова стали практиковать назначение сменяемых сановников центра в качестве правителей но­мов, причем именно теперь перестали сооружать богатые гробницы номархов.

В годы правления 12-й династии и особенно Сенусерта IIIна передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколь­ко оттеснившее влиятельное жречество.Большую силу при дворе стала играть и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Все это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации, что с наибольшей силой проявилось на примере строительства гиган­тского водохранилища в районе Фаюма. При этом же фараоне был совершен победоносный поход в Палестину и усилилось египетское влияние в этой стране.

По Редеру Д.Г., Черкасовой Е.А. Только к концу правления 12 династии, при Аменемхете III (вторая половина XIX в. до н. э.), усилилась централизация и привилегии номархов были сильно урезаны. Именно при нем наи­более широко развернулось ирригационное строительство в Фаюмском оазисе (крупный искусственный резервуар), где был сооружен огромный храм, предназначенный для культа всего пантеона богов. Этот храм греки прозвали Лабиринтом. Эти грандиозные проекты впоследствии рассматривались греками как шедевры строительного искусства егип­тян.

После Аменемхета III власть фараонов сначала начала клониться к упадку. Вскоре страна распалась на две части, управлявшиеся прави­телями 13-й и 14-й династий, а затем наступил II Переходный период.

II Переходный период продолжался около двух веков, на протяже­нии которых краткие и незначительные 13-я и 14-я династии были на рубеже XVIII-XVII вв. до н.э. сменены вторгши­мися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян (как то сделали касситы в Вавилонии) с боевыми колесницами, запряженными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Осев­шие в районе Дельты гиксосы правили около полутора веков. Но период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. Скорей напротив, эпоха 15-й и 16-й гиксосских династий была временем упадка и деградации: многие храмы были разрушены, старые знатные семьи разорены, а выскочки-варвары взяли верх. Словом, нашествие гиксосов в древнеегипетской традиции было принято рассматривать как великое несчастье, страшный погром, полный упадок.

Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала египетская 17-я дина­стия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успеш­ные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос I не изгнал захватчиков из страны и не стал основателем новой, 18-й династии, когда Египет вступил в период своего наивысшего могущества,став по сути первой в истории великой империей, границы которой теперь уже простирались далеко за пре­делы долины Нила.

Вопрос №4

Распад Египта

 

 Первый переходный период и распад Египта.
После периода расцвета Египта (Древнее Царство), наступает период упадка, длившийся с середины XXIII в. до н. э. до середины XXI до н. э. На фоне ослабления центральной власти фараона, местная знать значительно усиливает свои позиции. В своих областях, так называемых номах, они становятся сами полноправными правителями. Они присваивают себе всю полноту власти, владеют местными войсками, управляют финансами, судом и жрецами. Теперь номархи (правители номов) сами присваивают себе титулы «великих правителей», стоят собственные пирамиды на собственной территории и больше не подчиняются приказам царя. Происходит процесс децентрализации, что приводит к феодальной раздробленности.
Все эти процессы приводят к распаду Египта на номы – те самые номы, которые когда-то объединились в Египетское царство. Постепенно местная знать становится полноправным владельцем своих номов, становясь там фактически царями. Все свои должности они передают по наследству и описывают себя как полубогов.
Кроме самой знати, также сильно укрепляется и жречество. Храмы получают различные привилегии и дары. Царскими указами, служители храма освобождались от многих повинностей. В частности дарили земли, поместья, и освобождали от налогов и принудительных работ.
Интересно то, что, так как на тот момент фактическими хозяевами всех сфер жизни в номе, в том числе и религиозной, были номархи, так что подобные указы царя адресовывались именно им.
Период распада Египта омрачался еще и значительным усилением расслоения общества, таким образом пропасть между бедными и богатыми постоянно увеличивалось. Богатые вельможи и знать были очень богаты и имели неограниченную власть в пределах своих номов, при этом не особо думая о своем народе. Это выливалось в многочисленные восстания и разбой. Хотя множество текстов, написанных местными правителями, говорит о всеобщей любви народа к своему правителю, это было не более чем самохвальство. Номархи пытались подавить волнения силой, при этом каждый похваляясь своими успехами.
Фактически в этот период власть фараона была чистой формальностью и реальная власть сосредотачивалась у местной знати, что привело к политической анархии. В отсутствии централизованного управления в стране, общегосударственная ирригационная система пришла в упадок, что болезненно отразилось на урожайности. Плодородные земли, обрабатываемые ранее и приносившие большие урожаи, теперь стоят заброшенными. Ирригационные системы пришли в негодность и поля засохли или превратились в болота. Неурожай вызвал сильный голод и экономические потери, а разбой и вандализм в стране стали нормой. В тот период почти все существующие гробницы были разграблены, в то время как северные земли еще и подвергались набегам кочевников.
Однако в то же время этот период считается периодом расцвета творчества. С тех пор как номархи стали сами себе царями, появилось значительное количество сочинений и памятников письменности. И хотя земледелие, ремесленничество, торговля и многие другие важнейшие сферы жизни пришли в упадок, множество ценных сочинений Египта пришли к нам именно из этой эпохи. Описывались беды и лишения того времени, такие как «Пророчество Нефертити», множество личных записей, такие как «Поучение царю Мерикара», и многие другие.
Наблюдая упадок и распад Египта, многие жители того времени недоумевали, как созданное богами государство могло оказаться в таком бедственном положении. Во многом, происходившие бедствия народа Египта открыли глаза его правителям, и это послужило началу борьбы за объединение.

Вопрос №5

В 1071 до н. э. жречество, ставшее крупной экономической и политической силой, свергло последнего фараона XX династии Рамсеса ХII и превратило Фиваиду (т. е. Фиванский ном и область к югу от него) в теократическое государство (правители Фиваиды соеденившие в своих руках светскую и духовную власть), остальной Египет управлялся фараонами, столицей которых являлся Танис. Танисская династия была свергнута в 941 до н. э. предводит, ливийских племен Шешонком, правившем до 920 и положившим начало ХХII династии (941-821 до н. э.). Столицей Египта в период правления ливийской династии стал Бубастис. Ливийская военная знать вошла в состав господствующего класса Египта и образовала привилегированную касту. Жречество также превратилось в замкнутую касту, обладавшую рядом преимуществ. Возникновение кастового строя в Египте объясняется примитивной формой, в которой осуществлялось разделение труда у египтян. На свободных от податей земельных владениях этой знати и храмов работали рабы. Разорение массы общинников и ремесленников достигло крайних пределов и привело к развитию долгового рабства, бедняки теряли не только средства производства, но и свободу. Особенно усердно занимались, ростовщичеством жречество и ливийская знать. Большое развитие получила возникшая еще в период Древнего царства торговля; появление торгового дома. Серебро стало основным средством обмена. Однако правовое положение торговцев и зажиточных ремесленников было приниженным. Правящая военная каста относилась к ним с пренебрежением.

В период царствования Шешонка (941-920 до н. э.) египтяне вновь завоевали Палестину (около 930 до н. э.). Но эти военные успехи были кратковременными. В 8 в. до н. э. сам Египет был завоеван нубийцами (эфиопами), опиравшимися на египетское жречество, враждебно относившиеся к ливийской военной касте. В Египте утвердилась XXV (нубийская) династия (726-654 до н. э.). В 671 до н. э. Египет завоевал ассириский царь Асархаддон. Ассирийское иго, связанное с жестокой эксплуатацией завоеванных областей, вызвало ряд восстаний в Египте. Царек города Саиса (в дельте Нила) Псамметих I возглавил борьбу против ассирийцев и, изгнав завоевателей (около 654 до н. э.), утвердил господство Саисской династии, опиравшейся глобально обратно на греческих наемников и торговцев. Преемник Псамметиха Нехо I (610-595 до н. э.) активно защищал интересы торговых кругов, всемерно поддерживал быстро развивающуюся внутреннюю и внешнюю торговлю. При нем было положено начало сооружению канала, соединяющего Нил с Красным морем, совершено морское путешествие вокруг Африки, а также сделана попытка завоевания Иудеи. Интересы богатых городских кругов Египта отражал Яхмос II (Амасис). При нем особенно укрепились экономические и культурные связи Египта с Грецией. В 525 до н. э. Египет был завоеван персицким царем Камбизом. Это завоевание было облегчено изменой части египетского жречества и военной знати, недовольных ростом влияния торгово-ремесленных кругов. Преемник Камбиза Дарий I Гистасп (521-486 до н. э.) наложил на Египет тяжелую дань, но дал храмам и торговцам Египта право участвовать в торговле со всеми странами Передней Азии, покоренными персидскими царями. Дарий закончил начатое Нехо I прорытие канала, соединив Нил и Красное море. Взимание податей в древне — персидском государстве производилось откупщиками, алчность и насилия которых ухудшали и без того тяжелое положение народных масс. В результате этого происходили частые восстания. В конце 5 в. до н. э. одно из восстаний завершилось временным восстановлением самостоятельности египетского государства (405-341 до н. э.), но в 341 до н. э. при персидским царе Артаксерксе III Египет был вновь подчинен власти Персии.
1   2


написать администратору сайта