Главная страница

Ответы к экзамену по педагогике. Вопрос 1 Профессия


Скачать 129.17 Kb.
НазваниеВопрос 1 Профессия
Дата18.01.2019
Размер129.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы к экзамену по педагогике.docx
ТипДокументы
#64237
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Вопрос 33 В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности.К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине.Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине.Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению.К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности.Образование в России во второй половине XIX века развивалось в обстановке глубоких политических, экономических, социальных и культурных перемен, оно детерминировалось ими и способствовало общественному прогрессу. Общественные потребности духовно-нравственного и культурного развития страны вызвали к жизни расширения сети средних учебных заведений.Освещаемый период во многих отношениях являлся переломным для России. Происходившие перемены в разных сферах существенным образом влияли на развитие просвещения. Укреплению и стабилизации образовательной системы способствовали расширяющиеся внешние экономические связи России, становление внутреннего рынка.Развитию высшего педагогического образования способствовало распространение общественно-педагогического движения, представители которого выступали за распространение всеобщей грамотности среди россиян. Реализация идеи виделась ими в расширении сети школ, повышении профессионального и образовательного уровня учителя, усовершенствовании его подготовки в педагогических заведениях.Уже самое начало XIX века охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.В основу системы были положены три принципа:бесплатность,бессословность;преемственность учебных заведений.Система народного образования включала в себя:приходские училища —1 год обучения; общество. Вслед за реформой 1861года об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни».Одним из ярких проявлений общественного подъема в период—педагогическое движение

Вопрос 34 Термин "народность" Ушинский объясняет как своеобразие каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географическими, экономическими, политическими и другими условиями его жизни. Народность - это национальная самобытность народа и основывается она, по мнению выдающегося педагога, прежде всего, в характере народа.Ушинский выступил против попыток российского правительства провести школьные реформы путем заимствования в иностранной системы воспитания. Он считал, что общественное воспитание является продуктом длительного исторического развития нации, его невозможно придумать в кабинете или заимствовать у других народов. Цель воспитания, по его мнению, определяется особой идеей о человеке, свойственной для каждого народа.Ушинский доказывает, что не только на практике, но и в теории не существует общей воспитательной системы для всех народов. У каждого народа своя особая система воспитания, и как нельзя жить по образцу другого народа, так же нельзя воспитываться за чужой заимствованной педагогической системой.В методологическом плане принцип народности воспитания выступает как коренная закономерность развития системы образования и воспитания в любой стране. Эта система должна строиться в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. При условии соблюдения данного принципа воспитания осуществляется в духе народных обычаев, традиций, черт национального характера и психологии своего народа.Составной частью идеи народности в Ушинского стоял вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы воспитания.Ушинский пытается творчески использовать традиции народной педагогики в своей педагогической системе. Это особенно хорошо просматривается в его учебниках "Детский мир" и "Родное слово", где он знакомит детей с народной жизнью, широко использует народный фольклор: поговорки, загадки, пословицы, сказки, стихи.Важнейшим признаком и лучшим выразителем народности Ушинский называет родной язык. В статье "Родное слово" раскрыл роль языка в жизни народа. В ней сконцентрирован весь исторический опыт народа, его культура.Поскольку воспитание должно быть народным, то, как указывает Ушинский, родная речь должна занимать центральное место в воспитании человека.К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове.

Вопрос 35 Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения.Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие.Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.

Вопрос 36 В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей..Развитие в начале XX в. наук о человеке позволило сформулировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы. При этом ребенок рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей..По-новому стал рассматриваться и вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Выступая за свободу педагогического мышления и творчества, многие педагоги говорили о том, что только широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов его преподавания, любовь и уважительное отношение к личности ребенка смогут обеспечить успешную деятельность учителя.В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд более или менее развитых педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка. Особенности и своеобразие каждой из них отражали мировоззрение ее автора.В основе концепции свободного воспитания лежал принцип уважения к личности, заключавшийся в признании приоритета ценности человека над любыми иными духовными или материальными ценностями. Основное теоретико-методологическое значение этого принципа заключалось в признании конкретного ребенка исходным моментом и одновременно главной целью воспитательно-образовательного процесса, который должен быть направлен на сохранение и развитие в ребенке индивидуальности, создание необходимых условий для его саморазвития, раскрытия всего ценного, что заложено в ребенке с рождения.Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания были Константин Николаевич Вентцель (1857—1947) и Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934). Они видели богатство личности в ее неповторимости, а понятие «личность» ими нередко употреблялось как синоним понятия «индивидуальность» и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целостное, как «реальный факт», по словам К.Н. Вентцеля.Из принципа самоценности личности вытекала направленность воспитания на сохранение и развитие «я» ребенка, которое, по мнению С.Т. Шацкого, особенно нуждается в поддержке, на выработку механизма защиты «я» от разрушения, от возможности манипулирования детьми, их чувствами, волей, сознанием. Ребенок объявлялся самоцелью, а не средством к достижению какой-либо иной цели.К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархически зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценности детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требующим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов.

Вопрос 37 Отечественная педагогика, опираясь на прогрессивные демократические и гуманистические традиции мировой и дореволюционной школы, в начале 20-х годов в качестве основной цели воспитания выдвинула формирование подлинно нравственной личности, обладающей высокой общей культурой, всесторонне и гармонично развитой, имеющей черты коллективиста-общественника. Для реализации этих целей провозглашались действительно демократические и гуманистические принципы:равенство возможностей и широкий доступ в высшие и средние специальные школы для всей молодежи страны, получившей среднее образование;бесплатное обучение во всех учебных заведениях и стипендиальное обеспечение большинства учащихся и студентов; научность содержания образования, его постоянное совершенствование на основе социально-культурного, экономического и научно-технического прогресса;единство обучения и социалистического воспитания;дух пролетарского интернационализма, братства, взаимопомощи народов, развитие высшего и среднего специального образования в национальных объединениях страны, свобода в выборе языка обучения;связь обучения и воспитания с производительным трудом, с практикой социалистического строительства.Данные принципы были положены в основу создания документов исключительной ценности, определивших новые задачи отечественной школы - «Положение о единой трудовой школе...» 16 окт. 1918 г. и декларация «Основные принципы единой трудовой школы.У истоков советской системы образования стояли Н.К.Крупская и А.В.Луначарский. Особый научный и практический интерес представляют пронизанные идеями гуманизма педагогические взгляды и деятельность теоретика и организатора советского образованияН. К. Крупской (1869-1939).Постановка, обсуждение и решение ею любой большой или малой педагогической проблемы характеризуются уважением человеческого достоинства, заботой о благе человека и его свободном развитии, направленностью на утверждение гуманистических идеалов.В последнее время в условиях разрушения всех прежних идеологических и ценностных ориентиров некоторые педагоги, отрицая все коммунистическое и коллективистское, принижают роль Н. К.Крупской в развитии гуманистической педагогики в советский период. Н.К.Крупская защищала, популяризировала и продолжала разрабатывать марксистскую идею о всестороннем развитии личности как основной цели коммунистического воспитания. В ее трактовке цель коммунистического воспитания, коллектив, коллективизм как качество личности, частные задачи воспитания и другие близкие к ним понятия носили ярко выраженный гуманистический характер. Во всестороннем развитии личности как воспитательном идеале она видела решение таких гуманистических задач, как раскрытие внутренних потенций и «расцвет личности», проявление индивидуальности, обеспечение ориентировки во всем окружающем, более свободное самоопределение.Нравственное воспитание.Что касается взаимоотношений учителя и учащихся, то Н.К.Крупская была полностью солидарна с ценностными ориентациями Л.Н.Толстого: эти отношения должны быть «простыми, товарищескими.Она выступала против телесных наказаний.Демократичным и гуманным является принцип самодеятельности в воспитании, провозглашенный Н.К.Крупской: «Привлечь детей к организации школьного дела, пробудить в этом направлении их самодеятельность. К сожалению, ее гуманистические идеи были реализованыдалеко не полно в силу изменившейся социально-политической ситуации в стране уже к концу 20-х годов.Н.К. Крупская работала в тесном контакте сА.В.Луначарским (1875-1933), По широте и глубине знаний А.В.Луначарский мало имел себе равных даже среди образованнейших представителей мировой культуры. Недаром западная пресса 20-х годов признавала, что он самый культурный и эрудированный из всех министров народного просвещения Европы.Основной гуманистический тезис А.В.Луначарского можно сформулировать так: человек должен быть счастливым и делать других счастливыми. Этот тезис определял все его идеи, статьи, речи об образовании.А.В.Луначарский дал характеристику идеала образованного человека в новом обществе.Луначарский в одно целое соединял понятия коллективизма, гуманизма и пролетарского интернационализма. Однако при этом подчеркивал, что коллективизм не означает стремления к стадности, к растворению личности, ее индивидуальности.Луначарский уделял серьезное внимание задачам активного приобщения молодых людей к подлинным богатствам искусства и литературы.Создание новой советской системы образования потребовало привлечения прогрессивных педагогов. В решении этой важной и трудной задачи многое сделали А. В. Луначарский и Н.К.Крупская. Они сумели объединить таких талантливых педагогов, получивших известность еще в дореволюционной России, как П. П. Блонский, Н.Н.Иорданский, С.Т.Шацкий, А. Г. Калашников, М.Пистрак, А. П. Пинкевич, Е. Н. Медынский и др. Именно благодаря их самоотверженной теоретической и практической деятельности 20-е годы характеризуются небывалым подъемом в развитии гуманистических идей педагогики.

Вопрос 38 Особое место в педагогике первой трети XX века принадлежит А.С. Макаренко (1888 – 1939), который известен как блестящий практик и писатель. Его художественные произведения «Педагогическая система» (1937) и «Флаги на башнях» (1938) стали классикой отечественной педагогической лимтературы.А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему воспитания трудных детей в коллективе и через коллектив. В 1920 году советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Одну из таких колоний и возглавил под Полтавой А.С. Макаренко, которое впоследствии было присвоено имя писателя М. Горького.Основная задача воспитания по Макаренко – это создание коллектива, который объединяет людей не только общей целью в коллективном труде, но и общей организацией этого труда. По мнению Макаренко, коллектив это не толпа, а живой, развивающийся организм, целеустремленный комплекс личностей. Он обладает оргпанами самоуправления, которые представляют интересы коллектива, конкретной личности и общества.А.С. Макаренко глубоко обосновал воспитательные возможности коллектива, разработал содержание его деятельности и принципы организации: закон движения коллектива ,систему перспективных линий, гласности, ответственную зависимость, принцип параллельного действия.Организационное строение коллектива по Макаренко.1. Первичные коллективы, которые возглавляются командиром, назначенным педагогом. Затем командир и его помощник избираются на общем собрании всеми членами отряда.2. Все воспитанники, хорошо относящие к учению, и принимающие участие в работе органов самоуправления входят в актив коллектива.3. Главным огранном самоуправления коллектива является общее собрание всех отрядов, где выбирается совет командиров.4. Для выполнения какого-либо одного задания создаются подвижные отряды.5. В любом коллективе должен сформироваться определенный мажорный тон, свой стиль и традиции. Этапы создания коллектива.1. Становление коллектива – предъявление требований учителем, подбор актива и работа с ним.2. Стабилизация структуры коллектива – усиление влияния актива, формирование общественного мнения.3. Расцвет коллектива – вовлечение всех учащихся в общие дела.Выделяют еще и четвертую стадию развития коллектива.4. Движение коллектива вперед от цели к цели. Открытия Макаренко оказали существенное влияние, как на педагогику, так и многие другие науки – социальную педагогику, педагогическую психологию и др.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта