Главная страница
Навигация по странице:

  • Философская антропология имеет собственный круг проблем

  • ВОПРОС № 42. Проблема человека в истории философской мысли.

  • философия. философия 41,42. Вопрос 41. Круг проблем философской антропологии. Антропология от греч. anthropos


    Скачать 17.21 Kb.
    НазваниеВопрос 41. Круг проблем философской антропологии. Антропология от греч. anthropos
    Анкорфилософия
    Дата06.12.2021
    Размер17.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 41,42.docx
    ТипДокументы
    #293298

    ВОПРОС № 41. Круг проблем философской антропологии.

    АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. «anthropos» — человек, «logos» — слово, учение) — наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов. На этапах развития антропологии ее содержание и взаимоотношения со смежными науками истолковывались неоднозначно и трансформировались.

    Объектом философской антропологии является человек как уникальное живое существо. Он рассматривается как некая реальность, имеющая значение сама по себе и несводимая ни к чему другому - человек как таковой («человек вообще»). Предметом же философской антропологии выступают те предельные, т. е. коренные, фундаментальные характеристики, которые присущи человеку как таковому.

    Философская антропология имеет собственный круг проблем, т. е. интересующих ее познавательных тематик и вопросов. Традиционно в центре внимания философской антропологии находится такие темы и проблемы, как сущность человека и его природа, соотношение его души и тела, место человека в мире, феномены его существования, свобода и несвобода, творчество, жизненный путь и судьба, смысл жизни человека, счастье и несчастье, смерть и бессмертие. В наше время, когда имеет место предельное обострение глобальных проблем цивилизации, когда активно развивается технический мир, особую актуальность обретает вопрос о перспективах человека, о путях его выживания и сохранения в качестве человека.

    Один из вопросов, которые рассматриваются в философской антропологии - это вопрос о происхождении человека, т. е. речь идет об антропогенезе. Существуют различные версии происхождения человека как научные, так и в ненаучные.

    Понятие человека: Философская антропология понимает под человеком представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. При его определении она, во- первых, изначально полагает уникальность человека, т. е. принципиальное его отличие от всех иных живых существ. Во-вторых, философская антропология воспринимает человека не как нечто установившееся, ставшее (как и все иные вещи), а как постоянный процесс своего становления. С точки зрения научно-ориентированной философии, человек - это существо, которое, встав в свое время на путь социальной жизни, сфор-мировало на этой основе собственную сущность и проявляет ее в формах своей деятельности.

    Основным средством познания традиционно является теоретическое мышление как способ понятийного воспроизведения своего объекта. В истории философской антропологии издавна сложились два пути («ветви») теоретического познания, существенно отличающиеся друг от друга своими установками, понятийным аппаратом и стилем философствования. Первый путь - это микроанализ человека (Сократ, Ф. М. Достоевский, 3. Фрейд и др.). Он, этот анализ, предполагает обращенность теоретического исследования к внутреннему миру человека - к его психике, сознанию, мышлению. Это, как принято говорить, - «человек внутренний», обладающий сознанием как уникальной реальностью. Второй путь - это макроанализ человека (Аристотель, К. Маркс, Г. Гегель и др.), что предполагает исследование внешнего мира человека, т. е. его многогранной деятельности в окружающей природной и социальной действительности, ее содержания и форм.

    ВОПРОС № 42. Проблема человека в истории философской мысли.

    Объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.

    Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку всегда предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.

    Философия выявляет:

    1. место человека в мире и его отношение к миру,

    2. анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности,

    3. каково в нем соотношение биологического и социального,

    4. что такое человек как личность,

    5. какова структура личности,

    6. в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

    Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема высвечивалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.

    В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Специфика человеческого отношения к миру в этот период обусловлена стремлением не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности – Богу.

    Современная философия видит сущность человека в единстве природного и социального. В его жизни огромное значение имеют не только природные, но и выработанные в обществе качества, прежде всего такие, как умение трудиться, используя разнообразные орудия. Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.


    написать администратору сайта