История. Вопрос перечислите характерные черты культуры Древнего Рима
Скачать 132.42 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ______________________Всеобщая история__________________________ Группа ___21М571в___ Студент Е.А. Гильмутдинова МОСКВА 2022г Вопрос: перечислите характерные черты культуры Древнего Рима. Ответ: В конце I в. до н.э. Древний Рим становится мировой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и народов, в первую очередь — этрусков, с греческой культурой, осуществляемого сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем оно усилилось в результате завоевания Греции Римом. Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI—V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры. В живописи и скульптуре этрусков просматриваются греческие влияния (статуя Аполлона из Вей, мастер Вулка, VI в. до н.э.; росписи гробниц в Корнето, Кьюзи, Вульчи, Черветри, Орве- то, VI—V вв. до н.э.), но были и собственно этрусские традиции, которые ярче всего выражены в монументальных терракотовых саркофагах с фигурами умерших (саркофаг из Черветри, VI в. до н.э.), бронзовом литье (Капитолийская волчица, VI в. до н.э.), изготовлении глиняных сосудов буккенеро («черной земли»). Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой — долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым и т.д.), и само латинское слово «религия» (religio) означает первоначально связь между человеком и богами (я даю тебе, чтобы ты дал мне). Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим — центр Мира». Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения. Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но не были равны в политической и социальной сферах. Знатные и богатые имели монополию на права, но они же и в большей степени несли обязанности. В отличие от греков, простые люди не могли рассчитывать на высокие посты, но любой римский гражданин имел право на земельное владение. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству. Римляне изобрели водоупорный бетон; широко применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции; ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости); усовершенствовали планировку больших городов. Общественная жизнь протекала на форуме — площади, украшенной храмами, базиликами, лавками торговцев, статуями именитых граждан, рынками. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (Римский форум или форум Романум, форумы императоров Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна). Потребности римского общества породили и такие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (бани Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки (арка Тяга) и колонны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима появились новые типы дворцов, загородных вилл и надгробных памятников. Гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — Колизей (от лат. colosseum — колоссальный) было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей, построенный из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Начал строительство амфитеатра пришедший к власти после гражданской войны 68— 69 гг. н.э. Тит Флавий Веспасиан (9—79 гг. н.э.). Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана — Тита (с 79 по 81 г. н.э.). В честь открытия Колизея были устроены стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (524 м в окружности), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу — тосканский, выше — ионический, в третьем ярусе — коринфский, над которым размещались коринфские пилястры. С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба — клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению необходимых в хозяйстве построек. В Риме строились общественные бани — термы, имевшие постоянную подачу чистой воды; бассейны с теплой и холодной водой. Лучшим в наследии римской культуры был портрет как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявляли реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически фиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов. В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо — круга. Живопись II в. н.э. — это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур. В древнеримском искусстве стоит также сказать о монументальной настенной живописи, известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту. По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (ок. 254—184 до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87—54 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые, неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь. В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам — Вергилию, Горацию и Овидию. Вергилий (70—19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он прославлял Августа; «Георгики» — поэму, посвященную сельской жизни. А славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65—8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину и также восхвалял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э. — 17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов. В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ- материалист Лукреций Кар (ок. 98—54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», где с блестящим мастерством описал в доступной форме, стихами сложные философские проблемы. В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство. Жесткая внутренняя борьба за власть и изменения в социально- экономических и политических условиях жизни народов Европы привели Римскую империю к упадку. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима. Задача 1. Прочитайте отрывок: «Триумф, назначенный сенатом Сципиону после его возвращения в Рим, отличался особой пышностью. Шествие открывали украшенные венками трубачи. За ними двигались повозки с добычей. Затем несли изображения захваченных городов, картины, воспроизводящие эпизоды сражений, золото и серебро в слитках и монете, далее – венки, которыми наградили Сципиона города, союзники и его собственное войск. За ними шли взятые в плен карфагеняне и нумидийцы, среди них и царь Сифакс. И сразу за ним следовала колесница со Сципионом, увенчанным золотой короной. Сзади на облучке примостился раб и, чтобы не сглазить того, кто на время триумфа стал богом, твердил: «Ты – человек! Ты – человек!» Немировский А.И. История Древнего мира. – М.,2000. – 2000. – Т.2. С. 15 – 18. Какому событию был посвящен триумф? Что привело к войне? Какое значение имела победа для Рима? Ответ: Какому событию был посвящен триумф? Данный отрывок описывает момент возвращения консула Сципиона в Рим после одержания блестящей победы над Ганнибалом и окончании войны с Корфагеном. Что привело к войне? Речь идет о Второй Пунической войн (военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за контроль в Средиземноморье). Официальная причина - стала осада и взятие испанского города Сагунта (союзника Рима) карфагенским полководцем Ганнибалом. Какое значение имела победа для Рима? По условиям мира Карфаген должен был выплатить Риму в течение 50 лет огромную сумму денег (контрибуцию в 10 000 талантов). Кроме этого, Карфаген терял все свои заморские владения и весь свой флот (кроме десяти кораблей), а также он не имел право вести с кем-либо войну без разрешения Рима. Вторая Пуническая война длилась 17 лет и закончилась победой Рима, который стал сильнейшим государством Западного Средиземноморья. Задача 2. «Выступление Гая Гракха. Все это создало почву для нового витка гражданских междоусобиц. Во главе сторонников реформ становится Гай, брат Тиберия, отличавшийся ярким ораторским талантом и решительностью. Выдвинув свою кандидатуру в народные трибуны на 123 г., он занял эту должность и был затем переизбран в следующем, 122 г.» Немировский А.И. История Древнего мира. – М.,2000. – 1999. – Ч.2. С. 79 – 80. В чем суть земельного закона братьев Гракхов? Почему реформы братьев Гракхов вызывали гражданские междоусобицы? Ответ: В чем суть земельного закона братьев Гракхов? По проекту закона, предложенного Тиберием Гракхом, общественные земли, незаконно присвоенные богатыми землевладельцами, возвращались государству. Они были розданы малоземельным и безземельным гражданам. Новые владельцы не имели права продавать свой участок, который должен был переходить по наследству от отца к сыну. Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров государственной земли. Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки, которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. Эти участки запрещалось продавать. Наконец, третий пункт закона предусматривал образование комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания. Почему реформы братьев Гракхов вызывали гражданские междоусобицы? Народ восторженно встретил этот проект. Но он вызвал бурю негодования среди землевладельцев. Они решили не допустить принятия этого закона. Оптиматы стали распространять клеветнические слухи о том, что Тиберий переделом земель хочет вызвать междоусобицу в стране и захватить власть в свои руки. Однако авторитет Тиберия был слишком велик, народ полностью доверял своему трибуну. Однако в проведении закона возникли некоторые трудности. В частности, аграрный закон говорил только о наделении беднейших граждан землей, но не предусматривал выдачи им денежной суммы на обзаведение инвентарем, покупку семян и т. п. Такая выдача была совершенно необходима, так как в обратном случае реформа оказалась бы бессмысленной. Но как раз летом 133 г. в Рим было привезено завещание пергамского царя Аттала III. Согласно конституционной практике, сенат хотел принять наследство царя. Однако Тиберий внес в народное собрание законопроект, по которому сокровища Аттала должны быть употреблены в качестве денежного фонда, который шёл бы на распределение крестьянам, получившим земли. Это было новым вызовом сенату. В этот момент нападки на Тиберия со стороны реакционных кругов достигли высшей точки, его обвиняли в стремлении к царской власти |