2 тема семинара по истории. Вопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество
Скачать 119.62 Kb.
|
Вопрос 1. Первобытное общество. Понятие «первобытное общество» . Понятие «первобытное общество» возникло в науке во второй половине XIX века. До этого времени это общество называли «доисторическим». В Европе и США используют термин «протоистория». Первобытное общество – архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Начальная точка истории – 3 миллиона лет назад – появление человека и первых орудий труда. Завершение первобытной истории – появление государства и письменности – 3 тысячи лет до нашей эры. Антропогенез ( от греч. «антропо» - человек, «генез» - развитие) – процесс происхождения человека как отдельного биологического вида, то есть процесс выделения из животного мира. Социогенез - процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. Праобщина - возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей), имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую. Родовая община - неандертальцы уже заботились о своих больных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество - родовую общину. Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их к потомству.. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами. Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существовало. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири. В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ. Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным. Чтобы не бояться он начал верить в высшие силы. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений. С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства. От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства. Вопрос 2. Народы и государства на территории России в древности. Природно-климатические особенности Восточной Европы Рельеф Восточной Европы представляет равнину, местами имеющую небольшие возвышенности, северная часть которой была покрыта сплошными лесами, переходящими южнее в лесостепь и степь. Эта территория изобилует водными ресурсами, в том числе такими крупными реками, как Днепр, Дон, Западная Двина, Ока, Волга, представлявшими в древности удобные пути сообщения. Природными ископаемыми, в частности металлами, территория Восточной Европы небогата, что во многом объясняет относительно позднее вступление коренных народов этого региона на путь государственного развития. Лесная и лесостепная зоны лежат севернее так называемого “золотого пояса” человеческой цивилизации, где возникли первые государства на Земле. Только с наступлением железного века племена Восточной Европы получили необходимую технологическую основу для развития производительных сил, приведшую в конечном итоге к созданию крупных политических образований, сначала - в виде племенных союзов, потом - государств. Дело в том, что железо в природе встречается гораздо чаще, чем медь и олово - главные ингредиенты бронзы, являвшейся основным металлом первых цивилизаций. Экономической основой ранних осёдлых обществ являлось, естественно, пашенное или мотыжное земледелие, а в лесостепной и лесной зонах расчистка лесов без внедрения железных орудий труда в достаточных масштабах была невозможна. Население южных областей Восточной Европы - кочевые племена киммерийцев, скифов и сарматов, живших в Северном Причерноморье ещё в начале I тысячелетия до н.э., вступили в контакты с древнегреческими колониями, основанными на Тамани, в Крыму и в Новороссии. Это, несомненно, способствовало ускорению их социального и экономического развития. Но возникшие политические образования, самым известным из которых было скифское царство со столицей в Неаполе Скифском, не оказали существенного воздействия на дальнейшее развитие региона, так как их существование было относительно непродолжительным. В течении III - V веков н.э. естественный и относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племён, получившим в литературе наименование “Великого переселения народов”. Наиболее разрушительными были вторжения готов и гуннов. Племена лесостепной зоны, которые в предыдущий период активно контактировали с более развитым Югом, в частности с Римской империей, оказались оттеснёнными к Северу. Уровень их развития, что прежде всего фиксируется по остаткам материальной культуры, резко снизился. Подъём, приведший к созданию государств, политическая традиция которых продолжается и до сегодняшнего дня, отмечается не ранее VI - VII веков н.э. Этот подъём связан с выходом на историческую арену славянских племён. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э. Природно-климатические особенности Урала: Единая складчато-глыбовая страна байкальско-герцинского возраста, с четко выраженными тектоническими структурами. Субмеридионального простирания. Четкое соответствие тектонических структур, морфоструктур. Расположение хребтов меридиональное и субмеридиональное (из-за выступов Русской равнины), хребты разделяются понижениями. (3 долгоные зоны: предуралье (западный макросклон), Центральная горная полоса, Зауралье (восточный макросклон)). Барьер на пути западного переноса воздушных масс (переход от умеренно-континентального на западе к континентальному на юго-востоке). Большая протяженность с севера на юг обусловила расространение почти всех ландшафтов субарктики и умеренного пояса (от тундры до полупустынь), но наиболее широко представлены ландшафты горной тайги. Коренные ландшафты сильно изменены производственной деятельностью. Исключительное разнообразие полезных ископаемых. Климат Урала. Климат Урала переходит от умеренно-континентального к континентальному. Континентальность повышается при движении с запада на восток и с севера на юг. Огромная протяженность Урала с севера на юг проявляется в зональной смене типов его климата (Северные и южные районы имеют разные циркуляционные и радиационные режимы). Север лежит в субарктике; юг – в центральных аридных областях. Контрасты между севером и югом усиливаются летом. Средняя температура июля на севере 60С - 80С, на юге - 220С;240С. Зимой контрасты температур сглаживаются -220С;-200С на севере; -150С на юге. Циркуляция: зимой на севере – циклоны; на юге – антициклоны (Азиатский максимум). Летом на западе – циклоны (на востоке ослабленная циклоническая деятельность); на юге – антициклоны (Азорский максимум). С этим связано неравномерное распределение осадков. Максимум 1200 мм – в Приполярном Урале; минимум 250 мм – Мугоджарах. Горы пересекают два климатических пояса: субарктический и умеренный. Небольшая высота Урала и незначительная его ширина не может обусловить формирование здесь своего особого климата. На перифериях Урала в несколько измененном виде повторяется климат соседних территорий. Природно-климатические особенности Западной Сибири. Одной из особенностей Западной Сибири является обилие озер (несколько тысяч). Только в Барабе их насчитывается более трех тысяч. Среди озер есть и очень маленькие, и крупные (например, оз. Чаны имеет площадь около 3 тыс. км2). Большинство из них (особенно проточные) богаты рыбой. Для озер Западной Сибири характерно периодическое высыхание и возобновление уровня воды. Подобное явление не связано напрямую с увеличением или сокращением количества осадков, а зависит от уровня грунтовых вод. Может пройти несколько лет между выпадением большого количества осадков и подъемом воды в озерах. Изменения происходят в среднем через 25 — 40 лет. М.Ф. Косарев в своей книге «Западная Сибирь в древности» приводит следующие данные. В окрестностях одного из сел Курганского округа до 1854 г. было лишь 6 озер, а после 1854 г. их стало 30. В Чистоозерной и Локтинской волостях их не было совсем, а после 1884 г. в одной только Локтинской волости их стало около 50. Высокая вода держалась несколько лет (примерно до 1860 г.), затем началось усыхание. В 1883 — 1886 гг. произошло новое обводнение. Столь же богата Западная Сибирь и развитой речной системой. Река Обь пересекает ее на всем протяжении с юга на север. Крупный приток Оби — Иртыш, его приток Тобол, а также многочисленные мелкие реки формируют особенности региона. Обь и Иртыш имеют широкую пойму с заливными лугами, богатыми разнотравьем. Ширина ее по мере продвижения на север увеличивается. В пойме сосредоточены различные водоемы: озера, старицы, протоки, мелкие речки. Они очень богаты рыбой, так как содержат в достаточном количестве те организмы, которыми она питается. Благодаря развитой пойме улов рыбы в бассейне Оби по современным данным в 8 — 10 раз выше, чем в бассейне Енисея и Лены. Большую связь с поймой проявляют и птицы, в особенности водоплавающие. Климат Западной Сибири отличается суровостью и резкой континентальностью. Равнина открыта для проникновения холодного арктического воздуха с севера зимой и жарких ветров из Казахстана и Средней Азии летом. Само расположение равнины (в основном в умеренных широтах) сокращает количество солнечного тепла и обуславливает суровость климата. Уральские горы, не смотря на небольшую высоту, изменяют скорость и направление влажных атлантических ветров с запада. Колебания климата приводили к значительным изменениям в жизни общества. Население было вынуждено либо менять свои занятия, либо хотя бы частично мигрировать на новую территорию. Дальний Восток Главные особенности природы Дальнего Востока определяются его положением на восточной окраине Азии, подверженной непосредственному воздействию Тихого океана и относящихся к нему морей. Дальний Восток омывается Чукотским, Беринговым, Охотским и Японским морями, а местами и непосредственно водами Тихого океана. Поскольку их воздействие в глубь материка быстро ослабевает, то Дальний Восток занимает сравнительно неширокую полосу суши, вытянутую с юго-запада на северо-восток почти на 4500 км. Кроме материковой полосы к нему относятся остров Сахалин, Шантарские острова (в Охотском море), Курильская островная дуга и расположенные по соседству с полуостровом Камчатка острова Карагинский и Командорские. Особенности: 1). Приморское положение. 2). Общность географического развития (в мезокайнозое), история развития природы. 3). Дальний Восток – прибрежная полоса евразийского материка тяготеет к современному геосинклинальному тихоокеанскому поясу с активным вулканизмом и сейсмикой. 4). На всей территории преобладает горный рельеф, сочетающийся, с межгорными котловинами. 5). С приморским положением связаны черты муссонообразного и морского климата на севере (Камчатка, Курильские острова и Приохотье) и муссонного климата на юге (Приморье, Приамурье и Сахалин), что является результатом взаимодействия между Тихим океаном и сушей Северной Азии. 6). Повышенное олуговения ландшафтов от тундры на севере до луговых равнин юга, а там, где по географическим широтам должна была бы сформироваться степь, распространены остепененные луга с буйными, преимущественно злаковым, травостоем, Ю.А. Ливеровский образно назвал их приамурскими прериями. 7). Большое разнообразие лесных ландшафтов: тайга, теснящаяся каменноберезниками (Камчатка), широколиственные и смешанные травянистые леса (в Приамурье и Приморье). 8). Большая протяженность с севера на юг – большое разнообразие природы Территория Дальнего Востока разнообразна по своим природным условиям; особенно существенны различия между ее северными и южными областями. Развитие их природы протекало по-разному уже с неогена. Юг, подверженный влиянию восточноазиатских муссонов - умеренно влажный из-за более высоких температур. Север утрачивает типично муссонные черты оказывается избыточно влажным. Располагается в высоких широтах в пределах арктического, субарктического и севера умеренного климатических поясов и находится под влиянием воздушных масс, поступающих с соседних холодных морей. По этим причинам большая часть ее территории получает сравнительно мало солнечного тепла: радиационный баланс в районах Чукотки составляет всего 11—12 ккал/см2 и даже на юге и во внутренних частях Камчатки не превышает 20—22 ккал/см2. Зима, когда северные области Дальнего Востока находятся под воздействием воздушных масс, поступающих сюда из области высокого давления, устанавливающегося над Восточной Сибирью и арктическими морями, — холодная, хотя и менее морозная, чем над континентальной Сибирью. Зато она более облачная, ветреная и снежная, иногда с оттепелями, что объясняется активной циклонической деятельностью над побережьями Охотского и Берингова морей, а также большими барическими градиентами в прибрежных районах. Средние температуры наиболее холодного месяца колеблются от −30 −32° в районах Анадырского плоскогорья до −8 −12° на юге восточного побережья Камчатки и Курильских островов, хотя на севере морозы в отдельные дни достигают −45 −55°. Почти для всей территории страны характерна значительная мощность снежного покрова — от 50—60 см в Анадыре до 1,5—2 м на Камчатке. Лето, когда над сушей преобладает пониженное давление и идет интенсивная циклоническая деятельность на тихоокеанском полярном фронте, повсюду прохладное, пасмурное и дождливое. Средние температуры июля и августа составляют от 3—4° на севере до 13—16° на Камчатке, Курильских островах и юге Охотского побережья. Максимальные температуры здесь иногда достигают 25—30°. В связи с небольшой продолжительностью безморозного периода суммы температуры выше 10° на Крайнем Севере всего 200—300°, на юге — 800—1000° и даже в наиболее континентальных районах Камчатки не превышают 1100—1200°. Во второй половине лета и в начале осени относительная влажность воздуха особенно высока и выпадает наибольшее количество осадков. В высоких горах Корякского нагорья и Камчатки, где осадки даже летом выпадают преимущественно в твердом виде, есть значительное современное оледенение. В пределах страны достаточно широко распространена вечная мерзлота — сплошная, низкотемпературная (−4 −7°) и довольно мощная (до 150—250 м) на северных равнинах и в горах, островная — в южных районах. Она отсутствует лишь на юге Камчатки и Курильских островах. Территория севера Дальнего Востока дренируется весьма густой (0,7—1 км/км2) сетью рек, относящихся к бассейну морей Тихого океана. Подавляющее большинство рек представляет собой сравнительно короткие потоки, кроме Анадыря, Пенжины и Камчатки ( длина более 600 км). Основными источниками их питания являются дождевые и снеговые воды, и лишь на Камчатке до 35—60% годового стока ее рек приходится на долю питания подземным стоком. Все реки особенно многоводны весной и в летне-осенний период. В материковой части страны они в течение 5—8 месяцев скованы льдом; малые реки зимой нередко промерзают до дна, и на них образуются наледи. В Северо-Притихоокеанской стране много озер, но преимущественно сравнительно небольших. Это термокарстовые и пойменные водоемы северных равнин, вулканические и лагуновые озера Камчатки и Курильских островов. Наиболее крупные из них — Эльгыгытгын на Анадырском плоскогорье, Красное в бассейне Анадыря, Кроноцкое (самое крупное кальдерное озеро на Камчатке) и Курильское на Камчатке. На восточном побережье Камчатки находится крупное озеро-лагуна – Нерпичье, расположенное в устье реки Камчатка. Население территории современной России в каменном и бронзовом веках. Историко-культурная ситуация раннего железного века на территории России. Именно в этот период народы, жившие на будущей рос. территории, главным образом в степной зоне, впервые попадают в поле зрения авторов письменных текстов (древнегреческих и древнеримских свидетельств, ассирийских, аккадских, персидских и древнекитайских). В этот же период в Восточной Европе появляются первые государства. В 7–6 вв. до н. э. в Северном Причерноморье возникают первые греческие колонии, основанные гл. обр. выходцами из Милета (Ольвия, Пантикапей и др.). Греческая колонизация Северного Причерноморья достигла особенного размаха в 5–4 вв. до н. э. и стала источником мощного влияния античной культуры на народы Восточной Европы. В нач. 5 в. до н. э. в Северном Причерноморье и Приазовье возникает греческое Боспорское царство со столицей в Пантикапее. В северопричерноморских степях известно также Скифское царство («Великая Скифия»). Историко-культурные процессы на территории России в период раннего железного века протекали по-разному, в зависимости от природных зон. Степная зона. К началу железного века в степях Евразии на основе степных культур бронзового века сложилась система кочевого скотоводства. В европейской части степей в предскифское время сложилась первая кочевническая культура (сер. 9 – нач. 7 вв. до н. э.), которая может с известной долей вероятности отождествляться с историческими киммерийцами, совершавшими в кон. 8–7 вв. до н. э. военные походы в Закавказье и Переднюю Азию и известными по древнегреческим и переднеазиатским источникам. Киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и южно-таёжного Волго-Камья (чернолесская, бондарихинская, кизил-кобинская, протомеотская, кобанская, раннеананьинская культуры). Скифская эпоха (7–3 вв. до н. э.). В кон. 8–7 вв. до н. э. на пространстве евразийских степей от Придунавья до Монголии сформировались новые археологические культуры, которые при всём своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической общности, условно именуемой «скифский мир» или «скифо-сибирский мир». Их отличает специфический комплекс вещей (т. н. скифская триада): сходные формы вооружения, конского снаряжения и зооморфного орнамента – т. н. скифского (скифо-сибирского) звериного стиля. Носители культур «скифо-сибирского мира» (собственно скифская культура, «савроматская», культуры сако-массагетского круга, пазырыкская, уюкская и тагарская) – европеоиды (иногда с элементами монголоидности), говорившие на иранских языках. Они занимались кочевым скотоводством и практиковали погребения под курганами. Собственно скифы – близкородственные племена североиранской ветви индоевропейской семьи, известные по многочисленным древнегреческим и передневосточным письменным источникам. В них, в частности, сообщается о вытеснении скифами киммерийцев, о завоевательных походах скифов через Кавказ в Переднюю Азию в 7 в. до н. э. и об их временном господстве в этом регионе, о неудачном походе против скифов персидского царя Дария I в кон. 6 в. до н. э., о консолидации скифских племён в 4 в. до н. э. под главенством царя Атея, о вытеснении и истреблении скифов сарматами в нач. 3 в. до н. э. Скифам и подчинённым им племенам принадлежала западная часть ареала «скифо-сибирского мира» – Северное Причерноморье и Приазовье. Некоторые памятники скифской культуры (на её ранней стадии) выявлены также на Северном Кавказе. Скифы в осн. известны по курганам, среди которых выделяются грандиозные по размерам и богатству инвентаря курганы знати (т. н. царские курганы) 7–6 вв. до н. э. на Северном Кавказе (Краснознаменские, Келермесские, Ульские) и кон. 5–4 вв. до н. э. в Нижнем Поднепровье (Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.) и в Крыму (Куль-Оба). В кон. 5–4 вв. до н. э. у скифов появляются единичные поселения, в т. ч. и крупные, такие, как Каменское (возможная столица Скифского царства) и Елизаветовское. В тесном контакте со скифской культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская культура в бассейне Кубани (9 в. до н. э. – 3 в. н. э.), племена которой оставили многочисленные поселения и погребения, и кобанская культура Центрального Предкавказья (13–4 вв. до н. э.). К востоку от собственно скифской культуры располагалась зона «савроматской» археологической культуры. Савроматы – ираноязычный народ, размещавшийся, согласно письменным источникам, в районе низовьев Дона и Волги, но культура сарматского облика достигала Урала. Скифо-сибирские памятники Средней Азии (Восточного и Южного Приаралья, Семиречья, Памира и Тянь-Шаня), а также Центрального, Восточного и отчасти Северного Казахстана можно связать с известными по персидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами (тасмолинская культура Центрального Казахстана). На территории Южной Сибири находились археологические культуры скифоидного облика, этнонимы создателей которых неизвестны. Это, прежде всего, пазырыкская культура на Алтае с великолепными захоронениями знати в Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских, Акалахинском и др. курганах, в которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились мумии, бальзамированные тела погребённых, останки лошадей, изделия из дерева, ткани, войлока и др.; уюкская культура в Туве и на близлежащих территориях, наиболее ярким памятником которой является Аржан – один из древнейших царских курганов скифо-сибирской общности; тагарская культура Минусинской котловины (средний Енисей) – единственная культура скифо-сибирского типа с оседлым земледельческим населением, до 3 в. до н. э. не знавшая производства железа, но знаменитая своими бронзовыми изделиями. Сармато-гуннская эпоха. Следующий (после скифского) период раннего железного века в степях Евразии обычно условно именуется сармато-гуннской эпохой и датируется примерно 3 в. до н. э. – 4 в. н. э. Переход от скифской к сармато-гуннской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа, как правило короткие, вытесняются длинными всадническими мечами; на смену господствовавшим ранее бронзовым втульчатым наконечникам стрел, некогда заимствованным у киммерийцев, скифов и саков армиями Ближнего и Среднего Востока, приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; короткий сигмовидный лук скифского типа уступает место более длинному дуговидному луку. Развивается конское снаряжение: появляются шпоры; вместо стержневидных трензелей, или псалиев, предназначенных для крепления удил к ремням оголовья, часто употребляются крупные кольца; совершенствуется седло. В «зверином стиле» развивается тенденция к орнаментализму. Данный период в северопричерноморских и северокаспийских степях, а также на Северном Кавказе связан с господством сарматской культуры. Название связано с известным из античных текстов именем этнического ядра этой общности – сарматов, ираноязычных кочевников-скотоводов, родственных савроматам. Сарматская культура формировалась в Южном Приуралье с кон. 5 в. на основе «савроматской» культуры. В 4–3 вв. до н. э. «савроматская» культура Южного Приуралья, Заволжья и Волго-Донского междуречья трансформируется в сарматскую. В 3–2 вв. до н. э. ареал сарматской культуры значительно расширяется на запад в связи с походами сарматов, вытеснивших скифов из Северного Причерноморья в низовья Днепра и в Крым, где возникла т. н. позднескифская культура и позднескифское царство со столицей в Неаполе-на-Салгире. Часть скифов переместилась в низовья Дуная. В 1 в. н.э. в рамках сарматской общности усиливаются аланы, которые на рубеже 1–2 вв. н. э. подчиняют себе остальные сарматские племена. После нашествия гуннов в кон. 4 в. н.э. сарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз). При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников. В степях Сибири и в Прибайкалье период кон. 1-го тыс. до н. э. – нач. 1-го тыс. н. э. знаменуется постепенным расширением влияния племенных объединений хунну (сюнну). Культура хунну первоначально формируется к востоку от Байкала и в Монголии в 5–3 вв. до н. э. С формированием в кон. 3 в. до н. э. хуннского союза на подчинённой ему территории Прибайкалья, Тувы, Минусинской котловины и Алтая под влиянием культуры хунну на смену традиционным культурам скифской эпохи приходят новые. Наиболее яркой южносибирской культурой сармато-гуннского времени стала таштыкская культура 2(1?) в. до н. э. – 5 в. н.э., сменившая тагарскую культуру в Минусинской котловине. Для неё характерны захоронения по обряду трупоположения с погребальными масками и по обряду трупосожжения с манекенами, изображающими покойного. После распада государства хунну в 55 до н. э. на северную и южную части северные хунну в 36 н. э. вторгаются в Среднюю Азию и в кон. 1 в. н.э. начинают продвижение на запад. Лесостепная и лесная зона. Восточная Европа. Население лесной и лесостепной зоны Восточной Европы занималось в осн. земледелием и животноводством. Культуры в бассейнах Южного Буга, среднего Днепра и среднего Дона продолжали традиции более ранних местных культур переходной эпохи от бронзы к железу и вместе с тем были вовлечены в скифский культурный круг, что отразилось в распространении здесь курганного обряда и «скифской триады». Леса между Западным Бугом и верховьями Оки и Волги, лесостепь бассейнов Десны и Сейма были в скифское и сарматское время заселены преимущественно племенами, относимыми к протобалтской языковой группе, связанными с археологическими культурами «штрихованной керамики», западнобалтских курганов, милоградско-подгорцевской, днепро-двинской и юхновской. Возможно, среди носителей этих культур были и праславяне. В сарматскую эпоху в Верхнем Поднепровье и на правобережье среднего Днепра в рамках зарубинецкой культуры (рубеж 3–2 вв. до н. э. – 1 в. н. э.), возможно, протекают процессы славянского этногенеза. Согласно другому мнению, зарубинецкая культура относится в осн. к балтам. Кроме того, она входила в зону влияния западно- и среднеевропейской латенской культурно-исторической общности, по преимуществу кельтской. В 3–5 вв. дальнейшие процессы этногенеза славян могли протекать в рамках киевской культуры и подольско-днепровского варианта черняховской культурно-исторической общности. Последняя сложилась в лесостепной и степной зоне Поднепровья и сопредельных территорий в условиях мощного нивелирующего влияния римской провинциальной культуры, в особенности культуры придунайских провинций Римской империи. Консолидирующую роль сыграла также остготская держава Эрманариха, границы которой, судя по письменным данным, совпадали с ареалом черняховских памятников. Т. о., черняховская общность включала в себя различные этнические группы – славянскую, германскую (готскую), иранскую (сарматскую) и др. К востоку и северо-востоку от протобалтских и праславянских культур, от Балтики до Среднего Поволжья, распространена общность финно-угорских лесных культур 8–7 вв. до н. э. – 3–4 вв. н. э. с «текстильной» и «рогожной» керамикой (культура текстильной керамики, дьяковская, городецкая, асваская и др.), названные так по способу нанесения орнамента. Крупнейшие из них – дьяковская культура 7 в. до н. э. – 7 в. н.э. в Волго-Окском междуречье и в Верхнем Поволжье (её западная часть, возможно, включает и балтское население) и городецкая культура 7 в. до н. э. – 3 в. н.э. в среднем течении Оки и в Среднем Поволжье (по течению рек Сура, Цна и Мокша). Далее к востоку, в Волго-Камье и на северо-востоке Европы, локализуется финно-угорская ананьинская общность 9–8 – 4–3 вв. до н. э., в которую входил ряд археологических культур, принадлежащих предкам пермских и финно-волжских народов. Для них характерны гладкостенная ямочно-гребенчато-зубчатая, гребенчато-шнуровая и шнуровая круглодонная керамика и особые типы бронзовых кельтов. Основу хозяйства составляло придомное животноводство, на севере, в бассейнах Северной Двины, Мезени, Вычегды и Печоры, – охота и рыболовство. В 3 в. до н. э. – 2 в. до н. э. ананьинская общность эволюционирует в пьяноборскую общность (гляденовская, чегандинская, караабызская культуры). В целом культуры финно-угорского круга в Восточной Европе характеризуются скотоводческо-земледельческой экономикой и высоким развитием цветной и чёрной металлургии. Зауралье и Сибирь. К востоку от ананьинского мира, в горно-лесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири, находится область культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами (иткульская, «крестовой» и ямочно-гребенчатой керамики, усть-полуйская, кулайская, белоярская, богочановская и др.), а к югу от них – область лесостепных культур Западной Сибири, бывших северной периферией кочевнического мира (южные протоугры). В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири наступление раннего железного века происходит на 2–3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Вплоть до 5– 4 вв. до н. э. сохранялась ориентация на цветную металлообработку. Переходный период завершается только в сер. 1-го тыс. до н. э. Распространению железа способствовало усиление контактов аборигенного – угорского и самодийского – населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями «савроматской» культуры. Так, в рамках иткульской культуры сформировался крупный очаг цветной и чёрной металлургии, снабжавший окружающие районы, в т. ч. и савроматов, изделиями из меди и сырьём. Во 2-й трети 1-го тыс. до н. э. в лесостепной зоне на основе местной традиции позднего бронзового века складываются культуры, относящиеся к раннему железному веку: воробьёвская культура в Зауралье, носиловско-баитовская – в Тоболо-Иртышье, вслед за которыми здесь утвердилась саргатская (саргатско-гороховская) культурно-историческая общность, существовавшая в конце скифского времени и в течение всей сармато-гуннской эпохи; в лесостепном Приобье складывается большереченско-берёзовская культура. Основу хозяйства этих культур составляло полукочевое скотоводство. В некоторых районах таёжной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами чёрной металлургии (усть-полуйская, кулайская, белоярская и др.) относится к середине – последней трети 1-го тыс. до н. э. |