2 тема семинара по истории. Вопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество
Скачать 119.62 Kb.
|
Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу (гамаюнская, красноозерская, молчановская, завьяловская, карьковская, иткульская) возникла вследствие миграций населения с нижней Оби. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством. Для таёжных культур Восточной Сибири 1-го тыс. до н. э. (постымыяхтахская, пясинская, цэпаньская, усть-мильская, белькачинская и др.) характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Железо появляется здесь не ранее последних веков до нашей эры. Дальний Восток. Существует проблема определения рамок эпохи раннего железа на Дальнем Востоке. В этом регионе можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, с другой, уже на рубеже 2–1-го тыс. до н. э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем – сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к эскимосам. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Причины: Во-первых, еще за тысячу лет до нашей эры крошечный греческий регион уже был перенаселен, поэтому греки искали новые свободные территории на побережьях Средиземного, Эгейского и Черного морей. Во-вторых, безземелье гнало крестьян на поиски свободных, неосвоенных, подходящих для земледелия территорий. Это, как правило, были территории побережья морей. В-третьих, жесткая конкуренция требовала от ремесленников и купцов поиска новых источников сырья (металла, леса, соли), и новых рынков сбыта для своих товаров. В-четвертых, греки страдали от военной агрессии лидийцев и персов, да и в самом греческом обществе велась жестокая социально-политическая борьба. Это вынудило часть греков бежать в более спокойные места, одним из которых было Северное Причерноморье. Северное Причерноморье привлекало греков своими природными богатствами и благоприятными условиями для жизни. Это побережье было почти не заселено. Особенно привлекательными были плодородные земли, крупные реки, удобные места для гаваней, а также густые леса. В средине VII - начале VI вв. до н. э. в Северном Причерноморье на территории древней Украины появляются греческие города-колонии (полисы). Первое греческое поселение возникло на юге Украины в середине VII в. до н. э. Это был город Борисфен или Борисфенида (от греческого названия Днепра - Борисфен), который находился на современном острове Березань, в восьми километрах от Очакова. Остров Березань является составной частью историко-археологического заповедника Национальной АН Украины «Ольвия». В связи с этим на острове более ста лет археологами ведутся раскопки, материал, накопленный за этот период, очень богат. На острове Березань в 1997 году были найдены храм Афродиты (богиня любви). Возможно, это было не единственное святилище на территории поселения в архаический период. Многие исследователи утверждают, что именно остров Березань А.С. Пушкин назвал в «Сказке о царе Салтане» островом Буяном. Несколько позже, в VI ст. до н.э., появился город Ольвия («Счастливая») на Днепровско-Бужском лимане (возле Николаева). Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 1000 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. Когда греки обжились на новом месте, они стали строить дома по классической греческой схеме: все помещения располагались по двум, трём или четырём сторонам внутреннего прямоугольного двора. Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов. Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице. Во всех частях города была развитая система канализации, фрагменты которой можно увидеть. В Днестровском лимане – Тира (Белгород-Днестровский) и Никоний. В VI ст. до н.э. началась колонизация Крыма. В это время выходцы из Гераклеи Понтийской основали Херсонес Таврический (возле Севастополя). Слово "херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности, - послужили причиной эпитета "Таврический", то есть, "расположенный в области тавров". Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города и руины его скрыла земля. (В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес). Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - "Русские Помпеи". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города. Выходцы из Милета в 6 в до н.э. основали – Пантикапей (Керчь), Слово «пантикапей» на северо-иранском наречии означает «рыбный путь», оно не греческое, а скифское. Греки называли свой город «Боспорос», по имени пролива. Уже через столетие (около 480 г. до н.э) более 20 греческих городов побережья, расположенных на территории современного Таманского и Керченского полуостровов, объединились в Боспорское царство, признав Пантикапей своей столицей. Из причин, побудивших греческие города-полисы к объединению, исследователи называют прежде угрозу завоевания воинственными скифами. Во 2 веке до н.э. Боспорское царство, осаждаемое варварами прекращает свое существование Города его сожжены и разрушены, жители в большинстве перебиты или попали в рабство. Греки заселяли только узкую прибрежную полосу (5-10 км), и поэтому конфликты с местным населением были вначале редкими (кроме Херсонеса, возле которого жили тавры). Античные рабовладельческие города-государства на территории Северного Причерноморья просуществовали почти тысячу лет. О жизни в греческих колониях писали античные авторы: Гиппократ, Страбон, Клавдий Птолемей и больше всех - Геродот в своей знаменитой «Истории». Греческая колония имела следующую структуру: центр - полис, вокруг которого размещались селения, отдельные усадьбы (сельскохозяйственные округа, называвшиеся хоры). Город отличался четкой, спланированной застройкой, разделялся на кварталы с широкими улицами. Интересно, что такие города обеспечивались водой через керамический водопровод. В центре города находилась большая площадь, которая называлась агора. От нее расходились административные здания, гимнасии, торговые лавки, храмы и алтари, казна, священная роща. Бедняки и ремесленники селились на околице города. Неподалеку от города находилось кладбище, которое называлось некрополем. Все города были окружены крепкими стенами с башнями. К числу крупных городов Северного Причерноморья относится Тира, основанная Милетом в VI в. до н. э. на правом берегу лимана р. Днестра (в древности — Тирас). На правом берегу Бугского лимана находилась Ольвия, также основанная Милетом в первой половине VI в. до н. э. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти. Освоение милетяпами Черного моря проходило постепенно. Сначала они укрепились на Мраморном море, затем на южном и юго-восточном побережье Черного моря и только потом уже перешли к колонизации западного, северного и северо-восточного берегов. Несомненно, что древние греки задолго до основания городов были знакомы с северными берегами Понта и местным севернопричерноморским населением, что отражено в греческих мифах и подтверждается отдельными археологическими находками, относящимися к более раннему времени. Сначала посещения греками Северного Причерноморья были нерегулярными, затем стали более частыми. Стали завязываться торговые связи греков с местным населением. Торговля часто сопровождалась грабежом и насилием. Греческие купцы-пираты, компенсируя себя за далекие и опасные путешествия по Черному морю, захватывали рабов и другие товары. Торговля с населением Северного Причерноморья привела к организации сезонных, а затем постоянных торговых факторий, или эмпориев, куда греческие купцы наезжали от времени до времени. Находки греческих предметов, особенно сосудов, VII в. до н.э. в различных местах Северного Причерноморья иллюстрируют упрочение торговых связей через такие фактории. При археологических раскопках в Керчи на горе Митридат 1945—1952 гг., например, найден ряд обломков расписной родосской керамики VII в. до н. э. Точно установлено, что такие эмпории были на острове Березани у Бугского лимана, на берегу Керченского пролива и в других местах. Каждая колония имела свое собственное государственное устройство, которое могло совпадать с устройством метрополии, по могло и отличаться от него. Население колонии теряло гражданство в метрополии. Например, гражданин Милета, выселившийся в милетскую колонию Ольвию, именовался уже не милстянином, а ольвиополитом. Колонии имели свои законы, свои суды, своих должностных лиц, чеканили свою монету, проводили свою внутреннюю и внешнюю политику, независимо от метрополии, т. е. они представляли собой самостоятельный город-государство, соответствующий древнегреческому понятию «полис». Связь между колониями и метрополией выражалась лишь в известных льготах, устанавливавшихся для торговых операций, а также в знаках внимания и помета, какие оказывала колония метрополии, в религиозных и культурных традициях. В случае необходимости колония обращалась за содействием к метрополии и, наоборот, метрополия обращалась к колонии, но это содействие, как правило, не носило принудительного характера. С самого своего возникновения греческие города Северного Причерноморья развивались в тесном взаимодействии с местными племенами и народностями. Новые археологические материалы показывают, что большинство греческих городов возникло на местах ранних поселений местных племен. Взаимоотношения местного населения с греками были то мирными, то враждебными. В период ранних связей мирные торговые отношения сопровождались вооруженными столкновениями, в период организации эмпориев греки были больше заинтересованы в мирных отношениях, а с момента устройства городов греки проводили и наступательную политику. Античные города захватывали рабов и территорию, однако сколько-нибудь значительных территорий, за исключением Боспорского государства, городам занять не удалось, и они были всегда тесно окружены местным населением, со стороны которого нередко подвергались нападениям. Поэтому города обносились оборонительными стенами с башнями. Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен. Боспорское царство. Крупным рабовладельческим государством в Северном Причерноморье было Боспорское царство с центром в Пантикапее - Боспоре (ныне Керчь). Оно возникло в V в. до н. э. и просуществовало до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Боспорское царство занимало территорию Керченского и Таманского полуостровов, простиралось до нижнего течения р. Дон. Восточная часть царства была густо заселена местными племенами, верхушка которых сливалась с греческим населением. В III в. до н.э. греческим населением Боспорского царства управляли «архонты Боспора и Феодосии», обладавшие наследственной властью. По отношению к местным племенам, которых греки называли скифами, правители Боспора выступали как цари. Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В конце II в. до н. э. (107 г. до н.э.) здесь произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии), восстание было подавлено. Сведения об этом событии сохранились на остатках триумфальной статуи иофанту, усмирителю восстания и избавителю Херсонеса от скифов. Восстание Савмака – первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны. В I в. до н. э. Причерноморье захватили римляне, включив Боспорское царство и большинство городов в состав Римской империи. Однако их положение существенно не изменилось. Римляне рассматривали эти территории лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических сношениях с необъятным «варварским» миром, который в это время всё больше тревожил границы приходившего в упадок великого римского государства. С образованием Византийской империи (IV в.) многие города-государства Северного Причерноморья входили в её состав или находились в зависимости от неё. Поэтому их общественное и политическое развитие проходило под непосредственным влиянием византийской общей и правовой культуры, но особенно - православной христианской религии и церкви. К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IY-Y вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов. Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации. Эпоха Великого переселения народов на территории России. Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления некоторые исследователи часто пользуются термином «этническая революция», который подчеркивает масштаб миграционных процессов в начале I тысячелетия нашей эры и их решающую роль в изменении этнополитической карты Евразии. В ходе глобальных перемещений людей, особенно кочевых народов, связанных с очередным длительным циклом(100 лет) засухи на просторах Великой азиатской степи, стирались и изменялись границы традиционного расселения многих народов. В итоге миграций и завоеваний рушились и создавались новые государственные объединения, смешивались разные этнические компоненты, возникали новые народы, этнические и субэтнические общности. Первая волна Великого переселения, коснувшаяся территорий Подонья и особенно Приазовья, была связана с германскими племенами готов. Во II - III вв. н.э. они двинулись через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг, из районов Скандинавии и Прибалтики, в Крым, Приазовье и Предкавказье, на Балканский полуостров. В сочинениях Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли тогда в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом. Под напором нашествия тюркских кочевых народов, в первую очередь гуннов и активизации славян в V веке готы были постепенно вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей. В постгунский период в VI - VIII веках военно-политическими лидерами на Евразийском континенте становятся тюркские племена — авары, болгары, торки, хазары. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях — особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. К последним миграционным волнам Великого переселения относятся и арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало так же и несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока, хотя рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько дополнительных волн исхода евреев с их прародины. К концу VIII века относятся так же и первые масштабные экспедиции скандинавских племён, норманнов(викингов) как в Западную, так и в Восточную Европу, в том числе на Русь, в Поволжье и Подонье. В IX веке на территории Хазарского каганата и в южнорусские степи вторглись мадьяры, затем печенеги, а в XI веке - половцы (кыпчаки). Таким образом, Великое переселение народов в начале I тысячелетии н.э., с IV по VII в.в. н. э., открыло «ворота» «восточно-азиатского степного коридора» огромным массам тюркоязычных кочевых племён. Это существенно изменило этнополитическую панораму Европы и Азии в период раннего и отчасти позднего средневековья, положило начало этногенезу многих современных народов и становлению новых империй и государств эпохи средневековья, нового и новейшего времён. Однако не все кочевые народы, проживавшие в степях Подонья и Приазовья, оставили свой глубокий культурный след в истории этих земель. Иногда историческая память сохраняла лишь страшные свидетельства их пребывания – разорённые и полностью уничтоженные поселения и городища. Побежденым народам они зачастую могли передать лишь новые военные технологии. |