Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 47. Социальное государство: понятие, признаки.

  • Вопрос 48. Историческая судьба государства и права.

  • Вопрос 49. Современные проблемы теории государства и права Вопрос 50. Социальные нормы в первобытных обществах и их отличия от норм права. Мононормы.

  • Вопрос 51. Современные социальные нормы: общее и особенное.

  • Вопрос 52. Соотношение права с другими социальными нормами.

  • тгп ответы. Вопрос Понятие теории государства и права


    Скачать 444.68 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие теории государства и права
    Дата30.05.2019
    Размер444.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп ответы.docx
    ТипДокументы
    #79579
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

    Вопрос 46. Формирование правового государства в современной России.

    Развитие и формирование правового государства напрямую зависит от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создаёт благоприятные условия для функционирования гражданского общества.

    Современное российское гражданское общество находится лишь на стадии развития, но вполне возможно, что "светлое будущее" уже не за горами.

    В масштабе всей России мы сегодня находимся на уровне осмысления его идей и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства. Нам необходимо:

    1. Отрешиться от идеологии нищих и бедных.

    2. Перестать рассматривать государство как благотворитель граждан, который в своей деятельности не имеет пределов.

    3. Преодолеть идеологию безусловного примата общественных интересов над интересами личности.

    4. Юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными.

    5. Преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти.

    6. Преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позволяющего рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе.

    7. Преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе.

    8. Преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня - особенно самого высокого - объявлять свою волю правом и законом.

    9. Покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения, для которого право, закон зачастую трактуются как категория, отражающая деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры.

    10. Нельзя не учитывать ее огромную территорию России, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание, как управляющих, так и управляемых.

    Нам необходима Россия демократическая, признающая власть права.
    Вопрос 47. Социальное государство: понятие, признаки.

    Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

    Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

    Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

    Среди признаков социального государства отметим следующие.

    1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

    Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

    К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

    2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

    Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

    Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

    3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

    Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

    4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.
    Вопрос 48. Историческая судьба государства и права.

    Существуют различные точки зрения относительно судьбы государства и права.

    Например, представители марксистско-ленинского учения проповедовали, что в будущем обществу будет не нужно государство и право. По этому учению считается, что государство и право существуют не вечно, было время, когда их не было и придет время, когда их не будет. Эти понятия рассматривались с классовой позиции. Некоторые ученые полагают и сейчас, что государство и право будут отмирать. В частности, люди перестанут совершать преступления и право будет не нужно. На мой взгляд это неправильная точка зрения, я придерживаюсь другой. Другие ученые считают, что государство и право будет эволюционировать в сторону построения правового государства.

    Основное направление деятельности государства — защита прав и свобод человека и гражданина.
    - формирование правового сознания человека
    - построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашения Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности
    - развитие правовой деятельности, складывающейся из правотворческой деятельности органе государственной власти, на правоприменительной деятельности правоохранительных органов и иных органов государства; отсюда формирование новой системы законодательства, которая бы отражала происходящие в обществе изменения основ жизнедеятельности, и проведение в жизнь правовых норм учетом индивидуальных особенностей ситуации.
    - развитие частного права.
    Вопрос 49. Современные проблемы теории государства и права
    Вопрос 50. Социальные нормы в первобытных обществах и их отличия от норм права. Мононормы.

    Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие.

    Виды социальных норм:

    – обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

    – религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

    – нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

    – мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;

    - табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.

    Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

    Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе.

    Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

    – источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

    – социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

    – социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

    – социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах. 

    Вопрос 51. Современные социальные нормы: общее и особенное.

    Всем социальным нормам присущи общие черты:

    1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

    2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

    3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

    4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

    5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

    6) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

    Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

    1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а нормы морали - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

    2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

    3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

    4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.;

    5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

    6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

    7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.

    Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:

    правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу;

    реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

    а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т.д.;

    б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;

    в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость", "недобросовестное отношение к служебным обязанностям" и др.

    Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

    Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает.

    Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

    Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.
    Вопрос 52. Соотношение права с другими социальными нормами.

    Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.

    Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

    Действие всех социальных норм направлено па обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

    1) тем, как они формируются - стихийно или сознательно:

    2) в какой форме существуют - в письменных источниках или в сознании людей;

    3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм - возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

    4) тем, какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

    Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью.

    Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. (Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило переходить улицу по сигналу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует.)

    Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.

    Например, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать се, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии, почти повсеместно сохраняется там до сих пор. 'эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (ст. 12, п. I). а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.

    Однако па практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

    Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, "приживаемости") в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов па действия, противоречащие этим стандартам.

    Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это заповеди: "возлюби ближнего своего, как самого себя", "не убий", "не укради"... Такие требования оставляют выбор, но пренебрежение ими признается грехом.

    Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной секте Аум Сиприкё.

    Нормы морали представляют собой правила поведения, сложившиеся па основе существовавших в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

    Если право оценивает поступки людей по принципу "можно - нельзя", то мораль делает это по принципу "хорошо - плохо". Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утверждающих принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, "чти отца своего и мать свою" и т.п.

    Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые, например принцип справедливости, означающий соразмерность наказания содеянному.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта