ФИЛОСОФИЯ ВСЕ ОТВЕТЫ (1). Вопрос Предмет и структура философии. Слово философия
Скачать 0.51 Mb.
|
Истина - это адекватное отражение объекта субъектом, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта познания. Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины», «заблуждение». Познание мира никогда не может быть абсолютно завершенным, оно постоянно совершенствуется, обогащаясь все новым и новым содержанием. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или другом конкретно-историческом этапе, есть неполным, неточным, в определенной степени односторонним, т.е. на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной. Относительная истина – это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углубляться, уточняться, меняясь на новые. Исторический процесс развития познания как раз в этом и состоит, что неполное, одностороннее знание заменяется более точным, всесторонним. Тем не менее относительность наших знаний, их незавершенность не означает, что в них отсутствует объективное содержание. В той мере, в которой картина мира определяется не волей и желанием субъекта, а реальным положением вещей, она есть объективной истиной. Абсолютная истина - это такое содержание знаний, которое тождественно своему предмету и которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием познания и практики. Абсолютность истины связана с ее объективностью. Поскольку истина объективна по смыслу, она одновременно является и абсолютной, но только в определенных границах. Как раз поэтому объективная истина не только абсолютна, но одновременно относительна, т.е. она абсолютна лишь в определенных границах, по отношению к ним. Сами же эти границы определяются уровнем исторического развития познавательной и практической деятельности субъекта. Следует отметить, что нет и быть не может в отдельности абсолютной истины и в отдельности относительной истины. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Каждая объективная истина является абсолютной лишь в определенных границах, относительно к конкретным условиям, переход к которым превращает истину в ее противоположность - заблуждение. Истина и заблуждение подобны всем логическим категориям, которые считаются полярными противоположностями, имеют абсолютное значение только в рамках чрезвычайно ограниченной сферы. Как только мы станем применять противоположность истины и заблуждения вне границ указанной сферы, эта противоположность становится относительной и, значит, неприемлемой для точного научного способа высказывания. Одним из основных принципов гносеологии является принцип конкретности истины, который предусматривает максимально полное и точное определениетех границ, в которых знание характеризуется объективной истинностью. Незнание этих границ или игнорирование их превращает наши знания из истины в заблуждение. Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воссоздается неадекватно. Это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оноимеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики, исторически обусловленным. В реальном процессе познания заблуждение, как и истина, есть его закономерный результат. Познание осуществляется через единство и борьбу полярных противоположностей - истины и заблуждения. Постоянное их сосуществование и взаимодействие имеют источником практику, поскольку именно она служит основой познания в целом, а значит, и его результатом. Это положение на первый взгляд противоречит иному фундаментальному положению современной материалистической гносеологии о практике как критерии истины. Казалось бы, истина и только она является продуктом выверенного практикой процесса познания. Заблуждение же, даже когда оно появляется в случае неразвития самого познания, имеет смысл сразу же определяться практикой и исключаться из дальнейшего функционирования в системе знаний. Тем не менее, в действительности все происходит по-иному. Когда речь идет о том, что то или иное знание подтверждается практикой, имеется ввиду, что деятельность, осуществляемая согласно данным знаниям, дала ожидаемый результат или что данное знание без противоречий объясняет все имеющиеся факты данной теории. Тем не менее вся сложность состоит в том, что заблуждение в этом плане может быть не менее "доказательней", чем истина. Истина, в самом деле, бесспорно, объясняет научные факты и, реализовываясь в действии, дает полезный эффект. Но это не означает, что справедливым будет и противоположное утверждение: из полезного эффекта непременно вытекает истинность того или иного положения. Заблуждение довольно часто тоже может давать и дает полезный эффект, в особенности, когда это не касается общественно-значимых целей и потребностей в их общеисторическом значении. Вопрос 34. Специфика социального и гуманитарного познания. Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д. Но единство всех форм и видов познания не исключает и определенных внутренних различий между ними, выражающихся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание в социально-гуманитарной сфере. Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются прежде всего спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. В общей форме процесс развития социально-гуманитарной системы можно представить состоящим из следующих стадий: а) формулировка цели; б) ее адаптация к средствам достижения; в) выделение альтернатив деятельности; в) их анализ; г) их оценка; д) выбор (принятие решения). Соответствие логики познания процессу развития социально-гуманитарной системы - непременное условие в успешном решении познавательных задач в сфере гуманитарных наук. В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного: 1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: -- собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без системы отношений и взаимовлияний невозможно. 2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей. 3. Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны. 4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда - дополнительные трудности социального познания. 5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно. Вопрос 35. Общество как саморазвивающаяся система. Общество –выделившееся из природы сложноорганизованное, открытое, динамичное саморазвивающееся системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, систему социальных взаимосвязей и взаимоотношений, определяемых территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. В широком смысле понимается как предмет социальной философии и социологии, как форма функционирования и развития социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов. В узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество). Источники саморазвития можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности˸ мира природы и вещей, независимых от воли и сознания человека (объективный мир, подчиняющийся физическим законам); мира общественного бытия (общественные связи и отношения, вещи и предметы, являющиеся продуктом человеческой деятельности, прежде всего, труда); мира человеческой субъективности (духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы). Первый источник находится в природных основаниях существования общества, во взаимосвязи общества и природы. Современный этап взаимосвязи общества и природы характеризуется понятием экологического кризиса, основной причинои̌ которого была установка на ʼʼпокорение природыʼʼ, игнорирование пределов её устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Необходимо то, что называют антропологической революцией, изменением сознания и поведения людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше. Второй источник связан с технологическими детерминантами развития общества, с ролью техники и процесса разделения труда в общественном устройстве. Характер и тип труда человека во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального общества, информационно-технического общества. Третий источник самоорганизации общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного духовного или светского идеала и связанных с ним системы ценностей, общественных норм поведения и взаимоотношения людей. В реальном общественном развитии нужно учитывать все источники саморазвития общества. Приоритет каждого из них определяется исходя из конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво и процесс разрешения данных противоречий подчинен определенной ритмике. Вопрос 36. Материализм и идеализм об историческом процессе. Вопрос 37. Проблема прогресса и его критериев в социально-философской мысли прошлого и настоящего. Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству. Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода «человек», характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества. Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил. Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой. Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам. Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно, и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о раз витии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Вопрос 38. Материальное производство - основа общественного развития. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Из всего многообразия общественных отношений (материальные, идеологические) определяющими являются материальные производственные отношения, т к они обладают большой устойчивостью. Они составляют необходимую сторону любого способа производства - это основная сфера общественной жизни, сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процесса жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством двух взаимосвязанных сторон (противоположностей): производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения - это отношение людей в процессе производства. Типы П О: 1) экономические - отношение людей в экономической сфере; 2) социальные - отношение людей в социальной сфере. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). Производительные силы - это совокупность факторов, необходимых для осуществления производственной деятельности. Главными элементами П С являются: 1) люди труда (живой труд); 2) средства труда - это орудия труда + вспомогательные материальные комплексы, которые обеспечивают их нормальное функционирование; 3) предметы труда (сырье); 4) Ср Тр + Пр Тр = Средства производства (овеществленный труд). Ведущей определяющей стороной в развитии способов производства служат ПС. Они являются содержанием Пр Пр, определяют характер ПО, ту экономическую форму, в которой осуществляется ПрПр. ПС - содержание ПрПр, а ПО - общественная форма. Развитие ПС обуславливает изменение ПО. (Например: история показывает, что перевороты в технике производства рано или поздно приводят к коренным сдвигам в общественной жизни). Производство может беспрепятственно развиваться лишь при условии, если ПО людей находятся в соответствии с характером ПС. Но соответствие между ними существует не всегда. Они развиваются не равномерно и изменяются не одновременно. ПС растут и изменяются непрерывно, а ПО (формы собственности) не изменяются так быстро и отстают от уровня развития ПС. Возникает противоречие закона соответствия ПС характеру и уровню ПО, что приводит к смене способа производства, следовательно к смене О Э Ф - качественная ступень развития общества, характеризуется СпП и надстройкой (представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения). Формации первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая Вопрос 39. Философские проблемы социальной сферы общества (экономика, политика, религия, мораль, искусство) Проблемами социального индивидуализированного человеческого бытия занимается социальная философия. Она затрагивает целый комплекс этих проблем, куда входят история, культура, бытие человеческой личности. Социальную философию интересуют следующие проблемные вопросы: 1) Что такое, собственно, есть ʼʼобщественная жизньʼʼ? 2) Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково его истинное назначение? 3) К чему стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? 4) Какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще? К какой области бытия относится общественная жизнь и каков ее подлинный смысл? 5) Каково отношение общественной жизни к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в базе жизни вообще? В случае если исходить из всего этого, то получается, что социальная философия есть такая отрасль философского знания, которая исследует предельные, онтологические основания всех сторон общественной жизни людей –истории, культуры, религии, политики права, экономики и т.д. Исходя из этого, нам теперь предстоит понять, что такое общество. Обществу исторически предшествовало ʼʼсообществоʼʼ, характерное для первобытных форм единения людей. Слово ʼʼсообществоʼʼ употребляется и применительно к животным. Сейчас данный термин употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины (научное сообщество, общество художников и т.д.). Но эти общества или сообщества являются составной частью общества. Человеческое общество - ϶ᴛᴏ высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество - ϶ᴛᴏ объективна реальность, форма существования бытия, самоорганизованная система деятельности и жизни людей. Понятие общества охватывает прошлые, настоящие и будущие поколения, ᴛ.ᴇ. все человечество в его истории и перспективе. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его базе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д. Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, фундаментальное значение имеет анализ его социальной структуры. Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях. Вопрос 40. Общественная идеология и общественная психология. Идеология и общественная психология связаны с духовной сферой жизни общества. Вся деятельность общества, социальные и экономические отношения, связаны с духовной деятельностью – функционированием и развитием общественного сознания. Общественное сознание – характеристика социально значимых теорий и взглядов людей. Общественное сознание отражает бытие людей. Общественное сознание – не сумма индивидуальных сознаний, а нечто типичное, общее, социально значимое. Общественное сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным. Общественное сознание разделяется на сознание обыденное, формирующееся у людей на основе опыта их жизни, и теоретическое, как знание об окружающей действительности на уровне сущности. Общественное сознание образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии. |