Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 41. Личность как субъект и объект общественной жизни.

  • Вопрос 42. Аксиология – учение о ценностях.

  • Вопрос 43

  • Политические

  • Религиозные

  • Вопрос 44. Свобода и необходимость: материальная и духовная.

  • Вопрос 45. Формационный и подход к познанию общественной жизни.

  • Вопрос 46. Цивилизационный подход к познанию общественной жизни.

  • Вопрос 47. Будущее человечества: перспективы, прогнозы. Философия космизма.

  • Логический аспект

  • ФИЛОСОФИЯ ВСЕ ОТВЕТЫ (1). Вопрос Предмет и структура философии. Слово философия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеВопрос Предмет и структура философии. Слово философия
    Дата19.06.2022
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ ВСЕ ОТВЕТЫ (1).docx
    ТипИсследование
    #604146
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Общественная психология – сложная сущность. Ее сферу составляют эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, причины, побуждения, слухи, мода. Они воздействуют на жизнедеятельность людей, так как, например, плохое настроение может снизить производительность труда и привести к прекращению какой-нибудь деятельности. Все общественно-психологические явления заразительны, неосознанно передаются от одних людей к другим. В общественной психологии отражаются все явления жизни, она реагирует на любые изменения. Общественное мнение является социально-психологическим явлением. Общественное мнение – суждение группы людей, в котором в форме одобрения или порицания выражается их отношение к действительности. Предметом общественного мнения может быть все, что вызывает общественный интерес. Будучи коллективным, оно способно не только отражать действительность, но и влиять на нее через конкретные действия людей, разделяющих данное мнение.

    Разные группы и общности имеют свою психологию. Каждый индивид является носителем одновременно разных психологий: семейной, территориальной, профессиональной, национальной и т.д. Общественная психология спаивает людей на основе чувства «мы», которое противоставляется понятию «они», которому приписываются отрицательные черты, что выливается в предубеждения, рознь, ненависть и так далее.

    Большое влияние на общественную психологию может оказать идеология, которая сама их этой психологии проистекает, так как вынуждена учитывать ее особенности. Идеология – система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. Действительность рассматривается через призму интересов той или иной социальной группы. В отличие от общественного мнения, где такая действительность выражена в форме переживания, здесь она составляет теоретическое знание и самоосознание группой своих интересов. Идеологи должны доказывать принципы своей деятельности, а потому вынуждены обосновывать интересы, которые преследуют. Все общественные явления оцениваются с точки зрения важности через их значимость для той или иной социальной группы. Идеология истинна, так как представляет реальность положения группы, но и ложна, потому что является искажением всего, что расходится с ее интересами. Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования из интересов, но одновременно и разъединяет их на почве различий интересов различных групп.

    Вопрос 41. Личность как субъект и объект общественной жизни.
    Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

    Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

    Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

    Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

    Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

    Вопрос 42. Аксиология – учение о ценностях.
    Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

    В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).

    Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.

    Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

    Вопрос 43. Классификация общественных и индивидуальных ценностей.
    Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

    Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

    Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, справедливость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

    Политические: права человека, свобода слова, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.
    Моральные:
    добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

    Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь.

    Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, эклектизм, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

    Вопрос 44. Свобода и необходимость: материальная и духовная.
    Философское понятие свободы не следует путать с обывательским представлением о свободе. Для обывателя быть свободным - значит действовать по произволу, удовлетворять любое желание. Возможна ли такая свобода? Допустим, человек, находящийся в знойной пустыне, пожелал немедленно искупаться в прохладном ручье. Это желание невыполнимо, потому что человек не считается с объективной необходимостью, с реальными условиями. 

    марксистское понимание свободы не сводит ее к одному лишь познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным - значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать эти решения в действительность.

    Достижение свободы для каждого и общества в целом требует выполнения следующих важнейших условий. Прежде всего создания мощной материально-технической базы. А это возможно, как указывается в решениях нашей партии, если только достижения научно-технического прогресса будут соединены с преимуществами социализма. Развитие производительных сил должно подняться до такого уровня, который максимально освободит человека от тяжелого, утомительного труда и от зависимости от природы. Это создаст условия для получения полноценного всестороннего образования и расцвета всех способностей каждого человека, что в свою очередь значительно увеличит возможности общества удовлетворять материальные и духовные потребности всех граждан. Вместе с тем будут открыты невиданные горизонты для дальнейшего творческого преобразования, совершенствования всей общественной жизни.

    Вопрос 45. Формационный и подход к познанию общественной жизни.

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
       Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)

    Вопрос 46. Цивилизационный подход к познанию общественной жизни.

    Понятие цивилизация. идея плюралистического - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. С цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

    Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
       Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
       С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. 
       Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. 
       Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.
       История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.
       При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

    Вопрос 47. Будущее человечества: перспективы, прогнозы. Философия космизма.
    Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическоесуществование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)

    В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологи- ческий, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

    Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов,причинно-следственныхсвязей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

    Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.

    Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.

    Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

    Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

    В русской философии центральной фигурой т.наз. русского религиозного космизма был Николай Федорович Федоров /1828-190З/. По мнению Федорова, философия должна радикально изменить свою ориентацию: она должна ориентировать человека на деятельность, преображение действительности. Философия вырабатывает план "общего дела": преобразования природы, общественных отношений и самого человека. В природе преобладают слепые и часто враждебные силы. Необходимо превратить вселенную в целесообразный, сознательный мир. 

    Сама природа ищет в человеке своего "хозяина", "космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом". Важная сторона "общего дела" - переустройство самого человека. Человек - далеко не совершенное существо, в связи с этим люди должны активно работать над преодолением своего несовершенства. Ведь у нас есть идеал человека – Бог или высший преображенный человек.

    Федоров убежден, что человек начнет новый этап развития мира. В работе "Философия общего дела" обсуждаются два вопроса: продовольственный и санитарный. Продовольственный в первом приближении решается через регуляцию метеорологических процессов и поисков новых источников энергии. Санитарный - как оздоровление всей Земли. С самого начала Федоров подчеркивает взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во Вселенной. Он обосновывает неизбежность выхода человечества в космос.

    Не обошли вниманием идеи космизма представители естественнонаучной мысли. Константин Эдуардович Циолковский /1857-1935/ различает земное и космическое существование человечества. Первое - "младенческое", включающее несовершенство, страдания, болезни, моральное зло и т.д. Циолковский разрабатывает общие принципы ʼʼнравственности неба и землиʼʼ. В первую очередь, крайне важно усовершенствовать человечество на Земле. Далее ʼʼсовершенноеʼʼ человечество с расширенным воспроизводством будет заселять своим ʼʼсобственным зрелым родомʼʼ другие планеты. В случае если на них будут встречены ʼʼнесовершенные задатки жизниʼʼ, то они должны быть уничтожены, подобно тому, как огородник уничтожает сорняки. Все космические цивилизации объединяется в одно целое.

    Владимир Иванович Вернандский /1803 – 1945/ считал, что в современную эпоху происходит переход от биосферы ( область Земли, охваченная ʼʼживым веществомʼʼ) к ноосфере ( это такая стадия развития биосферы, на которой жизнедеятельность человека приобретает планетарный характер). Переход к ноосфере обусловлен:

    • - распространением человека по всей планете и победой в борьбе с другими видами живых существ;

    • - развитием средств связи;

    • - созданием новых источников энергии;

    • - демократизацией государственного устройства;

    • - взрывом научного творчества в ХХ веке.

    Мотивы космизма прослеживаются в концепции этногенеза Льва Николаевича Гумилева /1908 - 1992/. Он говорит о том, что этносы подвержены воздействию “энергетических импульсов”, исходящих из космоса. Οʜᴎ вызывают “эффект пассионарности”, ᴛ.ᴇ. высшей активности, возникновению “пассионариев”, людей особого темперамента и дарований, которые становятся создателями новых этносов.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта