Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Происхождение христианства: история и мировоззрение

  • Православие.

  • Простенанизм

  • Вопрос 3. Разделение христианских церквей в 6 веке: причины и последствия

  • Вопрос 1. Вопрос Происхождение христианства история и мировоззрение


    Скачать 22.72 Kb.
    НазваниеВопрос Происхождение христианства история и мировоззрение
    Дата01.12.2021
    Размер22.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопрос 1.docx
    ТипДокументы
    #287661

    Вопрос 1. Происхождение христианства: история и мировоззрение. Христианство — это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Каждое из этих крупных направлений в свою очередь, подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Но все их объединяют общие исторические корни, определенные положения вероучения и культовые действия. В центре христианства находится образ богочеловека — Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Слово «Христос» — это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу из Назарета. Христос переводится с греческого как «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь —Божье царство. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «евангелие». Два из этих Евангелий — от Матфея и от Иоанна, приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других — от Марка и от Луки — ученикам учеников Иисуса Христа. Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточной части Римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Такой порядок летоисчисления был предложен в VI в. н. э. До этого все страны Средиземноморья вели летоисчисление со времени основания Рима. По этому летоисчислению рождение Иисуса Христа совершилось в 747 году от основания Рима. Христианскую версию о жизни, деятельности и учении Иисуса Христа мы узнаем из трех видов источников. Первый вид — это канонические книги Нового Завета. Они называются каноническими потому, что их текст был признан «богодухновенным» (то есть написанный под диктовку Бога) и утвержден на Трулльском соборе (692 г). Неканонические сочинения не считаются «богодухновенными», но и не отвергаются христианскими церквями. Это «Евангелие от Никодима», «Книги о Рождестве Девы Марии», «Книги Иосифа Плотника», и др». Третья категория христианских источников — это сочинения «отцов церкви» — раннехристианских мыслителей, защитников и пропагандистов христианского вероучения в первые два века его существования: Юстина Мученика, Иринея, Татиана, Тертуллиана, Климента и др. По вопросу о рождении сформировалось два мнения, связанные с мифологической и исторической школой в религиоведении. Представители мифологической школы утверждали, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Мифологическая школа была тесно связана с атеистическим учением и утверждая, что Христоса как исторически-реальной личности не было, ее представители тем самым стремились лишить реальных основ само христианство, превратить его в миф, в чисто человеческий продукт. Историческая школа, утверждая реальность Иисуса Христа, как бы создавала гарантии для реальности всего того, о чем говорится в Евангелиях. Мы не хотим вставать ни на ту, ни на другую точку зрения, поскольку проблема историчности образа Иисуса Христа принципиального значения для уяснения сути его учения не имеет. По нашему мнению, религиоведение может принять версию Нового Завета о сверхъестественном происхождении христианства и связанную с ней идею о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа. Но это будет признано как богословско-теологическая позиция, которая не претендует быть научной. Мы же, учитывая и уважая данную позицию, стремимся дать научное объяснение возникновению христианства. И в это объяснение вполне укладывается версия, что некогда в 1 в. н. э. существовал великий проповедник Иисус, который сформировал свое вероучение и создал общину своих последователей, которая позднее разрослась до рамок мировой религии. Задача научного религиоведения реконструировать этот процесс, постараться дать объяснение, привести факты, почему учение именно этого пророка переросло рамки отдельного города, региона и захватило своим влиянием весь мир.

    Вопрос 2. Происхождение христианства: история и мировоззрение

    Направления христианства. Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа. После гибели под натиском турок - османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

    Православие. В I тысячелетии православными называли себя и восточные, и западные христиане. После раскола 1054 года наименование «православная» закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства (так, православие со времени первых семи Вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось ни от одного из них, как это произошло в протестантизме). Православное вероучение базируется на Священном Писании (Библия) и Священном Предании. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, — от исхода Святого Духа, о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии в православии не признаются. Считается, что они противоречат Священному Писанию и Священному Преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 года, но введены праздники, не отмечаемые католиками. Приобщение к православной церкви происходит через крещение. Младенцев крестят путем троекратного погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. В настоящее время существует 15 автокефальных церквей: Константинопольская (Вселенская), Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская — от Константинопольской и т. д. Большинство православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенная: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана имеют право жениться, вторые дают обет безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположены только монашествующие священники. Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято — считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми, звуками. Важной частью православного культа являются посты — многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.

    Католицизм. К числу приверженцев католицизма причисляет себя примерно четверть населения планеты. Особенно много католиков в странах Западной Европы, в государствах Прибалтики, в западных областях Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке. На протяжении веков католицизм был господствующей идеологией в странах Запада. Высшее католическое духовенство нередко подчиняло себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство и добилось значительного политического влияния в мире. Все церковные структуры находятся в ведомстве Ватикана. Глава католической церкви пана римский (первосвященник) почитается как истинный наместник Иисуса Христа на земле. Эти положения, сформулированные еще на рубеже XII-XIII вв., были утверждены Ватиканским собором в 1869-70 гг. Тогда же был провозглашен догмат о непогрешимости папы. Папа избирается пожизненно собранием кардиналов. Его послания признаются частью Священного Предания, что способствует возвышению папства и позволяет церкви оперативно реагировать на перемены в общественной и политической жизни. Папа руководит церковными организациями посредством центрального административного аппарата. При папе существует также совещательный орган — Священный синод, созываемый один раз в три года. К ним относится обязательное безбрачие духовенства — целибат, причащение духовенства хлебом и вином, а мирян — одним хлебом и др. Выход из духовного звания запрещен. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается, как правило, епископом, причем не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет. Для причащения используют пресный, а не квасной (как у православных) хлеб. Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов виновен в прелюбодеянии. Католики признают догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших, проходя через тяжелые испытания, очищаются от неискупленных при жизни грехов. Считается, что священник может сократить срок пребывания грешника в чистилище, вознося за него молитвы. К отличительным чертам католицизма относится также почитание различных реликвий, многочисленные культы мучеников, блаженных и святых и экзальтированное почитание Мадонны (Богоматери). В 1854 году католическая церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 году — догмат о ее телесном вознесении, в соответствии с которым Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В богослужении используется, кроме пения, также инструментальная музыка, прежде всего орган. До недавнего времени богослужение могло совершаться только на одном из «мертвых» языков — латинском, древнегреческом или древнееврейском (практически это всегда был латинский). Второй Ватиканский собор (1962-05 гг.) разрешил службу и на современных национальных языках. К числу праздников, отсутствующих в православии, относятся дни «Тела христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия Девы Марин» и др. Начиная с IV века в Западной церкви устанавливается особый порядок отпущения грехов. Первоначально церковные наказания состояли в публичном покаянии и временном исключении из общины — как правило, на год. С конца VII века клирики стали определять наказание при помощи т. н. исповедных книг, содержащих таблицы замен церковных наказаний (например, поста — его денежным эквивалентом). В XIII веке право полного прощения грехов, наиболее выгодное в коммерческом плане, становится прерогативой папы; взимание «платы за грех» превращается в разновидность налога. Стараниями философов-схоластов было создано учение о «сокровищнице переизбыточествующей благодати», согласно которому деяния Христа, Богоматери и святых подвиги благочестивых христиан создают «запас» благодати, находящийся в распоряжении церкви и позволяющий ей отпускать грехи достойным

    Простенанизм- одно из основных направлений в христианстве, возникшее в XVI веке в ходе Реформации. Происхождение термина относится к событиям 1529 года, когда на рейхстаге Священной Римской империи, проходившем в германском городе Шпайер, было предложено отменить решение предыдущего рейхстага (1526 год, также в городе Шпайер) о праве князей и имперских городов до созыва общегерманского собора самостоятельно выбирать вероисповедание на своей территории. Сторонники Реформации, не согласившиеся с этим предложением и покинувшие заседание, предварительно составив протестный документ, стали называться протестантами. Впоследствии термин стал применяться ко всем приверженцам учений, появившихся в результате Реформации. Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не представлял собой, в отличие от католицизма и православия, единого целого. К крупнейшим направлениям протестантизма относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом. С ними связаны другие самостоятельные конфессии, отличающиеся друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, пятидесятники, квакеры, Новоапостольская церковь и другие, Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение) и другие деноминации, генетически связанные с протестантизм, но в своём идейном развитии далеко вышедшие за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

    Вопрос 3. Разделение христианских церквей в 6 веке: причины и последствия.

    965 лет назад представители Римской католической церкви предали анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. В ответ на это глава Православной церкви совершил аналогичный шаг в отношении папских легатов. Эти события принято считать поворотным моментом в процессе раскола христианского мира. Впоследствии было предпринято несколько попыток восстановить единство церкви, но все они завершились провалом. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты, однако религиозные структуры и по сей день далеки от слияния. По словам экспертов, церковный раскол стал одной из причин, по которым западная и восточная части Европы пошли разными путями в своём развитии. Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц – Рима и Константинополя. Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года в грубой власянице – одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией. В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха. С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры. В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока. Михаил готов был примириться с любыми расхождениями, но в одном вопросе его позиция оставалась непримиримой: он не желал признавать Римскую кафедру выше Константинопольской. Согласиться на такое равенство римский епископ не хотел. Весной 1054 года в Константинополь прибывает посольство из Рима во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Цель визита была обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с патриархом, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон, не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов. Они продолжали действовать с прежним дерзновением, желая проучить непослушного патриарха. 15 июля 1054 года во время богослужения в Софийском соборе они обратились с проповедью к народу, жалуясь на упорство патриарха. Окончив речь, кардинал Гумберт положил на главный престол собора акт отлучения патриарха и его приверженцев. Выйдя из храма, папские послы отрясли прах со своих ног и воскликнули: «Пусть видит и судит Бог». Храм был переполнен людьми, но все настолько были поражены увиденным, что стояла гробовая тишина. Акт передали патриарху. Прочитав документ, Михаил распорядился огласить его. Послышались крики возмущения. Народ поддержал своего патриарха. В Константинополе поднялся мятеж, который чуть не стоил жизни как папским послам, так и самому императору. 20 июля 1054 года патриарх Михаил созвал Собор, на котором была произнесена встречная анафема. Деяния Собора были разосланы всем восточным патриархам. Так начался великий раскол. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Окончательное же разделение между Востоком и Западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году.


    написать администратору сайта