Главная страница
Навигация по странице:

  • КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ К. ПОППЕРА

  • КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И. ЛАКАТОСА

  • КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ НАУКИ Т. КУНА

  • «АНАРХИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ» П. ФЕЙЕРАБЕНДА

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • Приведите 2-3 примера гештальт-переключения по Куну и подумайте, почему именно эти объекты располагаются в одном изображении

  • Функции науки. Задание1_СкурыгинаЮА_3151з.. Вопрос Развитие философии науки во второй половине xx века


    Скачать 25.51 Kb.
    НазваниеВопрос Развитие философии науки во второй половине xx века
    АнкорФункции науки
    Дата10.06.2022
    Размер25.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание1_СкурыгинаЮА_3151з..docx
    ТипДокументы
    #583806

    Вопрос 5. Развитие философии науки во второй половине XX века
    В многообразии постпозитивистских концепций западной философии науки наиболее интересными и влиятельными являются критический рационализм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция исторической динамики науки Т. Куна, «анархистская эпистемология» П. Фейерабенда.
    КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ К. ПОППЕРА

    К. Поппер (1902–1994) начиная с 30-х годов XX века был в оппозиции к неопозитивизму. К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он особо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных. Законы науки всегда относятся к широкому классу явлений, который в опыте не дан целиком. Индуктивное обобщение, основанное на неполной индукции, не гарантирует достоверности обобщающих положений. Даже если это обобщение постоянно подтверждается опытом, нет гарантии, что оно не будет опровергнуто. Классическим примером тому является индуктивное обобщение «Все лебеди белые», которое было опровергнуто открытием чёрных лебедей.

    Индуктивизм являлся своеобразной, неявной опорой для неопозитивистской концепции редукционизма и принципа верификации. Принцип верификации обеспечивал различение научных и вненаучных высказываний, проводил границу между наукой и метафизикой. Поппер проблему демаркации науки и вненаучных высказываний считал важной. Он отмечал, что можно найти подтверждения наблюдениями и фантастическим гипотезам, которые впоследствии оказываются ложными.

    Идеи фальсификационизма Поппер связывал с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука изучает реальный мир и стремится получить истинное описание мира. Но сразу и окончательно такое знание получить невозможно, путь к нему лежит через выдвижение гипотез, построение теорий, нахождение их опровержений, движения к новым теориям. Модель развития научного знания Поппер изображает следующим образом: P1 O → ТТ → ЕЕ → Р2 О, где P1 O — исходная проблема, ТТ — её предположительное решение — гипотеза, или «пробная теория», ЕЕ — устранение ошибок путём критики и экспериментальных проверок и Р2 О — новая проблема.

    Регулятивной идеей поиска истины, согласно этой схеме, является сознательная критика выдвигаемых гипотез, обнаружение и устранение ошибок и постановка новых проблем.

    Процесс роста знания Поппер включает в более широкий контекст взаимодействия человеческого сознания и мира. Он рассматривает три слоя реальности (три мира), взаимодействие которых определяет развитие науки.

    1. Первый мир — это мир физических сущностей.

    2. Второй мир — духовные состояния человека, включающие его сознательное и бессознательное.

    3. Третий мир — это мир «продуктов человеческого духа», который включает в себя средства познания, научные теории, научные проблемы, предания, объяснительные мифы, произведения искусства, и так далее.

    Порождение новых идей, гипотез и теорий является результатом взаимодействия всех трёх миров.

    Поппер зафиксировал решительный разрыв с позитивистской традицией, обозначил проблематику социокультурной обусловленности научного познания и поворот от логики науки к анализу её исторического развития.

    Обнаружение эмпирических фактов, противоречащих выводам теории, согласно Попперу, является её фальсификацией, а фальсифицированная теория должна быть отброшена. Но, как показывает история науки, в этом случае теория не отбрасывается, особенно если это фундаментальная теория. Эта устойчивость фундаментальных теорий по отношению к отдельным фактам-фальсификаторам была учтена в концепции исследовательских программ, развитой И. Лакатосом.
    КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И. ЛАКАТОСА

    И. Лакатос (1922–1974) был последователем К. Поппера. На начальном этапе своего творчества он основное внимание уделял анализу развития математики. Он показал на конкретном историческом материале, что в математике процесс становления новых теорий осуществляется через доказательство и опровержение. В первой его работе «Доказательства и опровержения» была представлена интересная историческая реконструкция процесса доказательства теоремы об отношениях числа рёбер, вершин и сторон многогранников. Лакатос шаг за шагом прослеживал, как опровергающие положения приводили к развитию содержания теории и превращению опровергающих контрпримеров в примеры, подтверждающие теорию.

    Идея развития теории в процессе её фальсификации была обобщена на втором этапе творчества И. Лакатоса в его методологии исследовательских программ. В этой концепции, которую сам Лакатос именовал «усовершенствованным фальсификационизмом», развитие науки представлено как соперничество исследовательских программ, то есть концептуальных систем, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений.

    Развитие науки, согласно Лакатосу, осуществляется как конкуренция исследовательских программ. Из двух конкурирующих программ побеждает та, которая обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», то есть увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла её соперница. Но та исследовательская программа, которая перестаёт предсказывать факты, не справляется с появлением новых фактов, не может объяснить их, вырождается.

    Под исследовательской программой И. Лакатос понимал конкретную теорию типа теории А. Зоммерфельда для атома. Он говорил также о декартовой и ньютоновой метафизике как двух альтернативных программах построения механики, наконец, писал о науке в целом как о глобальной исследовательской программе.
    КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ НАУКИ Т. КУНА

    Важный вклад в разработку проблематики исторического развития науки внёс Т. Кун (1922–1996) своей концепцией научных революций. Он успешно соединял в своей деятельности анализ проблем философии науки с исследованиями истории науки. Кун обратил особое внимание на те этапы этой истории, когда кардинально изменялись стратегии научного исследования, формировались радикально новые фундаментальные концепции, новые представления об изучаемой реальности, новые методы и образцы исследовательской деятельности. Эти этапы обозначаются как научные революции. Их Кун противопоставил «нормальной науке», а само историческое развитие научного знания представил как поэтапное чередование периодов нормальной науки и научных революций.

    Ключевым понятием, позволившим различить и описать эти периоды, стало введённое Куном понятие парадигмы. Оно обозначало некоторую систему фундаментальных знаний и образцов деятельности, получивших признание научного сообщества и целенаправляющих исследования. Понятие парадигмы включало в анализ исторической динамики науки не только собственно методологические и эпистемологические характеристики роста научного знания, но и учёт социальных аспектов научной деятельности, выраженных в функционировании научных сообществ.

    Именно парадигма, согласно Куну, объединяет учёных в сообщество и ориентирует их на постановку и решение конкретных исследовательских задач. Цель нормальной науки заключается в решении таких задач, в открытии новых фактов и порождении теоретических знаний, которые углубляют и конкретизируют парадигму. Смена парадигмы означает научную революцию. Она вводит новую парадигму и по-новому организует научное сообщество.

    Кун проанализировал структуру парадигмы. Он выделил следующие компоненты: «символические обобщения» (математические формулировки законов), «образцы» (способы решения конкретных задач), «метафизические части парадигмы» и ценности («ценностные установки науки»). Главное в парадигме, подчёркивал Кун, — это образцы исследовательской деятельности, ориентируясь на которые учёный решает конкретные задачи. Через образцы он усваивает приёмы и методы деятельности, обеспечивающие успешные решения задач. Эмпирические факты, не находящие своего объяснения Кун называет аномалиями.

    Переход от старой парадигмы к новой Кун описывает как психологический акт смены гештальтов, как гештальт-переключение. Он иллюстрирует этот акт описанными в психологии феноменами смены точки зрения, когда на картинке одно и то же изображение можно увидеть по-разному.

    Парадигмы, согласно Куну, несоизмеримы. Они заставляют по-разному видеть предмет исследования, заставляют говорить учёных, принявших ту или иную парадигму, на разных языках об одних и тех же явлениях, определяют разные методы и образцы решения задач. Поэтому, согласно Куну, наука — это процесс дискретный, связанный с этапами революций как перерывов в постепенном, «нормальном» накоплении новых знаний.

    Т. Кун обратил внимание на новые аспекты проблематики научных традиций и преемственности знаний. В эпохи научных революций, когда меняется стратегия исследований, происходит ломка традиций.
    «АНАРХИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ» П. ФЕЙЕРАБЕНДА

    П. Фейерабенд (1924–1994) дал свою довольно экстравагантную версию проблемы научного открытия. Прежде всего он подчёркивал, что имеющийся в распоряжении учёного эмпирический и теоретический материал всегда несёт на себе печать истории своего возникновения. Факты не отделены от доминирующей на том или ином этапе научной идеологии, они всегда теоретически нагружены.

    По мнению Фейерабенда, кумулятивистская модель развития науки, основанная на идее накопления истинного знания, не соответствует реальной истории науки, а представляет собой своего рода методологический предрассудок. Старые теории нельзя логически вывести из новых, а прежние теоретические термины и их смыслы не могут быть логически получены из терминов новой теории. Смысл и значение теоретических терминов определяются всеми их связями в системе теории, а поэтому их нельзя отделить от прежнего теоретического целого и вывести из нового целого.

    Фейерабенд сосредоточил внимание на идее размножения теорий, вводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Он сформулировал эту идею как принцип пролиферации (размножения). Согласно этому принципу, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. При этом новые теории, по мнению Фейерабенда, несоизмеримы со старыми. Они конкурируют, и через их взаимную критику осуществляется развитие науки. Принцип несоизмеримости, утверждающий, что невозможно сравнение теорий, рассматривается в самом радикальном варианте как невозможность требовать от теории, чтобы она удовлетворяла ранее принятым методологическим стандартам.

    Фейерабенд подмечает важную особенность исторического развития науки: то, что в процессе такого развития не только возникают новые понятия, теоретические идеи и факты, но и могут изменяться идеалы и нормы исследования. Им была обозначена очень важная проблема философии науки, которую игнорировал позитивизм, — проблема исторического изменения научной рациональности, идеалов и норм научного исследования.

    Фейерабенд отмечает, что всякая методология имеет свои пределы. Но отсюда он неправомерно заключает, что в научном исследовании допустимо всё, что «существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах… Это принцип — всё дозволено». Тогда исчезает граница между наукой и шарлатанством, между доказанными и обоснованными научными знаниями и любыми абсурдными фантазиями.

    Свою позицию Фейерабенд именует эпистемологическим анархизмом. Эта позиция приводит к отождествлению науки и любых форм иррационального верования. Между наукой, религией и мифом, по мнению Фейерабенда, нет никакой разницы. В подтверждение своей позиции он ссылается на жёсткую защиту учёными принятой парадигмы, сравнивая их с фанатичными адептами религии и мифа. Но при этом почему-то игнорирует то обстоятельство, что, в отличие от религии и мифа, наука самой системой своих идеалов и норм ориентирует исследователей не на вечную консервацию выработанных ранее идей, а на их развитие, что она допускает возможность пересмотра даже самых фундаментальных понятий и принципов под давлением новых фактов и обнаруживающихся противоречий в теориях.

    Фейерабенд ссылается на акции убеждения и пропаганду учёными своих открытий как на способ, обеспечивающий принятие этих открытий обществом. И в этом он тоже видит сходство науки и мифа.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    1. Индуктивное обобщение, основанное на неполной индукции, не гарантирует достоверности обобщающих положений. Классическим примером тому является индуктивное обобщение «Все лебеди белые», которое было опровергнуто открытием чёрных лебедей. Приведите 2-3 примера индуктивного обобщения, основанного на неполной индукции.


    2. Приведите 2-3 примера гештальт-переключения по Куну и подумайте, почему именно эти объекты располагаются в одном изображении?

    3. Почему, по мнению Фейерабенда, кумулятивистская модель развития науки не соответствует реальной истории науки, а представляет собой своего рода методологический предрассудок?


    написать администратору сайта