Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания для самостоятельной работы

  • 3. Почему педагог придавал особое значение путешествиям в природу для детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Вопросы для обсуждения


    Скачать 29.35 Kb.
    НазваниеВопросы для обсуждения
    Дата14.01.2019
    Размер29.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPZ_7.docx
    ТипБиография
    #63723

    Вопросы для обсуждения:

    1. Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского.

    Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается от биографий многих его сверстников и современников.
    В.А. Сухомлинский - педагог, полностью сформировавшийся в условиях советской действительности - ему не пришлось, как известным советским педагогам старшего поколения, перестраивать свое мировоззрение. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность.
    Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку.
    Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт.
    С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А. Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938 году.
    Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим РАЙНО.
    Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
    Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.
    За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.
    Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.
    2. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

    В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

    Василий Александрович Сухомлинский, директор павлышской средней школы, — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

    Педагогика как и всякая наука преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов четко прослеживается линия гуманного отношения к детям. Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у Сухомлинского В.А. явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.

    Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского В.А. была любовь к ребенку. Именно величайшая гуманистичность педагогики Сухомлинского В.А. привлекла к нему не слабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках.

    Определяющее значение придает Сухомлинский В.А. системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств.

    3.Гуманистическая направленность нравственного, трудового, эстетического воспитания детей в теории и практике В.А. Сухомлинского.

    Основной задачей воспитания В.А.Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без которого он не мыслил воспитания нравственного человека. С первых дней работы «Школы радости» он «стремился к тому, чтобы воспитанник переживал радость, горе, печаль, невзгоды человека... Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей - важная задача советской школы. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, что горе другого человека становится его личным горем. Как прогрессивные гуманисты прошлого, В.А.Сухомлинский утверждал, что умение сопереживать другим живым существам формирует у ребенка широкое понимание мира, благодаря чему, появляется возможность выхода за пределы своего «Я». Для этого необходимо использовать практические и теоретические занятия: уход за деревом, цветком, выкармливание птенца, а также прослушивание соответствующих рассказов, стихов, их анализ, написание собственных произведений и т.п.
    В.А.Сухомлинский воспитывал гуманность, не только формируя у детей бережное отношение к природе, но и гуманные отношения между воспитателями и воспитанниками. Гуманность не формируется, писал он, какими-то специальными приемами.
    Задания для самостоятельной работы:

    1. Подготовьтесь к обсуждению книги В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям".

    2. Обоснуйте, с точки зрения В.А. Сухомлинского, значение нравственно-эстетического воспитания в формировании личности.

    Основы формирования духовного развития личности в процессе нравственно - эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте.

    Итак, в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

    Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века такими педагогами, как Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. С. Макаренко и, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского .

    Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского является актуальной для современной педагогики, т.к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

    Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания младших школьников становится все более актуальной.

    Таким образом, школа – основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. То есть школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества – трудолюбие, терпимое отношение к окружающим, уважение к старшим, долг перед Родиной, преданность, честность, совесть, правдивость и др. А также школа в процессе нравственного воспитания младшего школьника призвана формировать у него моральное сознание, которое диктует ему как себя вести в той или иной ситуации. Считается, что в человеке с детских лет нужно вырабатывать умение управлять своими чувствами, подавлять дурные страсти и подчинять свои действия и поступки разуму.

    Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Он должен научить ребенка с детства любить жизнь, окружающий мир, уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления.

    Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Специфической его особенностью следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Значит, задача учителя начальных классов – воспитание нравственно - эстетического человека через реализацию идей В.А. Сухомлинского.

    3. Почему педагог придавал особое значение путешествиям в природу для детей дошкольного и младшего школьного возраста?

     В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

    Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
    4. Объясните педагогическое значение сказки в процессе обучения и воспитания детей.

    В. А. Сухомлинский отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. Он считал, что сказка неотделима от красоты и именно благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости и запоминаются, благодаря ярким сказочным образом [5]. Во многих своих книгах В. А. Сухомлинский подчеркивал пользу сказкотворчества и считал, что без сказки невозможно представить интеллектуальные
взаимоотношения между детьми, кроме этого, по его мнению, без увлечения сказкой
не может быть коллективного переживания, а без сказкотворчества ребенку недоступна радость, одухотворенная мыслью. Задолго до появления метода «сказкотерапия» Василий Александрович проводил прямую связь между сказкотворчеством и здоровьем ребенка: «Читатель может спросить: почему на страницах, посвященных здоровью, речь идет о сказке, о фантастических
образах, о детском творчестве? Потому, что это детская
радость, а без радости невозможна гармония здорового
тела и здорового духа… Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье
ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества». [4]

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Угринчук О. Н. Использование потенциала сказки в педагогике В. А. Сухомлинского // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 179-181. — URL https://moluch.ru/archive/212/51742/ (дата обращения: 17.12.2018).

    5. Охарактеризуйте общие и отличительные черты в педагогических системах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.


    написать администратору сайта