Теккерей. Вопросы для обсуждения
Скачать 17.72 Kb.
|
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ У. ТЕККЕРЕЙ. «ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ. (Vanity Fair) Роман без героя». ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Психологический портрет У. Теккерея в научном осмыслении В.С. Вахрушева. 2. Каковы смысл и художественная функция образа «Ярмарки Тщеславия» в романе? (обратите внимание на смысл заглавия, подзаголовка, финальной фразы; на описание Ярмарки Тщеславия в предисловии; на отношение Ярмарки Тщеславия к различным жизненным ценностям в гл. VIII, IX, XI, XII, XIV, XVII, XVIII и др.). Каким образом перечисленные ниже элементы способствуют реализации являющегося основополагающим принципа игры в романе? - рамочная конструкция; - роман как театральное представление; - автор как Кукловод; роль «предуведомления», «пролога»; - театральные подмостки для героев-марионеток (маски, мизансцены, речь персонажей-кукол, авторские реплики). «Ярмарка Тщеславия» это жизненное или «условное» пространство («пространство бытия» или «художественное пространство»)? Какому из них принадлежит Кукольник? 3. Проанализируйте систему персонажей романа. 1) Герои – участники или персонажи на Ярмарке Тщеславия? Кто из них «живет»/ «играет» не по правилам Ярмарки Тщеславия? 2) Кто из персонажей (по словам повествователя) является главным героем романа? Изменяется ли кто-нибудь из героев на протяжении романа? если да, то кто и как? 3) Рассмотрите точку зрения повествователя на различных персонажей. С ней совпадает точка зрения кого-либо из героев? Если да, то какого? 4. Выделите образы, сцены, ситуации, в которых явлен в романе мотив «театра»/ «игры»/ «ярмарки». Какова его художественная функция? 5. Определите соотношение между «автором», «повествователем» и «Кукольником» в романе (кто из них организует условное, «театральное» пространство «Ярмарки Тщеславия», кто берет на себя организацию «пространства рассказывания» и обращений к «читателю», кто организует роман как «художественное целое»?). Определите форму выражения ценностной позиции каждого из них. Кому принадлежат в тексте «прямая оценка» и «ирония»? Как выражается «ирония» в романе? 6. Как определяет повествователь художественную функцию смеха? В чем его отличие от смеха Ребекки Шарп? 7. Выделите случаи внутритекстового («метаописательного») обсуждения в романе художественных проблем «содержания» и «стиля», случаи обращения к «читателю». Рассмотрите различные «образы читателя» в романе. Чем они отличаются и какова их художественная функция? Кто из них является/ не является участником Ярмарки Тщеславия? 8. Определите жанровое своеобразие романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». 9. Каков вклад В.С. Вахрушева в изучение творческого наследия У. Теккерея в целом и поэтики романа «Ярмарка тщеславия» в частности? 10. Экранизации романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». 1) Посмотрите спектакль «Ярмарка тщеславия» (1976) в постановке И. В. Ильинского и В.И. Цыганкова. - Насколько, на ваш взгляд, удачно в этой постановке переданы характеры главных действующих лиц? - Есть ли в этой версии экранизации отступления от сюжета книги и обрисовки центральных героев? 2) Ознакомьтесь с экранизацией романа «Ярмарка тщеславия» 2018 года (реж. Джеймс Стронг, Джонатан Энтсвистл). - Каким предстает в данном фильме образ Ярмарки тщеславия? 3) Ознакомьтесь с экранизацией романа «Ярмарка тщеславия» 2004 года На каких чертах Бекки Шарп сделан в ней акцент? Как в данной экранизации передается дух эпохи и национальный колорит англичан? ЛИТЕРАТУРА: Теккерей У. Ярмарка тщеславия (любое издание). 1. Вахрушев В.С. Концепция игры у Теккерея // Филологические науки – 1984 – № 3. 2. Экклезиаст («Книга Экклезиаста») // Библия (любое издание) 3. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. 4. Теккерей в воспоминаниях современников (сб.). 5. Форстер М. Записки викторианского джентльмена. |