Главная страница
Навигация по странице:

  • Как основные события, идеи эпохи отразились в фольклоре, литературе изучаемого периода

  • О чем рассказывает «Домострой»

  • Слово «домострой» появилось в русском языке как калька с греческого «экономика».

  • Первый «Домострой» был составлен в Новгороде

  • Чем шатровые храмы отличались от крестово-купольных Шатровые храмы

  • Крестово-купольный тип

  • тема 4. Вопросы для повторения и закрепления материала


    Скачать 48.77 Kb.
    НазваниеВопросы для повторения и закрепления материала
    Дата20.05.2022
    Размер48.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема 4.docx
    ТипДокументы
    #540981

    Вопросы для повторения и закрепления материала

    1. Как образование единого государства повлияло на развитие культуры и быта конца XV – XVI в.

    Образование единого Русского государства, его продвижение на пути централизации оказало существенное влияние на культурное развитие страны. Начались процессы преодоления культурной замкнутости, формирования общерусской национальной культуры. Культура превратилась в мощное орудие борьбы за торжество нового государственного порядка, упрочение власти самодержца и рост авторитета церкви.

    Вторую половину XIV - начало XV в. на Руси нередко называют "золотым веком" живописи. Иконопись этого периода отличается высокой духовностью и одновременно необыкновенной человечностью. Создавая священные образы, древнерусские иконописцы поднимались до высот философских, мировоззренческих. Существовавшие в это время русские иконописные школы отражали особенности различных земель. С этими школами связаны имена многих выдающихся живописцев.

    Феофан Грек приехал на Русь из Византии в 1370-е гг., работал сначала в Новгороде, затем в Москве. Книжник Епифаний Премудрый величал Феофана "преславным мудрецом", улавливая необычайную монументальность и величавость фресок художника. Феофана Грека отличает смелая манера письма и виртуозность исполнения.

    Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360- 1430), монаха Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В начале XV столетия он вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире и иконами Троицкого собора в Троицком монастыре. Им была написана знаменитая "Троица". Персонажи Рублева человечнее, мягче, умиротвореннее, чем у Феофана. В "Троице" великого мастера дан обобщенный идеал нравственной чистоты и совершенства. Вместе с тем работы Рублева глубоко историчны, в них отражены время мастера, мечта о мире, гармонии, красоте в эпоху бесконечных междоусобиц и вражеских набегов.

    Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (ок. 1440- 1502). Современники называли его художником, "пресловущим паче всех" (т.е. самым известным). Работам Дионисия - иконы Успенского собора Кремля и росписи в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - свойственны утонченный рисунок, мягкий, нежный колорит. Фрески проникнуты настроениями светлой радости и праздничности.

    В основе развития русского искусства, особенно зодчества, лежало национальное художественное наследие прошлого. Московские строители выступали преемниками архитектуры Владими-ро-Суздальской Руси. И первый не дошедший до нас Успенский собор в Кремле (1325 г.), и храм Успения на Городке в Звенигороде (самый ранний из сохранившихся в Московской области каменных храмов), и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря устойчиво и сознательно ориентированы на домонгольскую архитектуру Северо-Восточной Руси.

    Но искусство не оставалось неизменным. Новые задачи побуждали к созданию монументальных, величественных памятников, призванных прославить могущество Московского царства и его правителей. Особое внимание обращалось на украшение и укрепление Москвы, архитектурный облик которой должен был соответствовать ее роли. Дубовые стены города времен Ивана Калиты заменили белокаменными при Дмитрии Донском. С 1485 г. приступили к строительству сохранившихся до наших дней кирпичных стен и башен.

    Перестройка Московского Кремля началась с возведения нового Успенского собора, он заменил обветшалый прежний. Первоначально строительством руководил митрополит, который стремился отстранить от участия в нем великого князя. В этом находили выражение противоречия между светской и церковной аластью, последняя выражала недовольство вмешательством Ивана III в ее дела. Но землетрясение разрушило стены недостроенного собора. Великий князь воспользовался этим обстоятельством и взял строительство в свои руки. Приглашенному из Италии Аристотелю Фиораванти поручили возведение кафедрального собора. Итачьянский мастер взял за основу Успенский собор во Владимире. Тем не менее московский Успенский собор (1475-1479) не был простым подражанием образцу. Фиораванти создал совершенно новое и оригинальное произведение. Простой по своим формам, Успенский собор одновременно монументален и торжествен. Монолитность собора была призвана подчеркнуть единство Русского государства, достигнутое в результате кропотливого собирания земли московскими государями. Не случайно у современников при взгляде на храм рождалось подобное ощущение: "Из един камня сделан".

    С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, возведенный псковскими мастерами в 1484-1489 гг. В начале XVI в. Алевиз Новый построил Архангельский собор, великокняжескую усыпальницу, с еще более выразительными чертами итальянского Ренессанса.

    Кроме культовых сооружений в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Строится новый дворец. Он по традиции состоит из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата (1487-1491). Созданная итальянскими мастерами, она внешне и внутренне соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где происходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов, которые должны были склониться перед могуществом русских самодержцев.

    Продолжалось строительство московских укреплений. При Елене Глинской возводятся стены Китай-города. В конце столетия Федор Конь построил стены Белого города, они опоясали московский посад. С именем зодчего связано строительство стен в Смоленске, которые превратили город в главный оборонительный пункт на западных подступах к столице.

    В первой трети XVI столетия появились храмы так называемого шатрового типа. К ним относится церковь Вознесения в подмосковной великокняжеской резиденции в селе Коломенском, построенная в честь рождения долгожданного наследника, будущего царя Ивана IV. Современники писали о ней: "Вельми чудна красотой и лепотой, такова не бывала прежде сего на Руси". Другой пример - знаменитый Покровский собор (храм Василия Блаженного), который увековечил торжество Москвы в борьбе с одним из наследников Золотой Орды - Казанским ханством.

    Средневековое общество - это общество социальных ролей, где каждый должен был строить свое поведение в соответствии со своим статусом. Историкам по крупицам приходится собирать факты, позволяющие воссоздать жизнь человека далекого прошлого даже в тех случаях, когда речь идет о выдающихся деятелях. Связано это не только с тем, что время безжалостно уничтожило многие источники. Дело в том, что сами источники мало что могут рассказать о личности: проявление индивидуальности осуждаюсь, поскольку выходило за рамки нормированного поведения. Уникальное растворялось в общем, этикетном.

    Генеральной линией духовного развития общества XIV-XV вв. стали идеи объединения и национального освобождения. В результате сформировался тип человека, готового пожертвовать многим ради торжества "большого христианства" - православия. В лице своих лучших представителей церковь проповедовал идеи духов-но-нравственного сплочения, без которого едва ли было возможно сплочение политическое. Не случаен в эту эпоху культ Троицы: "... дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего".

    Русское средневековое общество тяготело к консерватизму и традиционализму. Тому времени было чуждо понятие личной свободы. Каждый человек обязательно принадлежат к какой-нибудь группе, был приставлен к определенному делу, месту и довольствовался тем, что имеет. Это условие достижения социальной стабильности. Единомыслие и согласованность обретают положительный смысл, многообразие и новизна воспринимаются в обыденной жизни как зло.

    Жизнь человека средневековья была пронизана страхом и горестями. Высокая рождаемость уравновешивалась высокой смертностью, прежде всего от эпидемий и голода - страшных реалий того времени. Детская смертность была чрезвычайно высока. В силу отсутствия квалифицированной медицинской помощи различие в материальном положении отступало на второй план: аристократические семьи тоже несли немалые потери.

    Неурожаи и недороды - неизменные спутники тогдашней жизни. Это обстоятельство накладываю свой отпечаток на жизнь низших слоев общества. Голод воспринимался как кара за согрешения, тяжкий труд - как необходимое искупление. В этих условиях милосердие было не просто божественной заповедью, а одним из условий выживания социума. Поддержка голодных и нищих возлагалась на монастыри.

    Повседневная жизнь человека была закреплена в знаменитом "Домострое" - своеобразной энциклопедии патриархальных устоев. "Домострой" - памятник чрезвычайно сложный, результат длительного коллективного творчества, в котором отразились представления об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах. В его основе лежат несколько традиционных для средневековой литературы жанров - поучения "от отца сыну", нравственные сентенции, "обиходники" и т.п. Будучи памятником нравоучительным, "Домострой" подчиняет повествовательный элемент задачам назидательным. Большинство положений подкрепляется ссылками на тексты священного характера, потому "Домострой" - не просто "экономия", поучение к ведению дома и хозяйства. Он регламентирует отношения между людьми, которые составляют население дома, отражая саму суть общественного устроения. Не случайно одно из главных понятий памятника - "государь" - одновременно обозначает и "хозяина" государства, и владыку дома.

    Жилища представителей высших сословий, рядовых горожан, крестьян были, за редким исключением, срубными. Топились они чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие. Каменные печи с дымоходами встречались в самых богатых домах, "белая изба", "белая горница" обычно специально отмечались. Основная постройка называлась избой. Дома феодалов состояли из нескольких срубов, иногда на высоких подклетях. На дворе могла стоять и башня - "повалуша" или "терем". Окна были небольшими, в богатых домах - слюдяные, в остальных - закрытые бычьим пузырем.

    Больше различий встречается в одежде. Правда, в основном они касались различий в материале и отделке, нежели фасона. Крестьянское платье позднего средневековья мало чем отличалось от одежды предшествующего времени. Зато стремилась выделиться знать, для которой платье выполняло еще и функцию социального знака, отражало общественное положение. Среди боярства были распространены одеяния из дорогих привозных тканей - фландрского сукна и венецианского бархата, из восточного "рытого" бархата и из атласа, из тафты и парчи. Если простые люди носили шубы из овчины и белки, то на боярские шел соболь, а то и одни "пупки собольи" (брюшко). Цена шубы зависела не только от стоимости меха. Не менее дорогими были пуговицы, которые могли делать из золота, серебра и украшать драгоценными камнями. Не случайно среди московских воров почитались "специалисты" по срезанию пуговиц. Одежда и украшения знатных женщин стоили не меньше. К платьям боярынь пришивали куски цветной ткани или кожи, часто с вышивками, с драгоценными камнями - "вошвы", недаром ходила пословица: "Дороже кожуха вошвы стали". Дорогие ткани, годные для вставок и украшений, тщательно берегли. Известно, что они переходили от одного поколения к другому.

    Источники повествуют и о появлении щеголей. Церковь осуждала модников, видя в них отступников от древних обычаев и даже пагубное влияние иноземного, иноверческого. По словам митрополита Даниила, щеголи "красятся и упестреваются ... о красоте сапожней весь ум имея и о прочих ризах" (т.е. одеждах).

    Различалась утварь богатых и бедных людей. В боярских домах парадная посуда была из серебра, повседневная - из олова. В домах среднего достатка "суды оловянные" служили посудой для гостей, а ежедневно пользовались глиняной и деревянной.

    Пища простого населения была в урожайные годы достаточно обильна и разнообразна. Однако не надо забывать, что недород случался каждые 3 - 4 года, и тогда стол простого человека, а иногда и провинциального дворянина был крайне скуден. Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной же муки пекли блины, из пшеничной - пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощей самой распространенной была репа. Из мясных блюд чаще всего на столе тружеников появлялась баранина. Мясо обыкновенно солили впрок. Зато с рыбой и свежей, и соленой, и сушеной, и вяленой больших проблем не было. Она была доступна всем слоям населения. В погребах и ледниках богачей хранились напитки из фруктов и ягод (яблок, груш, вишен и т.д.). В качестве прохладительных напитков шли квас и морс.

    Рацион знати был более изысканным. Описание царских пиров поражает своим великолепием и количеством блюд. Впрочем, иностранцы с трудом могли есть русские блюда, жалуясь на обилие в них чеснока, лука и соли. Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, к тому же на каждой неделе были постными среда и пятница.

    При сохранении господствующей роли православия, которое определяло все стороны жизни, быт русских людей становился все же более разнообразным. Новые веяния, шедшие из других стран, разрывали привычные рамки бытовых отношений и устоев, активно проникали в русскую жизнь.



    1. Как основные события, идеи эпохи отразились в фольклоре, литературе изучаемого периода?


    В литературе позднего средневековья нашли отражение как традиционные темы, так и новые, фиксирующие происходившие перемены. Произведения Куликовского цикла, созданные в конце XIV - первой половине XV в., "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", воспевали мужество русских воинов, Дмитрия Донского и его ближайших сподвижников. "Сказание..." - самый подробный рассказ о Куликовской битве. В нем упомянуты события, отсутствующие в других источниках, например о действиях засадного полка, паломничестве Дмитрия Донского в Троицу за благословением Сергия Радонежского. Этим сюжетом автор подчеркивает союз великокняжеской власти с церковью.

    Героический характер битвы побудил автора "Сказания..." обратиться к устным преданиям и легендам о Мамаевом побоище. По оценкам литературоведов, многие эпизоды произведения носят эпический характер. Ощутимо влияние устной народной поэзии. Однако все словосочетания и формы, восходившие к приемам народного творчества, переплетаются с приемами книжной риторики, создавая в итоге единый поэтический образ. "Сказание..." пользовалось большой популярностью у средневекового читателя. Оно дошло до нас во множестве списков и оказало большое влияние на последующие воинские повести.

    Интерес человека к окружающему миру раскрывает "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. Он совершил в 1466-72 гг. путешествие в Индию. Поражает любознательность автора, наблюдательность, его острый взгляд отмечал социальные и национальные различия народов. "Земля многолюдна, да сельские люди бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты", - сетует Афанасий Никитин, чьи симпатии на стороне простых людей, везде страдающих под гнетом "тамошних" князей и бояр.

    Один из главных героев "Хождения за три моря" - Русская земля, о которой Афанасий часто вспоминает и с которой вольно или невольно сравнивает увиденное. Земля именно Русская – не Тверская. В своем произведении тверской купец выступает как выразитель общерусского сознания.

    Дальнейшее развитие получает житийная литература. Проповедь благочестивого образа жизни вовсе не мешала авторам подчеркивать значение союза княжеской и церковной власти. Среди авторов-агиографов видное место занимает Епифаний Премудрый, перу которого принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

    Культурный подъем середины XVI в. связан с именем митрополита Макария. Под его руководством были составлены Четьи-Минеи. Двенадцатитомное издание (помесячное чтение) систематизировало и организовываю в рамках единой формы и стиля разнообразную церковную литературу, от жития святых до памятников церковного права, что объективно содействоваю религиозно-нравственной и идейной консолидации общества, упрочению самосознания. Макарьевские Четьи-Минеи стали собранием книг, читаемых на Руси.

    Публицистическим содержанием наполнились традиционные жанры. Их авторы стремились представить историю русского народа как часть христианской истории, выявить новое положение Московского царства среди мировых держав. В "Хронографе 1512 г." Россия предстаачена как новый центр мирового христианства.

    Имперские амбиции ощутимы в "Сказании о князьях Владимирских". Произведение озвучиваю идею преемственности власти московских князей от византийских императоров, которые в свое время (император Константин Мономах) прислали царские регалии Владимиру Мономаху и "с того времени князь великий Володи мер Всеволодович наречен Мономахом и царь всея великой России". Родословная линия великих князей в "Сказании..." восходила к римскому императору Августу. Его брат Прусс поселился в Прусской земле, откуда в Новгород и пришел "княжить князь великий Рюрик".

    Мессианские и эсхатологические идеи с особой силой прозвучали в писаниях псковского монаха Филофея. После падения Константинополя, когда "во всей поднебесной" остаюсь лишь одно Русское православное царство, современники задумывались о настоящем и будущем: за что Бог покарал Византию? что станет с истинной христианской верой, неразрывно связанной в сознании православных с православным царством? Русские книжники связали падение Византии с ее шатаниями в вере и отступничеством. Но глубочайший пессимизм уступа! место оптимизму - Божественная благодать перешла на Русскую землю. Для Филофея и его последователей Москва - воспреемница и наследница великих традиций Рима первого и Рима второго - Константинополя. Не менее важной была и последняя часть известной формулы: "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать". Таким образом, Московское царство и московские государи оказывались ответственны за судьбы "большого христианства".

    Теологически-религиозная теория Филофея скоро получила политическое осмысление, стала важным элементом официальной государственно-политической доктрины. Ответственность за судьбы православия и православного царства обосновывала неограниченный характер власти московских государей.

    Успешно развиваюсь летописное дело. В середине XVI в. была составлена официааьная Никоновская летопись - подлинная энциклопедия времени. Один из списков летописи, Лицевой свод украшали многочисленные (более 17 тыс.) миниатюры. В редактировании, а позднее и в изменении ряда трактовок событий принимал участие Иван Грозный. Смысл изменений - в апологии великокняжеской и царской власти, личности Ивана IV, с деятельностью которого связывались успехи Русского государства.

    К летописным сводам примыкал "Книга степенная царского родословия". Это произведение отличаюсь новым подходом к изложению исторического материал. Он распределяется в книге не по годам, а по 17 "степеням", соответствующим периодам правления русских государей от Владимира Святославича до Ивана IV. "Степенная книга" свидетельствовала о тесном союзе великокняжеской власти с церковной.

    XVI столетие нередко называют веком публицистики. Для этого есть основания. Масштабные перемены нарушали привычное течение жизни. Споры об истинности в вере, государственном устройстве, правах и обязанностях власти и подданных становятся характерной чертой жизни общества. "Ныне и в домех, и на путех, и на торжищех ... вси сомнятся, вси о вере пытают", - не без осуждения писал о духовной атмосфере своего времени Иосиф Волоцкий. Благодаря деятельности публицистов, к середине столетия сложилось понимание необходимости новшеств.

    В публицистическом жанре выступили представители практически всех сословий. В своих произведениях они давали оценку государственного устройства России и предлагали свое видение ее будущего. Ф.И. Карпов и И.Н. Берсень-Беклемишев говорили от имени элитарных слоев общества. Их заботило законодательное оформление сословных прав аристократии. Первый пространно рассуждал о необходимости введения и соблюдения юридических норм, иначе "сильный погнет бессильного", второй полагался на обычай как универсальный регулятор отношений в средневековом обществе и настаивал на сохранении привилегий боярства. При этом оба взывали к разуму, предвосхищая освобождение общества от пут религиозного мировосприятия. Это дало основание некоторым исследователям говорить о начавшемся в XVI в. процессе секуляризации (от латинского "saecularis" - мирской, светский) культуры.

    Иван Семенович Пересчетов, выходец из православной шляхты Великого княжества Литовского, в своих писаниях ревностно отстаивал интересы служилых людей. Пересветова, как и других публицистов первой половины XVI в., волнует проблема законности. Толкуется она в рамках дворянской сословности, где главное - не происхождение, а личные заслуги каждого.

    Ермолай-Еразм провозглашал земледельца-крестьянина основой общества и настаивал на ограничении и регламентации повинностей. "Рабьим учением" называли церковники взгляды Феодосия Косого. Его вольнодумство дошло до отрицания церкви и всякой власти вообще. Преступая через сословное понимание общественного устройства, Феодосий проповедовал равенство между людьми и народами.

    В своем радикализме Феодосий Косой не был одинок. Московский дворянин Матвеи Семенович Башкин, осуждая институт холопства за его несоответствие христианским принципам - пагубно человека держать в неволе, - освободил своих кабальных холопов. Московский вольнодумец поставил под сомнение авторитет официальной церкви и тех, по преимуществу формальных, путей спасения, которые она предлагала православным людям. Все это свидетельствовало о том, что внутренние религиозные споры не просто продолжались на протяжении десятилетий, но и приобретали гуманистическую направленность. В 1553 г. Башкин был осужден и отправлен на исправление в Иосифо-Волоколамский монастырь.

    Вершина публицистических споров - полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Курбский был причастен к разработке и осуществлению реформ. Царь ценил князя. Однако репрессии, к которым с начала 1560-х гг. стал прибегать царь, побудили Курбского бежать в Литву. Здесь "от многие горести сердца" он написал первое послание (1564 г.), положившее начало знаменитой переписке. Князь обвинял царя в разрыве с прошлой политикой, укрепившей царство; в бессудных опалах верных слуг и воевод, безоглядно служивших ему. Иван ответил обширным посланием, "широковещательным и многошумящим", по определению адресата. Послание обосновывало неограниченную самодержавную власть, в нем перечислялись преступления бояр и членов Избранной рады против "истиннаго Росийскаго царствия самодержавства". Обосновывая сакральный характер своей власти, царь писал о неразделимости самодержавия и православия на Руси. Право на оценку своей деятельности он признавал только за Богом.

    В своей полемике оба оппонента прибегали к религиозно-философским аргументам. Но если Иван Грозный опирается на иосифлянское богословие, которое в своем провиденционалистском понимании промысла Божьего не оставляло места для воли человека, то Курбскому ближе учение нестяжателей. Для него Русское государство - не вотчина московских князей, а общественное образование, все иерархически выстроенные части которого необходимы друг другу. Потому Бог "поставляет" царя для того, чтобы он заботился и защищал царство и его жителей. Таким образом, самодержавным взглядам царя Курбский противопоставляет модель единения царя с господствующим классом в интересах процветания феодального государства. При этом царь должен отвечать за свои поступки не только перед Богом, но и перед своими подданными.

    Переписка Ивана Грозного и князя Курбского, как и другие публицистические произведения, свидетельствует о высоком уровне русской общественной мысли. Авторы много размышляли в рамках православной культуры о справедливости, законности и государственном устройстве.

    В середине XVI в. в истории русского просвещения произошло крупное событие - в Москве зародилось книгопечатание. Русским первопечатником стал Иван Федоров. Вместе со своим товарищем Петром Мстиславцем он в 1564 г. набирал и печатал первую книгу - "Апостол". С отъездом Федорова из Москвы печатное дело не погибло: потребность в печатной книге испытывали и власть, и духовенство, и общество в целом.



    1. О чем рассказывает «Домострой»?


    В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни. «Домострой» — это своего рода учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни.

    Слово «домострой» появилось в русском языке как калька с греческого «экономика». Ойкос — дом, номос — закон, отсюда экономика — домоводство или домостроительство.

    Первый «Домострой» был составлен в Новгороде в конце XV века. Сборники наставлений для домохозяина были известны и до знаменитого сильвестровского «Домостроя». Но именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века и использовалась как практическое руководство семейной жизни в течение почти 200 лет.

    В семейной жизни по «Домострою» необходимо было придерживаться строгой иерархии. Эта позиция сегодня сталкивается с критикой. Каждый член семьи, согласно книге, должен был знать свое место и обязанности. Муж был добытчиком, жена — хозяйкой в доме, а дети обязаны были подчиняться старшим беспрекословно.

    Если ребенок не слушался родителей и никакие увещевания не помогали, то не возбранялись и телесные наказания, что с современной точки зрения — совершенно недопустимо. Бить за провинность разрешалось только мальчиков, девочек лишь строго ругали.

    Жена по по «Домострою» должна была быть «чиста и послушна». В ее обязанности входило:

    • ведение хозяйства;

    • воспитание детей.

    Достойная жена была молчалива, трудолюбива и добра, во всем советовалась с мужем. В «Домострое» было сказано, что главное дело женщины «Богу и мужу угодить». Хозяйка должна была всегда быть занята делами, не заниматься пустыми праздными разговорами. Если же жена вела себя неправедно, то муж мог ее и «поучить», причем не только словесно. Прилюдно делать это было нельзя. После «учения» жену следовало пожалеть и приласкать.

    Сегодня в вопросе семейных отношений «Домострой» едва ли можно назвать грамотным руководством для пар. Поэтому книга остается лишь памятником литературы того времени.

    Довольно жестокие указания давались и по отношению к слугам.

    Дети воспитывались в строгости, за их воспитание отвечали оба родителя. Сыновей и дочерей учили «страху Божию», ремеслу, рукоделию, знанию, правилам вежливости. Дети рано начинали помогать по хозяйству, к 7-8 годам осваивали какое-нибудь рукоделие или ремесло. Взрослые дети должны были заботиться о своих престарелых родителях. Обижая отца или мать, можно было заслужить проклятие перед Богом.

    В «Домострое» большое внимание уделялось полезным советам по рачительному ведению хозяйства. Например, из книги можно было узнать:

    • как скроить платье из обрезков ткани;

    • сварить хорошее пиво;

    • сделать запасы на зиму.

    «Домострой», появившийся в XVI веке, еще сотни лет использовался как практическое руководство семейной жизни. Сегодня большая часть советов из книги уже не актуальна, мир изменился, а отношения между людьми, в том числе, в семье стали основываться на принципах взаимоуважения, а не страха «наказания».


    1. Дайте характеристику личности и деятельности Ивана Федорова.


    Иван Федоров – первый русский книгопечатник, издатель «Апостола», первой печатной книги Русского царства, основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой ( в настоящее время территория современной Украины).

    В 15-м веке на Западе уже во всю печатали книги при помощи печатных станков. И неважно, что конструкция была громадной, оснащенной брусьями для крепления к потолку и полу, тяжелым прессом, оставлявшим на бумаге нужный оттиск, зато книги издавались намного быстрее, чем в России, где их переписывали монахи в монастырях. Царствовавший в те годы Иван Грозный решил, что негоже отставать от европейских стран, своим указом велел развивать книгопечатание на Руси. Для этого нашелся и первый работник типографии – Иван Федоров.

    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

    К сожалению, биография Федорова имеет много белых пятен, в основном это касается даты его рождения и детских лет. Историки предположили, что Иван Федоров (Москвитин) родился в 1510 году, и что местом его рождения было Великое Московское княжество. Именно на этой дате настаивал советский историк Евгений Немировский, которому удалось разыскать документ, гласивший, что в 1529-1532-м годах Иван был студентом Ягеллонского университета в Кракове, городе Польши.

    Откуда родом были его предки, тоже точно неизвестно, советские историки предполагали, что они выходцы земель, территориально принадлежащих сегодняшний Беларуси. Документ об окончании университета Федоров получил в 1532 году, и вместе с этим должность диакона церкви Николы Гостунского. Он трудился под непосредственным руководством митрополита Макария, сотрудничество с которым длилось достаточно долго.

    ПЕРВАЯ ТИПОГРАФИЯ

    В 1552-м году царь Иван Грозный принял судьбоносное для страны решение, он издал указ о печатании книг в Москве, используя церковнославянский язык. Ранее уже печатались книги на этом языке, только не в России, а за границей.

    Грозный приказал доставить ему грамотного специалиста в типографской области. Его выбор пал на уроженца Дании Ганса Мессингейма, работы которого уже успели прославиться далеко за пределами его родины. Именно он руководил строительством первой типографии на Руси.

    Царь также составил указ о доставке из Польши типографских станков и первых литер, печатных элементов, содержащих символы церковнославянского алфавита. Позже их обновили, этим занялся Васюк Никифоров, которого царь привлек к книгопечатанию в 1556 году. Помимо этого, Васюк еще и первый русский гравер, и до наших дней дошли его работы в сохранившихся книгах той поры, и отпечатанных именно в первой типографии.

    Начало нового дела не разочаровало Ивана Грозного, наоборот, он доволен результатом, и выносит указ об открытии Московского печатного двора, средства на развитие которого поступали из государственной казны. Год основания двора – 1563-й.

    В следующем году увидело свет первое детище печатного двора – книга под названием «Апостол». К великому счастью, она сохранилась до наших дней. Вслед за ней напечатали «Часослов». Обе эти книги вышли при непосредственном участии в процессе Ивана Федорова, которого царь приставил в качестве ученика к Мессингейму. За Федорова лично хлопотал перед государем митрополит Макарий.

    Первая полноценная работа издательства – книга «Апостол» была выбрана не случайно. Она носила религиозный характер, как и та, которую первой напечатал Иоганн Гуттенберг. В те годы церковь была в приоритете, в ее обязанности входило обучение народа. По этой причине все учебные пособия имели непосредственную связь со священными писаниями.
    Нужно отметить, что судьба Московского печатного двора была не такой уж и безоблачной. Он много раз горел, причем, это были не случайные пожары, а поджоги. Существовало мнение, что в этом замешаны монахи-переписчики, увидевшие реального конкурента, снижавшего потребность в их услугах, или их стоимость. В чем-то они оказались правы.

    В 1568-м Грозный издает новый указ, которым предписывает Ивану Федорову поселиться в Великом княжестве Литовском. По дороге к месту назначения Федоров делает остановку в городке Заблудове Гроднянского Повета. Иван поселился у бывшего военачальника Григория Ходкевича, проявившего живой интерес к занятию Федорова. Ходкевич был действующим государственным деятелем, и его полномочий хватало, чтобы обратиться к Ивану с просьбой, открыть местную типографию. Заблудовская типография открылась в том же, 1568 году.

    Вначале работники этой типографии напечатали пробные «книги», состоявшие примерно из сорока страниц, не имевших ни выходных данных, ни нумерации страниц. После этого работники типографии, которыми руководил Федоров, напечатали дебютную, и практически единственную

    На этом издательство свою работу прекратило, Ходкевич сказал, что имеются и более важные дела. Скорее всего, он имел ввиду перемены в политической и гражданской жизни страны. Как раз в 1569 году была пописана Люблинская уния, объединявшая Польшу и Литву в одну страну – Речь Посполитую.

    Федоров не обрадовался такой новости, и решил поселиться во Львове с целью открытия собственной типографии. Однако вскоре пришло разочарование. Он надеялся, что откроет свое дело на деньги местных богачей, но они не имели ни малейшего желания вкладывать средства в дело книгопечатания. Духовенство тоже не поддержало Федорова, они привыкли жить по старинке, и переписывать книги при помощи монахов от руки.

    Несмотря на это, Иван Федоров не сдавался, он сумел выручить немного денег, напечатать книги, реализовать их в Кракове, Львове, Коломые. Все, что книгопечатник выручил от продажи, он вложил в дело, продолжал печатать новые книги. В 1570-м Федоров издал еще одну свою известную книгу – «Псалтырь».

    ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

    Не только детские годы книгопечатника остались белым пятном в его биографии. Такая же участь ждала и его личную жизнь, о которой тоже практически нет сведений. Известно, что у Федорова была жена, родившая ему двух сыновей. Старший продолжил дело отца и тоже прославился в книгопечатании под прозвищем Друкар, что на украинском означает печатник. Супруга Ивана скончалась еще до того, как он выехал из Москвы. Существует мнение, что она умерла при родах младшего сына. Ребенку выжить тоже не удалось.
    СМЕРТЬ

    Точно известна только дата смерти Ивана Федорова – 5 декабря 1583 года. Это случилось во время одной из командировок по Европе.

    Тело первого российского книгопечатника привезли во Львов, и предали земле на кладбище при церкви Святого Онуфрия.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

    • В годы жизни книгопечатника фамилиями практически не пользовались. По этой причине выходные данные его книг и некоторых деловых бумаг имеют разные подписи. В 1564 году на книге «Апостол» он подписался Иван Федоров, в 1570-м, на «Псалтыре» уже стоит подпись Иван Федорович Москвитин, В 1581-м, на «Острожской Библии» печатник назвал себя Иваном, Федоровым сыном из Москвы.

    • Федоров не только нес церковную службу и печатал книги, он занимался изготовлением многоствольных мортир и отливанием пушек.

    • Ивана Друкара, старшего сына первопечатника, не стало в 1586-м, он пережил отца всего на три года. Обстоятельства его гибели остались невыясненными, но многие историки придерживаются мнения, что к его смерти причастны монахи-переписчики.

    • Существует мнение, что Федоров не был первым книгопечатником на Руси, до него многие пытались заниматься этим делом. Однако результаты их опытов были мало впечатляющими, поэтому у типографского ремесла не оказалось поклонников и меценатов.

    ПАМЯТЬ

    • Памятник первому книгопечатнику поставили в 1909-м, рядом с Печатным двором.

    • Изображение Федорова впервые нанесли на марку в 1933-м, а потом продублировали его еще два раза – в 1983-м и 2010-м годах.

    • В 1941-м вышел художественный фильм под названием «Первопечатник Иван Федорович» режиссера Григория Левкоева.

    • В 1977 году во Львове открыли музей Ивана Федорова. Позже религиозные фанатики повредили его, но сотрудники музея и многочисленные добровольные помощники полностью восстановили и здание, и все основные экспонаты.

    • В 1983-м, в память о 400-летней годовщине смерти первопечатника, вышла юбилейная монета с его профилем.

    • Память о выдающейся исторической личности, каковым являлся Иван Федоров, живет в названиях улиц, причем, не только в городах России, но и в Украине.





    1. Чем шатровые храмы отличались от крестово-купольных?

    Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

    Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. 

    Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

    Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

    Крестово-купольный типхрама (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

    Любуясь красотой куполов православных храмов, многие из нас не задумываются о том, что они символизируют. А ведь количество куполов, их цвет и даже форма не бывают случайными.

    История куполов началась очень давно. Технологически сложные и большие купола стали строить в Древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в начале II в. по Р.Х.

    Купольная традиция пришла на Русь из Византии, и за тысячу лет автономного развития она обрела богатое символическое значение.

    Купола занимают важное место в христианской архитектуре. Большинство православных церквей венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов.

    Форма

    Самая распространенная форма – шлемовидная. Это символ воинства, духовной брани, которую Церковь ведет со злом. А также очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Менее распространены формы: зонтичный купол и грушевидный.

    Луковичный купол – разновидность купола, имеющего форму луковицы. Отличается большим диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

    В отношении даты возникновения первых луковичных куполов историки расходятся во мнениях, так как в древнерусском зодчестве, судя по иконам домонгольского периода, что-либо подобное отсутствовало. Изначально главенствовали так называемые шлемовидные купола, по форме напоминающие шлем русского богатыря. Предполагается, что луковичные купола получили массовую популярность только во времена правления Ивана Грозного, когда в честь взятия Казани был построен Покровский собор, в неизменном виде сохранившийся с шестнадцатого столетия. Некоторые исследователи считают этот элемент заимствованным у мусульманских народов, другие заключают, что луковичные главы развились из шатров древнерусской деревянной архитектуры (согласно этой теории главы имели скорее практическое значение, нежели религиозное, и возводи-лись с целью предотвращения скопления на крыше снега).

    Изучением этой проблемы занимались многие ученые, большое историческое значение имеют труды академика Бориса Рыбакова, который в 1946 году, анализируя древние рукописи, пришел к выводу, что луковичные главы существовали на Руси еще в XIII веке. Археолог Николай Воронин согласился с его мнением, отметив, что луковичная форма применялась даже чаще шлемовидной. Сергей Заграевский, искусствовед современности, обнаружил упоминания о луковичных куполах в летописях XII века.

    Вероятно, повсеместное распространение в православном строительстве обусловлено тем фактом, что такие купола похожи на зажженные свечи, широко используемые во время церковных служб.

    Цвет

    Цвет купола также способен поведать о многом. Яркая, даже разноцветная раскраска передает представления архитекторов о красоте Царства Небесного. Золоченые купола говорят о том, что храм посвящен Иисусу Христу либо одному из двунадесяти праздников. Звезды на синем фоне указывают на то, что церковь воздвигнута в честь Богородицы, зеленый же цвет символизирует Троицу. Зеленым же (или серебряным) обозначаются и купола храмов, посвященные кому-либо из святых.

    Список использованной литературы

    1. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990. – 285 с.

    2. История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. – 462 с.

    3. Лихачев Д. С., Культура русского народа X-XVII вв. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР., 1961. - 120 с.

    4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984. – 336 с.

    5. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века - Москва: Искусство, 1975. - 334 с.


    написать администратору сайта