Программа ИППУ. Вопросы для проведения экзамена
Скачать 32.47 Kb.
|
Вопросы для проведения экзамена Теоретический блок вопросов: Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности. Обоснование демократии софистами. Учение Платона о государстве и праве. Учение Аристотеля о происхождении, сущности и классификации форм государства. Цицерон о государстве и праве. Правовые воззрения римских юристов. Политические идеалы раннего христианства. Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина. Фома Аквинский о видах законов и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти. Политико-правовые идеи в средневековых ересях. Марсилий Падуанский о государстве и праве. Теоретическое обоснование независимости Киевского государства от Византии митрополитом Илларионом в “ Слове о законе и благодати”. Идея единовластия и сильной княжеской власти в «Молении» Даниила Заточника. Политико-правовая концепция ислама. Политико-правовая доктрина Н.Макиавелли. Политические и правовые идеи реформации. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси о добровольном рабстве. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Социальные и политико-правовые идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. Учение о верховной власти в теории Филофея “Москва-третий Рим”. Пересветов о государстве и праве. Политико-правовые взгляды Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева Теории естественного права и договорного происхождения государства Гуго Гроция . Обоснование демократии в учении Б. Спинозы. Гоббс о государстве и праве. Правовые и политические воззрения социал-демократов. Ф. Лассаль. .Политико-правовая концепция Дж.Локка. Проект конституционной монархии. «Великие социалисты-утописты» о праве и государстве. Сен-Симон. Ш. Монтескье о происхождении, формах государства и разделении властей. Ж.Ж.Руссо о происхождении и видах неравенства, права и государства. М.Робеспьер о революционном и конституционном правительствах. Политические и правовые идеи германского Просвещения. Ч.Беккариа: обоснование запрета смертной казни. Политическая концепция Симеона Полоцкого Политические и социальные идеи Ю. Крижанича. Учение В.Н.Татищева о государстве и праве. Политические идеи Феофана Прокоповича. Политическая концепция И.Т.Посошкова. Марксизм о феномене диктатуре класса и форме правления диктатуры пролетариата. Идеология феодальной аристократии. М.М.Щербатов. Основные политико-правовые положения буржуазного либерализма в учении С.Е. Десницкого. Радищев А.Н. о государстве и праве. Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Теория надклассовой монархии Л.Штейна. Историческая школа права. Философия права Ф. Гегеля о государстве и праве. Социально-политический идеал Н.М. Карамзина. План государственных преобразований М.М. Сперанского. Основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля. Проект Конституции Н.М. Муравьева. К. Маркс и Ф.Энгельс о революции, государстве и праве. Учение И. Иеринга о праве и государстве. Политико- правовая идеология анархизма. Политико-правовая концепция В.И. Ленина. Нормативистская концепция права Г. Кельзена. Теория солидаризма Л. Дюги. Социологическая школа права. Психологическая теория права Л.И.Петражицкого. Школа «свободного права». Е. Эрлих. Русские мыслители о правовом государстве. Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский. Возрождение идей естественного права в России. Е.Н. Трубецкой. Политико-правовые учения Индии новейшего времени. Махатма Ганди и Дж. Неру. Политико-правовые учения Китая XX в. Сунь Ятсен. Мао Цзэдун. Аналитическое задание (проблемные ситуации): 1. Проанализируйте и сопоставьте фундаментальные представления о праве, сформулированные Г. Кельзеном и Е. Эрлихом. 2. Составьте таблицу – Формы правления по Аристотелю. Укажите в ней правильные и неправильные формы правления. Укажите идеальную форму правления. 3. Составьте таблицу – Формы правления по Полибию. В чем заключается круговорот форм правления? 4. Составьте таблицу – Формы правления по Фоме Аквинскому. Назовите основной принцип классификации форм правления. 5. Составьте таблицу – Идеальное государство у Платона. Отразите в ней основные отличия первого и второго проекта. 6. Назовите римских юристов: - Ульпиан; - Модестин; - Папиниан; - Павел; - Петр. 7. Назовите автора следующих трудов: - «О граде Божии»; - «Трактат о ересях»; - «Исповедь». 8. Определите автора: «Закон не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». 9. Определите автора: «Государство есть достояние народа». 10. Составьте таблицу – Классификация форм правления по Цицерону. Определите идеальную форму правления. 11. Составьте таблицу – Классификация законов по Фоме Аквинскому. Выделите самый несовершенный закон и объясните свою позицию. 12. Определите мыслителя, написавшего работу «Защитник мира». 13. Определите автора: «Закон – это наставительное правило, которое имеет принудительную силу благодаря наказанию или поощрению, имеет своей конечной целью обеспечение гражданской справедливости». 14. Определите мыслителя написавшего следующие работы: - «Государь»; - «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»; - «История Флоренции». 15. Составьте таблицу – Классификация форм правления по Никколо Макиавелли. Выделите наилучшую форму правления. Обоснуйте свою точку зрения. 16. Определите автора работы «Шесть книг о республике». 17. Определите мыслителя: «Государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». 18. Составьте таблицу – Классификация форм правления по Жану Бодену. Определите идеальную форму правления. 19. Определите идеальное государство по Томасу Мору. Составьте таблицу, где укажите основные признаки идеального государства. 20. Определите автора «Слово о Законе и Благодати». Назовите основные положения трактата. 21. Определите автора, написавшего следующие работы: - «Слово о власти и чести царской»; - «Правда воли монаршей». 22. Определите автора, написавшего следующие работы: - «История российская с самых древнейших времен»; - «Разговор о пользе наук и училищ». 23. Определите автора, написавшего следующие работы: - «Путешествие из Петербурга в Москву»; - ода «Вольность». 24. Определите автора, написавшего следующие работы: - «Введение к уложению государственных законов»; - «Проект уложения государственных законов Российской империи». 25. Определите автора, написавшего следующие работы: - «История государства Российского» - «Записки о древней и новой России и ее политическом и гражданском отношениях». 26.В труде «Государство» Платон выделяет четыре вида извращенного государственного устройства: критско-лакедемонское государство (тимократия), олигархия, демократия, тирания. На основание каких критериев Платон отнес их к худшим моделям государства? Проанализируйте данные формы государства. 27. «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех…» (Аристотель, «Политика»). Раскройте его теорию естественного происхождения государства. Почему он считал государство – высшей формой общения людей? Из каких социальных элементов состоит государство? 28. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь» (Платон, «Государство»). Проанализируйте данные характеристики демократического устройства. Почему Платон считал их не благами, а недостатками этой государственной модели? 29. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Лунь юй»). В чем смысл этической концепции права по Конфуцию? Почему он выступал противником смертной казни? |