Главная страница

Лекции - Архипов. Вопросы к экзамену 2 Проблемы правопонимания 3 Либертарная теория права. 4 Антропологические теории права 5


Скачать 286 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену 2 Проблемы правопонимания 3 Либертарная теория права. 4 Антропологические теории права 5
Дата17.01.2019
Размер286 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции - Архипов.doc
ТипВопросы к экзамену
#64119
страница2 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1. Проблемы правопонимания



Петражицкий, Муромцев, Эрлих
Право понималось как нормативная системность в советский период (общеобязательность, формальная определенность, гос. принуждение, нормативность).

В дореволюционный период была психологическая теория права (Л. Петражицкий), социальная теория права (право – это совокупность правоотношений). Социальная теория была и в советский период (Пионтковский, Миколенко): право – это правоотношение, нормы, правосознание).
Субстанциональный подход.

Право определяется через субстанцию, как материя, исследуется в элементном плане (совокупность элементов). Позволяет структурно расширять право. Целостность системы определяется не элементами, а связями между ними.

Чтобы этот подход был эффективен, нужно выделять первичные элементы, чтобы выделить их, нужно определить субъекты права (рояль-пианист), соответственно субъекта надо поместить в систему права. Право существует для самого субъекта. Право – это тот мир, который субъект сам для себя создал.

Также нужно выделять связи, соотношение элементов.

Для права необходим функционально-целевой подход, право нужно соотносить с обществом, другими социальными институтами.
Коммуникативная функция. Право – это форма управления обществом.

Право – система разрешения социальных противоречий (функционально-целевой подход).

Если сводить право к инструменту государства, то получается, что правоведение – это служебная наука.

Таким образом, нужно совмещать структурный и функционально-целевой подход – получится новый подход, интегральный. Таким образом, будет решена проблема правопонимания.
В узком понимании право- совокупность норм, т.е. система права – совокупность норм.

Правовая система- совокупность всех правовых явлений.

В 30-е гг. право – совокупность норм (Крыленко, Вышинский).

40-50-е гг. – гуманистический подход (С.С. Алексеев), который предлагает включить в содержание понятие права еще и правоотношения.

1975 г. (Лукашева) – предложение включить нормативный элемент, целостный элемент.
Право можно рассматривать с разных сторон. Нерсесянц включает в содержание понятия права до 20 элементов.

Право постепенно отождествляется с обществом, проблема – разделение права и неправа.

2. Либертарная теория права.



Право предполагает формальное равенство.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике.
Кант: право должно выполнять в социальных науках функции математики, т.е. быть локомотивом. Право должно быть точной, фундаментальной наукой. Сейчас право таковым не является.
Основанием и критерием правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме правоспособности и правосубъектности.

Право не нуждается ни в социальной математике, ни в математических операциях, т.к. оно обладает исходно собственным принципом равенства и само по себе является математикой.

Принцип правового равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые или субъективные права будут неравны.

Право есть свобода. Право как форма общественных отношений. Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общественным нормам.

Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости есть одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых формах выражения и осуществления развивающейся свободы (т.е. социальный прогресс – это правовой прогресс).

Право можно определить также как справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, право по определению справедливо.

Справедливость – внутреннее свойство и качество права, т.е. справедливость – это категория правовая (это идея Аристотеля, Канта).

Только право и справедливо, т.к. справедливость выражает общезначимую правильность, всеобщую правомерность. В обобщенном виде можно сказать, что справедливость – самосознание, самооценка, самовыражение права и вместе с тем правовая оценка всего остального внеправового.

Существуют 2 противоположных типа правопонимания:

1) юридический (правовой).

2) легистский (производен от закона).

Юридико-либертальную теорию он относит с 1-му типу, т.к. право – это всеобщая и необходимая форма свободы. Его либертарная концепция – это новое самостоятельное направление в общей теории права, и оно не является естественно-правовым.

Все три определения права (как формальное равенство, как форма свободы, как справедливость), равноценны и взаимно предполагают и дополняют друг друга.

Выделяют понятие правового закона – адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права.

В общеобязательности закона есть 2 момента: 1) официально-властный, 2) правовой.

Общеобязателен только правовой закон.

Позитивное право – общеобязательная форма равенства, свободы и справедливости.

В праве присутствуют все правовые феномены – это форма существования (не только правоотношения, правосознания, но выделяется правоспособность, правосубъектность, правовой статус, правовой режим, правовой договор и т.д.).

Право существует во всех этих правовых формах и вообще право существует везде, где соблюдается и применяется принцип формального равенства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта