Главная страница

Лекции - Архипов. Вопросы к экзамену 2 Проблемы правопонимания 3 Либертарная теория права. 4 Антропологические теории права 5


Скачать 286 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену 2 Проблемы правопонимания 3 Либертарная теория права. 4 Антропологические теории права 5
Дата17.01.2019
Размер286 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции - Архипов.doc
ТипВопросы к экзамену
#64119
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

3. Антропологические теории права



Совокупность различных представлений.

Ковлер – изучал правовое бытие человека на всех стадиях развития этого бытия (от архаических до современных форм).

Предметный смысл – все элементы правовой системы (нормы, правоотношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регулирования поведения, разрешения конфликтов).

Бочаров – в качестве предмета рассматривается субкультура.

С точки зрения предметной сферы в анализ правоотношений входят родственные отношения, отношения собственности, договорные отношения.

Антропологическая теория приближена правовой системе, т.е. исходит из широкого подхода к праву, она нацелена на межкультурный подход.

Один из приемов – изучение институтов, связанных с непосредственным регулированием конфликтов.

Прием включает наблюдение поведения – антрополог должен находить и оценивать те факты, которые есть в среде.

Вершиной антропологии является одновременно сфера правового регулирования и средств правового регулирования.

С точки зрения антропологии первичны не нормы и не процесс, а единство как критерий права.

Основатели:

Рулан полагал, что антропология началась именно с него.

Ковлер говорил, что правовая антропология возникла раньше и считал основателем Ж.Ж. Руссо.

Он сформулировал антропологический проект:

1) создание принципиально новой исследовательской концепции – человек рассматривается не только субъективно, но и объективно;

2) необходимо получать знание о человеке не только на основании рефлексии, но и на основе наблюдения за его жизнью по определенным параметрам;

3) признание права на ….

4) применение методологии в пользу вкл. наблюдения и сравнительного изучения различных правовых систем;

Ковалевский, М.-Маклай и др.

Пучков выделял:

- антропологический императив – для законодателя состоит в следующем: создание законов, которые в полной мере отвечают природе человека, его ценностям и свободе.

- парадигмы юр. антропологии (способ постановки и решения задач).

- парадигма человека как центра права и критерия социально-нормативного регулирования.

- парадигма постоянного правового развития (правовой прогресс).

- парадигма структурной функциональности правовой среды человека.
Минусы теории:

- теоретическая рыхлость

- человек – внешний императив (законодателя принуждают регулятивные отношения – человек сам не участвует в правовой коммуникации)

- человек рассматривается не как субъект права, не как элемент, а как внешний объект.

4. Гуманистическая теория права



С.С. Алексеев «Философия права», «Опыт комплексного наследия» и др.
Мировоззренческая философия – основа теории права – это гуманизм, т.е. общечеловеческие гуманистические взгляды.

Он отмечает, что категории естественного права и признание неотъемлемых прав человека составляют сердцевину, основу гуманистической теории права.

Тем самым он приближается к естественно-правовой доктрине. Гуманистические и либертарные начала должны быть выражены в самом праве.

По Алексееву, главную миссию право должно выполнять по отношению к правам и свободам личности. Оно должно стать накопителем свободы.

В качестве предшественников теории выступают Чичерин, Покровский, Новгородцев и др.
Гуманистическая концепция права продолжает российскую либеральную философскую традицию.

Основной критерий развития права – приближение к идеалу.
Алексеев выделял ступени развития позитивного права:

  1. право сильного

  2. кулачное право

  3. право власти

  4. право гражданского общества

  5. высшая ступень - ?


«Нет оснований для противопоставления понятий «мораль» и «свобода». Необходимо рассматривать право в единстве этих элементов».
Право не просто связано с прогрессом общества, оно способно быть инструментом выражения социального прогресса, его гарантом, поэтому социальный прогресс раскрывается через право, и он фиксирует то, что отражается закономерную связь между социальной свободой как прогрессом и правом как юридическим феноменом.

Согласно Алексееву, законность должна быть представлена как правозаконность. Он говорит о том, что ее отличительная черта в том, что права получают собственное бытие независимо от государства и основана на фундаментальных правах человека.

Правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта