экзамен. Вопросы к экзамену фонетика
Скачать 353.35 Kb.
|
Раздел языкознания, изучающий эти правила русской орфоэпии устанавливает нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, а также нормы и правила постановки ударения (акцентология). Основные нормы произношения русского литературного языка сложились в 17 веке, но только к концу 19 века эти нормы стали общенациональными. С переводом столицы из Москвы в Петербург (начало 18 века) связано возникновение в русской орфоэпии петербургского произношения. Различают стили высокий, нейтральный и разговорный за пределами литературных норм просторечного стиля: Высокий – замедленное и тщательное произношение (театр). Нейтральный – это наша повседневная речь с соблюдением всех орфоэпических норм при более быстром темпе произношения. Разговорный характеризуется большой эмоциональностью еще более быстрым темпом и менее строгим выполнением правил литературного произношения. В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што], [каво], [хадил], [учицца] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи. Важнейшими из этих правил являются следующие 1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговорИли, хОдим, смЕлый, бЕлый, нОсим). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному. 2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [вАда], [хАрАшо], [кАсили], [горАТ], а писать — вода, хорошо, косили, город. 3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [вИсна], [пасИвная], [плИсать], [пИрИсматрели], а писать — весна, посевная, плясать, пересмотрели. 4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [дуП], [гораТ], [хлеП], [мароС], [дароШка], [гриПки], [проЗьба], [малаДьба], [реСкий], а пишется — дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба. 5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [друК], [книК], [сапоК], [моК], а пишется — друг, книг, сапог, мог и т. д. 6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Жжечь], [Ж жаром], [беЖЖизненный], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный. В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щастье], [Щет], [Щитать], а пишется — счастье, счет, считать. 7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [канеШНа], [скуШНа], [яиШНица], [сквореШНик], [НикитиШНа], [СаввиШна], [прачеШНая], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная. В некоторых словах допускается двоякое произношение — булочная—[булоШНая], молочный — [молоШНый], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной). 8. Слова что, чтобы произносить следует как [што], [штобы]. 9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем: сердце, честный, лестница, счастливый, а произносим [сеРЦе], [чеСНый], [леСНица], [щаСЛивый]. 10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [краснАВА],[синИВА], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего. 11. Окончания -ться, -тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учиЦЦА], [смеяЦЦА], [встричаЦЦА]. 12. В начале слов буквы э - е пишутся в соответствии с произношением (этот, эхо, эталон, эксперимент; ехать, ест, егерь). В ряде иноязычных слов после согласных и и пишется е, хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр). В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произносится е (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы). В русских словах после ж, ш, ц произносится э, а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце). 13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их). Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.). Произношение ударных гласных особых комментариев не требует, поскольку вариантное произношение в сильной позиции не возникает. Иногда в разговорной речи неверное произношение звука [о] вместо [э] встречается в словах афера, гололедица, современный, хребет, опека, и, наоборот, ошибочно произносят [э] вместо [о] в словах безнадёжный, белёсый, поблёкший, манёвры. Если бы употребление буквы ё было более последовательным, то подобные ошибки бы изжили себя. В безударной позиции в русском литературном языке гласные произносятся менее отчетливо, поэтому требуют определенных правил употребления. На месте букв О и А в первом предударном слоге после твердых согласных и в абсолютном начале слова литературная норма характеризуется аканьем: з[/\]бор, м[/\]шина, к[Л]ра, п[/\]ток, [/\]бман, [/\]рбуз. После твердых шипящих и ц в первом предударном слоге произносится э [Л]: ж[/\]ра, ш[/\]лить. Старомосковское произношение звука [ы ] уже вышло из употребления и сохранилось лишь в отдельных словах и формах: лош[ыЭ]дей, ж[ыЭ]леть, двадц[ыЭ]ти, к сож[ыЭ]лению и др. В остальных слогах на месте О и А после твердых согласных произноситься [ъ]: уг[ъ]варить, к[ъ]равай, лап[ъ]. На месте букв Я, Е первый предударный слог после мягких согласных характеризуется иканьем: б[иЭ]рёза, ч[иЭ]сы, м[иЭ]сной, р[иЭ]бёнок. В остальных безударных слогах должен произноситься [ь]. Гласные И, Ы, У в безударных слогах произносятся ослаблено, но качества не меняют. На месте и в начале слова (если оно в потоке речи сливается с предшествующим словом на твердый согласный) и в сложных словах (первая часть которых оканчивается твердым согласным) произносится [ы]: в [ы]талии, дом [ы] сад, мед[ы]нститут, гос[ы]здат. Произношение на месте сочетаний ао и оо 1-го и 2-го предударных слогов произносится обычно [ЛЛ]: н[АА]одной, н[Д\]бум, в[/\Л]бще, з[/\/\]кном.. На стыке предлога и следующего слова на месте этих сочетаний звучит [ЛЛ]: н[Л-Л]дного, п[Л-Л]писанию. В подобных случаях предударные гласные не стягиваются в один звук. В сочетаниях эо и эа 2-го и 3-го предударных слогов на месте о или а, как и в начале слова, произносится [Л], а на месте э по общему правилу - редуцированный звук переднего ряда после мягкого согласного, т.е. [ь]: [н’ь/\]бходимо, [н'ьГ\]днократно, [н'ь/\]боснованный. Сочетание эи в предударных слогах произносится с редуцированным гласным переднего ряда [ь] на месте э: [ньи]збежный, [н'ъи]звестный, [ньи]стребимый. Близко к сочетанию эи произносится более редко встречающееся сочетание ээ. В литературном языке рекомендуется произношение на месте этого сочетания звуков [Ць]: [н'щь] стественный, [н’ь]ь]динодушно. В сочетаниях ао, оу во 2-м и 3-м предударных слогах произносится редуцированный гласный [ъ] на месте о или а: н[ъу]гад, н[ъу]чить, н[ъу]глу. В сочетаниях уо, уа в 3-м и 2-м предударных слогах произносится гласный [/\] на месте о или а: [у /\]дного, [у /\]города, [у Л]безьяны. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Стили русского литературного произношения. Орфоэпические справочники. 1. В окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода прилагательных, местоимений -ого/-его на месте г произносится [в]: сильного, белого, первого, моего, а также в словах сегодня, итого. 2. Прилагательное междугородный произносится с твёрдой основой и окончанием -ый (не: междугородний). 3. В литературной речи следует избегать стяжённых разговорных форм произношения числительных, например: тысяча (не тыща), пятьдесят (не пейсят), шестьдесят (не шейсят), восемьдесят (не восеместь). 4. Числительные семь, восемь произносятся с мягким конечным согласным. 5. Следует запомнить произношение форм сложных слов с первой частью — числительным два: в одних произносится дву -, в других — двух -, третьи допускают две формы произношения: дву — и двух -: дву-дву- и двух- двух- 6. В глаголах с -ся в неопределенной форме и в 3-м лице ед. и мн. числа на стыке окончания и -ся произносится [ц]: встретиться, встретится, отмечаться, отмечается, прощаться, прощаются. 7. Следует запомнить произношение некоторые глагольные формы, в которых ошибочно произносятся лишние звуки: брезгать (без суффикса -ова-),. Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему: 1. В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о произносится звук [о]: [о]тель 2. Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье 3. В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е произносится гласный [э]: ат[э]лье, 4. На месте буквы э в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, Стили русского литературного языка отличаются друг от друга не только в лексическом и грамматическом отношении, но и в произношении. Выделяется два стиля произношения: разговорный и книжный. Выделяют два стиля произношения: разговорный и книжный. Разговорный стиль –это обычная, в основном стилистически нейтральная речь, которой пользуются главным образом в бытовом общении и которая не претендует на образцовое произношение, что приводит к появлению произносительных вариантов, например, дышут и дышат, боюс и боюсь, бойк'ий и бойкой. Книжный стиль –это публичная речь, которой пользуются в лекциях, докладах, выступлениях, в передачах по радио, телевидению. В 1955 г. был издан словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова, содержавший около 50000 слов (2-е изд. М., 1959; около 52000 слов). В 1983 г. вышел в свет «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» (авторы С.Н. Борунова и др., под ред. Р.И. Аванесова; 2-е изд. М., 1985). В словаре содержится около 63500 слов, разработаны системы нормативных указаний, введены запретительные пометы. Небольшой «Словарь произношения, ударения и формообразования» имеется в книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?» (см. § 48). В нем дается нормативное ударение и произношение, отмечаются допустимые произносительные варианты, приводятся запретительные пометы. 15. Русское письмо: алфавит, графика, орфография. Основные принципы русской графики: фонематический и слоговой. Русская орфография, ее разделы. Орфографические принципы: морфологический (фонематический), фонетический, исторический (традиционный), дифференцирующий. Алфавит, графика и орфография – это понятия, связанные с фонетическим типом письма. Алфавит – совокупность букв (графем), содержащая основные знаки письма. Знаки письма в алфавите расположены в определенном, алфавитном, порядке. Принцип алфавитного расположения используется в словарях, справочных изданиях. Графика – раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками. Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов и его всевозможных форм. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с'] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з'] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать). Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку. Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении. Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п. Ко второй группе относятся буквы: я [ja], ю [jy], е [jэ], ё [jo]. К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы. Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения. Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч'], а буква ц - твердый звук [ц]. К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю. Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов. Лексика 1. Лексикология как наука. Предмет и задачи лексикологии Совокупность слов, входящих в состав языка, называется его лексикой, иначе словарным составом. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией. Предметом изучения лексикологии является как слово, так и весь словарный состав языка в целом. Задачи внутренней лексикологии. 1. Описание слова как основной единицы языка, вычленение типов лексических единиц. Чтобы описать словарный состав языка, важно выяснить, что представляет собой его основная единица – слово; показать отличие слова от смежных с ним языковых единиц –морфемы, ФО, словосочетания; таким образом очертить границы слова. 2.Семасиологическая характеристика слова. Необходимо описать смысл, значение слов, их способность обозначать те или иные явления языковой действительности. 3. Выявление внутренней организации типов лексического значения. 4. Одной из основных задач лексикологии является установление различных видов системных отношений, которые существуют внутри различных групп лексики, таким образом определяется место слова в общей ЛСС. Задачи внешней (социальной) лексикологии. Внешнюю лексикологию интересует свой круг проблем: а) лексика и внеязыковая действительность; б) функционирование лексических единиц. При этом слова должны быть охарактеризованы с учетом признаков, обусловленных внеязыковой (социальной, исторической) обстановкой. Лексический состав языка неоднороден, стратифицирован. Важно выяснить категории слов по разным основаниям. Так описывается, во-первых, происхождение слов; во-вторых, степень их употребительности, активность; в-третьих, функциональные признаки (принадлежность к определенным функциональным стилям); в-четвертых, сфера употребления (общеупотребительная лексика, диалектная, специальная и т.д.). Следует подчеркнуть единство перечисленных внутренних и внешних факторов, обуславливающих существование слова. 2. Понятие лексико-семантической системы языка. |