Ответы 1-10 к кандидат.экзамену по философии 2022. Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии наук
Скачать 37.17 Kb.
|
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии наук Оглавление 1. Наука как особая сфера культуры. 2 2. Понятие науки. Критерии научности знания. 3 3. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 4 4. Взаимосвязь философии науки и истории науки. Междисциплинарность научного знания. 5 5 Философские основания научного знания. Философские идеи и роль в развитии науки . 8 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 8 7. Сциентизм и антисциентизм. Методы критического анализа и оценки современных достижений науки. 10 8. Происхождение науки и периодизация истории ее развития. 11 9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности. 12 1. Наука как особая сфера культуры.Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки - проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления, любая иннновация требует аргументированного научного обоснования. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Являясь социокультурным феноменом, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Откликаясь на политические потребности общества, наука предстаёт как инструмент политики. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, помогающие существующей власти сохранить своё привилегированное положение. Наука – «коммунитарное (коллективное) предприятие»: ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человечества. Каждый научный результат есть плод коллективных усилий. 2. Понятие науки. Критерии научности знания.Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и прогнозировать. В современной философии науки выделяют следующие критерии 1. Объективность. происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. 2. Рациональность. Обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания. 3. Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). 4. Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического понятия. 5. Проверяемость. утверждение признается принципиально проверяемым, если вполне выяснено, как соответствующий опыт (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) можно было бы осуществить. утверждение должно быть доступным для того, чтобы можно было попытаться его опровергнуть. В самом деле, подтверждение посредством опыта какого-то утверждения обладает хоть какой-нибудь значимостью, только если опыт мог бы его и опровергнуть. 6. Выводимость. Научное знание предполагает возможность получения нового знания в виде следствий из содержания данного результата 7. Систематичность. И. Кант «…Обыденное знание именно лишь благодаря систематическому единству становится наукой, т.е. из простого агрегата знаний превращается в систему…». 8. Проблемность. Система научного знания характеризуется тем, что решение какой-то одной проблемы наряду с полученным результатом (положительным или отрицательным ответом на соответствующий вопрос) означает также появление возможности сформулировать новые проблемы; это нередко не менее ценно, чем сам результат. 9. Критичность. Всякое научное утверждение время от времени – по мере появления новых фактов и построения новых теорий – пересматривается. 10. Доступность для обобщений и предсказаний. Система научного знания организована так, чтобы было возможно расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено. 11. Ориентация на практику. Научное знание в той или иной форме ориентировано на практические потребности общества и тесно связано с практикой. Именно практика является основой научного познания и обеспечивает его разнообразными средствами познания. 3. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.Наука как система пронизывает всю деятельность человечества и имеет три аспекта бытия: 1) наука как особый вид познавательной деятельности. Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни. Ее предмет – отдельные фрагменты действительности: природа, общество, мышление. Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. 2) наука как социальный институт; Научное знание, деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие в процессе производства и использования нового знания, и система организации научной деятельности в своём единстве образуют социальный институт науки. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Наука как социальный институт включает в себя: 1) Ученых с их знаниями, квалификацией и опытом 2) Разделение и кооперацию научного труда: четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; 3) Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты: 1) совокупность знаний и их носителей; 2) наличие специфических познавательных целей и задач; 3) выполнение определенных функций; 4) наличие специфических средств познания и учреждений; 5) выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; 6) существование определенных санкций. 3) наука как особая сфера культуры. наука – это элемент культуры. Все сферы жизнедеятельности человечества пронизывает наука. С течением времени она приобретает в обществе все больший вес. Наука активно участвует в создании материальной культуры, превратившись в XX веке в непосредственную производительную силу (своей опытноконструкторской составляющей) общества, а в XXI веке и в социальную силу. Она обогащает, гармонизирует и духовный мир человека. Характерные черты научного знания. Та или иная система знания считается научной или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям. Критерии научности следующие. Объективность, или принцип объективности. предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть, без всяких посторонних прибавлений, т. е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). Особая организация, особая системность знания. Проверяемость. Из приведенных соображений можно сделать вывод, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания, и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. 4. Взаимосвязь философии науки и истории науки. Междисциплинарность научного знания.В истории науки можно выделить четыре основных периода. 1.С Iтыс. дон.э. до ХVIв. Этот период можно назвать периодом преднауки. На его протяжении наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными практическими знаниями, приобретенными посредством житейского опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями», внутри которых формировались зачатки научных знаний. С накоплением сведений, навыков, приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т.д. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, который предшествует ее рождению в качестве особого социального института и особой области и стороны культуры. 2.XVI – XVIIвв. Это период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и венчается фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они связываются с формулированием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теорий посредством опыта. Начинает культивироваться критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта. Развивается методология науки. Наука оформляется как особая самостоятельная область общественной деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. В XVIIв. создаются первые научные академии. Возникает научное сообщество с присущими ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией. 3.XVIII–XIXвв. Этот период соответствует классической науке. В это время образуется множество различных самостоятельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Строятся фундаментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы; вобластях гуманитарных наук (психология, языкознание) начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и ее развитие становится важным фактором общественного прогресса. Существенно возрастает число людей, занятых научной деятельностью, которая оплачивается. Социальный институт науки обретает отчетливые черты (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастает роль науки в культуре. 4.XX век и начало нынешнего столетия называют постнеклассической наукой. Этот период, как известно, начался научной революцией, и наука стала существенно отличаться от классической науки. В различных областях научного знания были совершены величайшие открытия. В математике в результате критического анализа теории множеств и оснований математики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. Гедель дает строгое доказательство того, что непротиворечивость достаточно сильной теории не может быть доказана внутри нее самой. В физике создаются теория относительности и квантовая механика – теории, заставившие пересмотреть сами основания физической науки. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в нейрофизиологии, психологии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках. Бурно развивается экономическая наука. В технических науках тоже происходят изменения величайшего значения, созданы кибернетика и теория информации. Меняется вся система научного знания. Во 2-й половине XXв. внауке происходят новые революционные преобразования. Их принято называть научно-технической революцией. В отличие от предшествующих революций в науке и технике, она имеет глобальный характер, захватывает одновременно многие отрасли науки и многие области техники и технологии. В результате одни изменения влекут за собой другие, а сами темпы этих изменений оказываются такими, каких история человеческой цивилизации еще не видела. История науки и философия науки принадлежат к той области современного познания, объектом которой является духовная культура. будучи формами духовной культуры, изучают то явление духовной культуры, которое называется наукой. Имея один и тот же объект – науку, причем взятую в совокупности всех ее компонентов, история науки и философия науки различаются предметами, т.е. тем, под каким углом зрения в каждой из них изучается наука. К вопросам истории науки относятся вопросы о том, кто именно, что именно, когда и где открыл. Не менее важны для истории науки также вопросы о том, как те, кто открыл нечто, сделали это, как возник и был реализован замысел какого-то конкретного открытия, чем именно авторы открытий обязаны другим ученым и какое значение и последствия внутри самого научного познания имели те или иные открытия. В задачу историка науки входят и обобщения упомянутых историко-научных фактов, и построение «динамического образа» состояний науки в последовательные исторические периоды. Его же задачей является выработка представлений о соотношении между историко-научным компонентом картины исторического процесса и всей общей картиной, т.е. решение вопросов о том, в каких условиях состоялись открытия и какие значение и последствия они имели для всей культуры в целом. В связи с этим наряду с изучением применения отдельных методов научного исследования историк науки анализирует (во всяком случае на уровне историографии) и такие явления, как стилевые особенности научного мышления той или иной эпохи Вопросы философии науки касаются осмысления общих характеристик системы научного знания, общих характеристик процесса получения этих знаний, форм и структур организации процесса научных исследований, общих особенностей науки как формы духовной культуры. Проблемы, поставленные философией, рассматриваются наукой спустя какое-то время. Таким образом, философия стимулирует развитие науки, что приводит, как правило, к прогрессу в философии. Ф. Энгельс считал, что с каждым открывающим новую эпоху открытием, материализм меняет свою форму. Философия является не только «поставщиком» вопросов, но и порой вносит неоценимый вклад в науку, достаточно вспомнить идеи атомизма Демокрита. Тем не менее, как отмечает В. П. Кохановский: «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения какое он придает основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» Можно отметить также, что история науки входит в область науки, а философия науки – в область философии. Междисциплинарность научного знания Функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний. В целом, можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некого провала между дисциплинами. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая. Например, социальная психология возникла на стыке таких дисциплин как общая психология и социология, выявив «ничейный» объект исследования и заимствовав язык и методы из обеих «материнских» дисциплин. 5 Философские основания научного знания. Философские идеи и роль в развитии науки .Ответ : Философские основания науки – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. В философские основания науки входят также философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов - новых онтологий и новых представлений о методе. 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.Наука – часть культуры (она входит в культуру, как её составная часть). Культура – то, что противоположно природе. Культура – улучшенная природа (окультуренная, преобразованная человечеством). Культура создаётся человеком. Как культура, так и природа – созданное. Духовная деятельность человека осуществляется в 2-х направлениях: в познавательном направлении (направлена на познание отношений между материальными вещами) и в ценностном измерении (мы занимаемся отношениями субъекта и объекта, что нас окружает). Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Наука – это форма человеческих знаний, проверенная практикой, являющихся общим продуктом развития общества и составной частью духовной культуры общества; это система понятий о явлениях и законах действительности; Наука – это особая сфера целенаправленной деятельности человека как на получение новых знаний (главная цель), так и на разработку новых методов их получения; которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано. В философии рассматривается 3 модели культуры: 1. Технологическая культура. Здесь на первый план выдвигается способ жизнедеятельности человека – производство. 2. Аксиологическое. Система ценностей: духовных, религиозных. Культура – воспитание человеческой природы. 3. Семиотическая. Культура как совокупность знаков (символов). Наука предстает: 1) как институт; 2) метод; 3) накопление традиций знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру. Мы будем иметь состоявшуюся науку лишь тогда, когда сможем установить принципы, предлагающие их объяснение и прогноз. Наука - это всеобщая общественная форма развития знания, продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге (Маркс). Однако коллективность форм деятельности в современной фундаментальной или прикладной науке отнюдь не отменяет индивидуальный характер научного исследования. Ведущие фигуры науки - гениальные, талантливые, одаренные, творчески мыслящие ученые-новаторы. Одни из главных функций: 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей. 2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. 4) сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. 5) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. 7. Сциентизм и антисциентизм. Методы критического анализа и оценки современных достижений науки.Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Сциентизм и интернализм – это взгляд на науку, который исходит только из того, что она есть сама по себе и сама с собой, как таковая; а антисциентизм и экстернализм – попытка посмотреть на науку таким образом, чтобы понять, что есть в ней до-научного и вне-научного . Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. 1) Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций. 2) Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке. 3) Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое. Наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. 4) Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание». 5) Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. Сциентизм, не оспаривая того обстоятельства, что ненаучные виды познания в свое время сыграли важнейшую роль в развитии человечества, вместе с тем утверждает, что в современных условиях научное познание является главным и основным способом получения знания и что другие виды познавательной деятельности не способны стать ему серьезной альтернативой. Наиболее ярко эта позиция отразилась в учении основателя позитивизма О. Конта. В развитии знания он выделял три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Научное знание – высшая форма знания. Поэтому сциентизм скептически относится к ненаучным видам познания. Анти-сциентизм считает неправомерным развивать научное познание в ущерб другим видам познания. По мнению его приверженцев, ненаучные виды познания не менее эффективны и результативны, чем научное познание. Наиболее последовательно и аргументированно эту точку зрения обосновывает американский философ П. Фейерабенд. Он подчеркивает, что неправомерно сравнивать различные виды познавательной деятельности по их достижениям. Фейерабенд говорит, что споры о том, какой из них является наиболее эффективным и продуктивным, носят схоластический характер – одни виды познания преуспели в познании одних явлений, а другие – в познании других. 8. Происхождение науки и периодизация истории ее развития.Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. На этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения, выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты. Наиболее общие предпосылки становления науки: 1) упразднение мифологической логики абсурда и переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия, исключительного третьего, достаточного основания. Принципы: непротиворечивости, определенности, последовательности, доказательности. 2) Оформление таких способов познания, которые, опираясь на дискурсивные, рациональные основания, констатируют объекты ориентированные на получение знания об объективном сущем. Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности По Степин в науке выделяет 4 периода: 1) до ХVIв. Этот период можно назвать периодом преднауки. На его протяжении наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными практическими знаниями, приобретенными посредством житейского опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями», внутри которых формировались зачатки научных знаний. С накоплением сведений, навыков, приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т.д. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, который предшествует ее рождению в качестве особого социального института и особой области и стороны культуры. 2) Классическая наука возникла в условиях Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: а) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, б) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, в) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и постижение истины, г) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные моменты, д) полученные знания являются абсолютной истиной, дающей полное знание о природе и обществе. Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных установок. 3) В начале XX века формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля). Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных ученых в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. 3) В 70-80-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверхсложные системы. Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении ее климатических и геофизических параметров. Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности ученых за свои открытия. 9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности.Античная наука – это зарождающаяся наука. Возникновение античной науки относят к VI-IV вв. до н.э., к временам расцвета древнегреческой цивилизации. В античной культуре, сложился определенный идеал науки, а также критерии или стандарты научности, т.е. определенные признаки знания, позволяющие отнести его к научному знанию. Главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность. Наиболее зрелыми и развитыми в этом отношении были античные труды по математике и умозрительной философии природы. Суть дедуктивного метода состоит в требовании доказательности, т.е. подчинения процессов мышления, рассуждения строгим правилам логики. В дедуктивном рассуждении мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Дедуктивный метод, как один из методов научного познания, является, по общему мнению, выдающимся достижением древнегреческой духовной культуры. Существует точка зрения, в соответствии с которой наука возникла на более ранних этапах развития человеческого общества – в древних восточных цивилизациях (Египет, Месопотамия, Индия, Китай), где уже существовало производство знаний, необходимых для ведения земледельческих работ, для торговли и мореплавания. Данная точка зрения неявно опирается на представление о том, что научное познание внутренне присуще любым видам практическо-познавательной деятельности человека и возникает вместе с ними. Большое значение имело также открытие несоизмеримости, т.е. существования отношений, не выражаемых целыми положительными числами. Важную роль в становлении античной науки сыграла элейская школа, в которой, по сути, было сформулировано требование логического прояснения научных понятий (апории Зенона). В философии Платона математике отводилась роль пропедевтики философии, т.е. введения в философию. Математика служила подготовкой мышления к постижению истинного бытия – идей, расположенных в занебесной области. Платон понимал математические объекты как идеальные сущности, существующие независимо от вещей. При этом считалось, что оперирование числами как идеальными образованиями развивает мышление, с помощью которого только и можно постичь истинное бытие. В философии Аристотеля формируется научно-теоретическое осмысление мира, чему немало способствовало введение им понятия «сущность». Аристотель определил онтологический статус математических объектов – это единицы разума, актуально существующие лишь в человеческом уме. Существенную роль в становлении античной науки сыграла также традиция философского обсуждения различия знания и мнения, причем в античной философии приоритет традиционно отдавался рациональному познанию, а не чувственному. Аристотель изучил также проблему соотношения высказывания о действительности самой действительности, т.е. проблему истины. По Аристотелю, истина и ложь не являются свойствами самой действительности. Истинным суждение будет только тогда, когда то, что соединено или разъединено в мысли, соответствует тому, что соединено или разъединено в вещах. Ложным суждение будет тогда, когда в мысли соединяется то, что разделено в вещах и разделяется то, что соединено в вещах. Отметим еще один фактор, существенно повлиявший на становление античной науки и формирование рационалистического мышления – демократизацию общественно-политической жизни античной Греции VI-V вв. до н.э. Демократия включала в себя институт равного участия граждан в политической жизни общества, право публичного обсуждения идей, относящихся к политическому устройству полиса. Высшим и достойным видом познания стало считаться теоретическое познание – познание ради познания (Аристотель), поиск истины, свободный от утилитаристских забот о полезности полученного знания. Формирование античной науки означало формирование рационального мышления, нацеленного на познание сущности и объективных законов окружающего мира. Человеческое познание преодолевает «притяжение» обыденной жизни и утилитарно-практических задач и поднимается на теоретический уровень. Античная наука формируется как теоретическое познание мира, получающее знание о реальности преимущественно с помощью рассуждений, наблюдений (созерцания), а не экспериментов. Научное познание и техника существовали в античной культуре как два самостоятельных вида человеческой деятельности. Научное познание выражало способность человека к абстрактному мышлению, моделированию, идеализации, установлению логических связей. В античные времена вопрос о причинах успешности практических результатов в технике не рассматривался. |