Социология1_Гоббс_и_Монтескьё_. Вопросы к текстовым материалам теории Т. Гоббса Каковы характеристики естественного состояния
Скачать 14.34 Kb.
|
Вопросы к текстовым материалам теории Т. Гоббса 1. Каковы характеристики «естественного состояния» человека? В основу своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все». 2. Почему в «естественном состоянии» невозможно заниматься производственной деятельностью? В естественном состоянии, отмечал философ, действует лишь естественное право, позволяющее человеку "делать все, что ему угодно и против кого угодно". Мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый человек, действуя на свой страх и риск, добивается того, что ему выгодно, что служит его интересам. Гоббс не только не идеализировал естественное состояние человечества, а, напротив, подчеркивал, что оно мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности. люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право уступает место естественному закону, согласно которому "человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению" 3. Назовите основные причины войны всех против всех? Эгоизм и стремление к самосохранению, недоверие; жажда славы и богатства 4. Перечислите несколько «естественных законов». Почему они не работают в «естественном состоянии»? Первый и основной естественный закон гласит: нужно искать мир всюду, где можно его достичь; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны. Из основного закона Гоббс выводит, остальные естественные законы. При этом особое значение он придает второму естественному закону, гласящему: "...право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них". Всего в "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Достаточно сказать, что большинство из них носит характер требований и запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Резюмируя все естественные законы, Гоббс сводит их к одному общему правилу: "не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе". Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира, отказываются от части своих "естественных прав" и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами - государство. Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми. 5. Как классическая «дилемма заключенного» иллюстрирует описанное Гоббсом «естественное состояние» человека? Гоббс считал, что естественное состояние - это постоянная война между людьми с конфликтующими интересами, заставляющая людей ссориться и искать личной власти даже в ситуациях, когда сотрудничество было бы взаимовыгодным для обеих сторон. Благодаря его интерпретации людей в естественном состоянии как эгоистичных и быстро вступающих в конфликты, философия Гоббса заложила основу для того, что теперь называется проблемой коллективных действий. 6. Как возможна общественная жизнь? Гоббс утверждал, что изначально каждым человеком движет жажда наживы, власти, корысть и желание обладать и наслаждаться всем. Один человек отбирая у другого и обогащаясь, не был уверен, что кто-то не захочет отобрать и у него его состояние, а может быть и жизнь. Из этого следует, что из-за равенства происходит взаимное недоверие. Так же равенство уравнивает шансы и для достижения цели. 7. Можно ли назвать Гоббса теоретиком солидарности? Почему? Я думаю, что Гоббса можно назвать теоретиком солидарности, ведь социальная солидарность – это взаимосвязь людей друг с другом, обеспечивающая соблюдение общих интересов, задач, ценностей, идей и убеждений, которые в той или иной мере совпадают. А идея Гоббса об общественном договоре подтверждает возможность создания солидарного общества, так в теории естественного состояния Гоббс не только критикует природу человека, но и предлагает пути решения данной проблемы. 8. Проанализируйте фрагмент титульного листа книги «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», который содержится во вложении. Анализируя титульный лист «Левиафана» мы видим изображение огромного человека, на его голове корона, которая показывает нам его величество над всеми, в руках расположены меч и скипетр, символизирующие могущество Левиафана. Внутри него мы видим большое количество людей, которые, возможно, находятся под властью Левиафана. 9. Приведите исторические примеры переходов из государственного в естественное состояние и обратно. Яркими примерами данной ситуации будут такие исторические события как: Смутное время 1598-1613 гг. И Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762гг. Причем первое из них характеризуется войнами, кризисами и массовым голодом. В оба исторические периода отчетливо наблюдается массовая смена власти, которая доставалась претендентам далеко не мирными путями. 10. В чем минусы концепции Гоббса? Минусы концепции Гоббса в том, что они не всегда отражают истинный порядок вещей, например в теории общественного договора: 1) нет исторических доказательств, что какое-либо государство возникло путем заключения общественного договора. Более того крупные сообщества не могут возникать таким образом, поскольку в крупном коллективе невозможно обеспечить процедуру, чтобы каждый мог договориться с каждым. 2) негативные аспекты правопорядка. Правопорядок у Гоббса является продуктом страха. 3) Гоббс ставит позитивное право выше естественного. Другими словами, воля законодателя или воля политической элиты ставится выше принципов естественного права Вопросы к текстовым материалам теории Ш.Л. Монтескье 1. Почему Монтескье называют родоначальником функционализма? Монтескье считал главной своей задачей исследование сущности, ценности культурных явлений, генетических, причинно-следственных связей между ними, их взаимного влияния. Реализуя эту задачу, он стремился выявить зависимости между отдельными элементами культуры, уделяя главное внимание при этом исследованию функций культурных элементов, то есть тех ролей, которые эти элементы выполняют по отношению к культуре в целом и друг к другу. 2. Как связаны социальные институты того или иного общества? Приведите любые иллюстрации его идеи из истории или современности. Например: экономика и образование. Чем выше уровень развития экономики, ее эффективности, тем выше уровень налоговых поступлений в бюджет, тем больше государство сможет выделить средств на бесплатное всеобщее образование населения, тем выше будет качество получаемого образования и т.д. — и наоборот, чем выше уровень образования населения, подрастающего поколения, тем выше квалификация работников народного хозяйства, тем с более сложной и производительной техникой они смогут работать, что повысит эффективность экономики. 3. Какой из социальных институтов общества (если таковой есть) является основным, задающим конфигурацию остальных? Как вы думаете, почему? Я считаю ,что основным институтом является государство, т.к. оно наделено высшей силой. Оно имеет все рычаги влияния на общество. 4. В чем разница между природой и принципом правления? Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй человеческие страсти, которые двигают им. Но законы должны в такой же степени соответствовать принципу каждого правительства, как и его природе. 5. Как влияет размер территории и климат на институты общества? Монтескье считал, что в холодном климате чувствительность человека к наслаждениям должна быть мала, эта чувствительность должна быть более значительна в странах умеренного климата и чрезвычайно сильна в жарких странах. Подобно тому, как различаются климаты по градусам широты, их можно было бы различать по степени чувствительности людей. Одну и ту оперу в Англии слушают холодно, а в Италии – с восторгом. Рабство тоже проистекает из климата. Есть страны, жаркий климат которых настолько истощает тело и обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную работу только из страха телесных наказаний. Монтескье уточняет, что кроме климата на жизнь общества влияют и другие факторы – религия, законы, формы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Чем сильнее действует один фактор, тем более ослабляется действие других. Над дикарями властвует исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, в Японии тираническая власть принадлежит законам, над Спартой в былое время господствовали нравы, принципы правления и нравы старины господствовали в Риме. Характеристика территории влияет на дух народа, который здесь проживает. Островитяне более склонны к свободе, чем жители континента. Островитянам не угрожает опасность быть покорёнными и им легче сохранить свои законы. Монтескье выделил три формы правления: республику, монархию и деспотию. Каждой определённой форме правления соответствует определённый размер территории. Республика должна быть небольшой территории, иначе она не удержится. Монархическое государство должно быть средней величины. Если бы оно было слишком обширно, то бароны, находившиеся вдали от столицы, могли бы перестать подчиняться монарху. Обширные размеры империи – предпосылка для деспотии. Именно поэтому так много тиранов было в истории России, территория которой всегда была большой. По нашему мнению, представительная демократия является сегодня самой передовой формой правления и должна быть установлена во всех странах независимо от размеров территории. Страны с большой территорией, такие как США и Россия, должны выбирать такую разновидность представительной демократии, как президентская республика, т.к. она обеспечивает более жёсткий режим. Страны с маленькой или средней территорией, такие как большинство западноевропейских стран, должны выбирать парламентскую демократию. 6. В чем проявляется детерминизм Монтескье? Ш.Л. Монтескье сформулировал кредо географического детерминизма: «Власть климата есть первейшая власть на земле». Именно климат, по мнению Монтескье, оказывает прямое воздействие на физиологическое состояние людей, а значит, и на их психологию, что, в свою очередь, играет решающую роль при организации общественного устройства и учреждении политических порядков. 7. В каких смыслах Монтескье употребляет понятие «закон»? Закон, по Монтескье, как раз и выражает «момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях». В процессе исследования необходимых отношений, порождающих закон (т.е. Законообразующих отношений и факторов), Монтескье, прежде всего, обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Большое значение, далее, уделяется необходимости соответствия положительных законов природе и принципам установления правительства (т.е. Форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т.д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д. 8. В чем минусы концепции Монтескье? В теории Монтескье много неясностей. Разделение властей противоречит тому фактическому единству, которого требует государственная деятельность. Ha этой точке зрения стояли некоторые французские государственные деятели в эпоху революции. |