Главная страница
Навигация по странице:

  • Из интернета

  • Религии мира. Религии мира. Вопросы на зачёт copy. Вопросы к зачету по дисциплине Религии мира


    Скачать 1.11 Mb.
    НазваниеВопросы к зачету по дисциплине Религии мира
    АнкорРелигии мира
    Дата28.01.2023
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРелигии мира. Вопросы на зачёт copy.docx
    ТипДокументы
    #909738
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    5 билет. Функции религии.


    По лекции (В.М. Сторчак):

    • Мировоззренческая или экзистенциальная (ничто не может со всей глубиной поставить вопрос о смерти). Только у человека есть самосознание — умение отделить себя от другого мира (мысль о смерти — только религия аргументирует, зачем человеку жить, если он всё равно умрёт);

    • Интегративная или объединяющая (объединяет людей по принадлежности людей к той или иной религии). «Мы избраны Богом».

    • Компенсаторная (Карл Маркс) (человек знает, что такое неудача, и может её осмыслить) (Почему я? Почему у него всё, а у меня ничего?) (иначе — война всех против всех, но её предотвращает голос Свыше).

    • Регулирующая или дисциплинирующая (10 заповедей христианства через Моисея; «договор» — это «завет»; основа всего законодательства).

    • Эйфорическая (часть компенсаторной функции).

    • Функция социальной динамики (Макс Вебер) («сознание определяет бытие») (религии: авраамические — иудаизм, христианство, ислам «религии освоения мира»; южноазиатские — буддизм, индуизм «религии бегства от мира»; конфуцианство «религия приспособления к миру»).

    • «Религия — это опиум народа» (межклассовая борьба).

    • «Идеализм важнее прагматизма» (самая сильная мотивация).

    • «Капитализм родился в кальвинизме» (Макс Вебер)

    Из интернета:




    6 билет. Новые религиозные движения и культы (НРД).


    Появление:

    1-я точка зрения – появление в 16 веке протестантов

    2-я точка зрения – те религии, которые не имеют отношения к предыдущим.
    Причины:

    Институализация и формализация традиционных конфессий.

    • Глобализация мира. Интернет.

    • Урбанизация культуры: отрыв от традиционных корней культуры, комплекс «психологического вакуума», терапевтическая функция религии.

    • Процесс секуляризации современного мира.


    Тер­ми­ном «но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния (НРД)» обо­зна­ча­ют­ся ре­лигиозные дви­же­ния и груп­пы, по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1960–70-х гг. в США, стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы, не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах Азии, а с середины 1980-х гг. – в Рос­сии.

    От тра­ди­ци­он­ных ве­ро­ва­ний ряд НРД от­ли­ча­ет­ся но­во­вве­де­ния­ми, су­ще­ст­вен­но рас­хо­дя­щи­ми­ся с ве­ро­учи­тель­ны­ми ус­та­нов­ка­ми ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий. При этом часть НРД ис­поль­зу­ют эле­мен­ты док­трин тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий – ин­ду­из­ма, буд­диз­ма, хри­сти­ан­ст­ва.

    Ве­ро­ва­ния последователей НРД не толь­ко не уко­ре­не­ны в тра­ди­ции на­ро­дов стра­ны, на­ции, ре­гио­на, но и под­час всту­па­ют с ни­ми в кон­фликт. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют при­вер­жен цы язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­стаи­ваю­щие на ис­то­ри­че­ской из­на­чаль­но­сти их ре­лигиозной тра­ди­ции.

    НРД ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем и до­ми­ни­рую­щей ро­лью в них ос­но­ва­те­лей та­ких дви­же­ний или их ли­де­ров, ко­то­рые час­то про­воз­гла­ша­ют се­бя бо­же­ст­ва­ми или их по­слан­ни­ка­ми (мес­сия­ми), при­нёс­ши­ми в мир но­вое, един­ст­вен­но ис­тин­ное уче­ние.

    Не­смот­ря на ряд су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий, у НРД есть и не­что об­щее: ре­лигиозный ра­ди­ка­лизм (ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние ре­лигиозной тра­ди­ции или за­ме­на её на со­вер­шен­но иную), со­ци­аль­ная «аль­тер­на­тив­ность» (стрем­ле­ние транс­фор­ми­ро­вать об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский строй).

    По со­дер­жа­нию ве­ро­учи­тель­ных док­трин зна­чи­тель­ная часть НРД мо­жет быть от­не­се­на к не­ох­ри­сти­ан­ским (напр., Цер­ковь объ­е­ди­не­ния, Цер­ковь Хри­ста и др.), нео­ори­ен­та­ли­ст­ским (напр., Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны), син­кре­ти­че­ским (напр., Цер­ковь сай­ен­то­ло­гии), ок­культ­но-мис­ти­че­ским и не­оя­зы­че­ским на­прав­ле­ни­ям, те­че­ни­ям и шко­лам. Кро­ме то­го, к ка­те­го­рии НРД не­ред­ко от­но­сят и груп­пы са­та­ни­стов.

    Российские РНД: Бо­го­ро­дич­ный центр, Цер­ковь по­след­не­го за­ве­та и ряд дру­гих. Не­ко­то­рые из них опи­ра­лись на край­не про­из­воль­ное ис­тол­ко­ва­ние пра­во­сла­вия (Бо­го­ро­дич­ный центр). У дру­гих ос­но­вой ве­ро­уче­ния ста­ли по­ло­же­ния не­сколь­ких ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий (Цер­ковь по­след­не­го за­ве­та). Часть НРД име­ла ок­культ­ный ха­рак­тер (Бе­лое брат­ст­во) или опи­ра­лась на на­сле­дие оте­че­ст­вен­но­го ори­ен­та­лиз­ма (уче­ние суп­ру­гов Ре­ри­хов – Жи­вая эти­ка). Другие пы­та­лись ре­кон­ст­руи­ро­вать древ­ние сла­вян­ские ве­ро­ва­ния.

    Рас­про­стра­не­нию в Рос­сии не­оре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний в зна­чи­тель­ной ме­ре спо­соб­ст­во­вал глу­бо­кий кри­зис, а за­тем и рас­пад су­ще­ст­во­вав­шей эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и идео­ло­ги­че­ской сис­те­мы. При­чи­на по­пу­ляр­но­сти мно­гих НРД объ­яс­ня­ет­ся и тем, что они в ус­ло­ви­ях па­де­ния то­та­ли­тар­но­го строя дос­та­точ­но бы­ст­ро адап­ти­ро­ва­лись к со­ци­аль­ным ожи­да­ни­ям российского на­се­ле­ния. Боль­шин­ст­во НРД воз­ник­ло в Рос­сии в ре­зуль­та­те уси­лий ино­стран­ных мис­сио­не­ров. По раз­ным оцен­кам, в нач. 21 в. в Рос­сии было от 250 тыс. до 600 тыс. по­сле­до­ва­те­лей НРД.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта