Экзамен по философии. Вопросы Основной вопрос, предмет и функции философии
Скачать 67.98 Kb.
|
ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ ВОЛОШИНА ВОПРОСЫ: 1. Основной вопрос, предмет и функции философии. 2. Древнеиндийская философия: Астика. 3. Древнеиндийская философия: Настика. 4. Философия Конфуция. 5. Милетская школа 6. Философия Пифагора 7. Античная диалектика: Гераклит. 8. Древнегреческие философы-материалисты 9. Философия Сократа. 10. Философия Платона. 11. Философия Аристотеля. 12. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. 13. Философские идеи Августина Аврелия и Фомы Аквинского. 14. Философия Ренессанса: итальянский гуманизм. 15. Философия Нового времени: Ф. Бэкон. 16. Философия Р. Декарта и Б. Спинозы. 17. Философия Нового времени: Д. Локк и Г. Лейбниц. 18. Философия французского Просвещения ХVIII века. 19. Философия И. Канта. 20. Философская концепция Гегеля 21. Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 22. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 23. Первый позитивизм: О. Конт и Г. Спенсер. 24. Философия иррационализма: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. 25. Неопозитивизм: «Венский кружок». 26. Философия В.С. Соловьева 27. Философия Н.А. Бердяева. 28. Философия Евразийства. 29. Философия экзистенциализма 30. Онтология: проблема бытия в философии. 31. Основные формы бытия. 32. Современная наука о строении материи. 33. Основные концепции пространства и времени. 34. Основные законы и категории диалектики. 35. Социальная философия. 36. Теория общественно-экономических формаций. 37. Проблемы государства и права в философии. 38. Философская антропология. 39. Биологическое и социальное в человеке. 40. Основные концепции происхождения человека. 41. Проблема сознания в философии. 42. Основные формы общественного сознания. 43. Гносеология. 44. Основные концепции истины 45. Философия науки. 46. Уровни, формы и методы научного познания. 47. Философия истории: А. Тойнби 48. Философия истории: К. Ясперс. 49. Философия культуры. 50. Философия сознания ОТВЕТЫ: 1 вопрос: Основной вопрос философии –об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию) Философия- это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.( греч «любовь к мудрости») (разговор души с собой – Платон) Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Структуру предмета философии составляют четыре основных раздела: 1. онтология (учение о бытии) 2. гносеология (учение о познании мира человеко) 3. социальная философия 4. эсхатология ( учение о конце света) 5. Праксиология ( учение практик/исследовний) 6. Аксиология( природа ценностей и их место в соц. Действительности (осн.вопрос «что есть благо?» - сократ) ФУНКЦИИ: 1. мировоззренческая–способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. методологическая – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3. мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить, обобщать, создавать мыслительно-логические схемы; 4. гносеологическая – ее цель, правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания); 5. критическая – подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, расширяет границы познания, разрушает догмы, следовательно, модернизирует знания; 6. аксиологическая - ( от лат.- ценность) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей моральных, этических, социальных и др.; 7. социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы, совершенствование; 8. воспитательно-гуманитарная – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает адаптироваться человеку в окружающем мире и найти смысл жизни; 9. прогностическая – на основе имеющихся знаний пытается спрогнозировать тенденции развития будущего. 2 вопрос: Астика- это философско-религиозное течение, признающее священность Вед. Народ верит в существование трансцендентного мира ( жизнь после смерти) К астике относятся: САНКХЬЯ- дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. НЬЯЯИ ВАЙШЕШИКА- наивно-материалистические учения о бытии. В качестве основания мироздания в вайшешике рассматривались земля,вода,воздух и свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств и логическое мышление. ЙОГА- (перевод «единение») возникла в начале н.э. ОСНОВАТЕЛЬ- мудрей Патанджали. В центре внимания йоги- человек на пути его духовного совершенствования. 3 вопрос: Настика- оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. К ней относятся: буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. БУДДИЗМ- индийская религия, основанная на ряде оригинальных учений, приписываемых Гаутаме Будде. Буддийский путь сочетает философские размышления и медитацию. Философия была направлена на духовное освобождение и имела сотериологические цели. ДЖАЙНИЗМ- древняя религия, появившаяся в Индии в VI веке до н.э. Основатель- Кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Философия и практика джайнизма основана на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Джива- душа, оставшаяся от прежних жизней и достигшая нирваны. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА- школа в истории Индийской философии, в которой отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция. «Чарвака» (искусство красиво говорить), «Локаята» (народное мнение) Отрицает существование идеального мира,души и ее переселения, божественных законах и самих божествах. МИР состоит из 4 стихий: Вая- воздух, Агни- огонь, Ап- вода, Кшити- земля. Чарваки считали, что единственное истинное знание человек получает через органы чувств. 4 вопрос: КОНФУЦИЙ ( 551-479 г до н.э) Настоящее имя- Кун Цю. Книга: « Беседы и суждения» Философия Конфуция являет собой идеальную систему жизненных принципов, благодаря которой общество сливается с государством в единую сущность. Философская система «Конфуцианство». Конфуцианская этика НЕ религиозна. Афоризмы: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»; «Там, где кончается терпение, начинается выносливость»; «Если ты ненавидишь- значит тебя победили» 5 вопрос: МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА- философская школа, основанная Фалесом в Милете. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Милетская школа была преимущественно естественно-научной и не ставила теоритических проблем бытия и познания, с нее начинается история европейской научной космологии,физике,географии, астрономии и биологии. ОСОБЕННОСТИ- поиск единого первоначала, из которого возник окр.мир. Фалес: 1)первоначалом всего считал воду. 2)Земля- плоский диск, который покоится на воде. 3)Определил продолжительность года (365) 4) Земля- центр Вселенной. 5) Верил в богов. 6 вопрос: ПИФАГОР- писатель, создатель первого в мире научного сообщества – философская школа объединяла поддерживавшихся друг другом единомышленников. Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами ( ПР: единица- начало любой вещи; 2- та же вещь, но наделенная какими-либо качествами). ПИФОГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в целом, рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии. ОСНОВА УЧЕНИЯ- категория двух противоположностей: предельное и беспредельное. Например: нечётность- чётность; единица- множество; правое-левое; доброе-злое и т.д. 7 вопрос: ГЕРАКЛИТ- основатель дистентии ( раздел, наследующий категорию развития) Он обосновывает идею о всеобщем движении и развитии, т.е. считает, что все предметы и явления НЕ могут существовать без движения. ОИСТОЧНИК ДВИЖЕНИЯ- борьба противоположностей. Познания начинается с чувств и ощущений. Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью огня. Весь мир представляет собой вечный поток сменяющих друг друга явлений. 8 вопрос: МАТЕРИАЛИЗМ- философское направление, противоположное идеализму. Философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное - вторичным. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор,Демокрит. Философы античности строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков( т.е. 4 стихии). Они понимали под материей таккую реальность, которая существует независимо от сознания. ЭМПЕДОКЛ- древнегреческий философ,врач,оратор. Книги: «О природе»; «Очищения». Принимает в качевте первоначала мироздания 4 стихии, которые называет «4 корня вещей» Придерживается философии Парменида. Сформировал понятие «элемент» АНАКСАГОР- афинский философ,физик-плюралист. Считает, что предмет состоит из множество крошечных предметов (ПР: камень состоит из мельчайших камушков) Видимое значение мира понимает как результат соединения и разъединения неизменных начал. ДЕМОКРИТ- древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. Весь мир состоит из атомов. Человек, как и вся окр. природа, состоит из атомов, которые образуют его тело и душу. Душа- источник активности для тела. МЫШЛЕНИЕ ДАЕТ НАМ БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ, ЧЕМ ОЩУЩЕНИЯ. 9 вопрос: СОКРАТ- древнегреческий философ, начинатель классического периода греческой философии. Сократ никогда не писал собственные произведения, его образ известен через произведение Платона «Пир». Диалектический метод Сократа представляет собой поиск истины путем постановки наводящих вопросов. В нём выделяют 3 стороны: 1) Сократическая ирония – прием диалога, когда изначально он(собеседник) мнимо соглашался с одним из участников беседы, а затем показывал ложность мнения оппонента, в результате оппонент оказывался в ниженном состоянии. СМЫСЛ: исключение догм, осознании главного тезиса сократовской мудрости «Я знаю, что ничего не знаю» 2) Индукция- метод познания, когда общему понятию дается определение, после чего рассматриваются общие примеры. ЦЕЛЬ: выработка определения, которое учитывает все частные случаи его употребления. 3) Майёвтика- метод философствования, который помогает «рождению» истины в душе собеседника. Процесс освобождения от ложных убеждений и фальшивых иллюзий помогает человеку избавиться от самоуверенности и самонадеянности, «родить» истину. Основополагающая способность человека- разум и мышление. 10 вопрос: ПЛАТОН- афинский философ, основатель платонической школы мысли и Академии ( первое высш.уч.заведение в западном мире) Платон один из основателей идеалистического направления в мировой философии. Считал, что существует 3 части души: 1) разумное начало ( сознательная д-ть(философы)) 2) яростное начало( порядок, преодоление трудностей(воины)) 3) страстное начало (вожделения человека(Крестьяне)) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ построена на том, что человек имеет врожденные идеи, вспоминая которые он открывает для себя мир. ИДЕЯ БЛАГА- Солнце.( необходимое условия для человеческой жизни, как познавательной, так и физической) 11 вопрос: АРИСТОТЕЛЬ- греческий философ и эрудит. Ученик Платона. Труды: «Органом» ПЕРВОНАЧАЛО ВСЕГО СУЩЕГО: 1. Материя; 2. Форма; 3. Действующая прчиина; 4. Цель- благо. 3 вида души: 1) растительная душа (растения) 2) чувственная (животные) 3) разумная(человек). СУТЬ ДОБРА- господство разумного элемента души над чувственными.(этика) Индукцией Аристотель считал - метод выявления общего, с помощью которого можно объяснить единичные факторы, а Дедукцией- метод доказательства из силлогизмов, т.е из общих выводов. 12 вопрос: Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции. К основным чертам относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. ЭПИКУРЕИЗМ — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. СТОИЦИЗМ - это школа эллинистической философии , основанная Зеноном Ситием в Афинах в начале 3 века до н. э. Согласно его учениям, как социальные существа, путь к эвдемонии (счастью или блаженству) для людей состоит в том, чтобы действовать в соответствии со своей природой, то есть быть рациональными и социальными существами в каждый момент. СКЕПЦИЗМ— направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно. 13 вопрос:АВРЕЛИЙ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ- римкий философ, один из основателей христианской философии. Труды: « О граде Божьем» «Исповедь» Считал, что Бог- источник и причина всего. Человек имеет прошлое, настоящее и будущее.Бог находится вне времени, он вечен. Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени , движения истории и исторического прогресса , личности человека , его свободы воли , а также его спасения. ФОМА АКВИНСКИЙ- итал. философ. Основные философские идеи Фомы Аквинского: Истина науки и веры не противоречивы касательно друг друга . Между ними есть гармония и мудрость . Душа является субстанцией, которая едина с телом. И в этом тендеме рождаются чувства и мысли. Согласно Фоме Аквинскому конечная цель существования человека – это блаженство, которое обретается в созерцании Бога. 14 вопрос: Философия итальянского гуманизма – философия эпохи Ренессанса (ренессанс означает «возрождение»). Ренессансный гуманизм возник в Италии (во Флоренции) в 14 веке и впоследствии охватил всю Европу. Среди отличительных черт философии Ренессанса: - возобновление интереса к классической цивилизации и образованию; изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры, поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический; - частичное возвращение авторитета Платона над Аристотелем, доминировавшим в средневековой философии. Платон в философии Ренессанса становится символом Прогресса. В представлении платоников Ренессанса Платон был «философом», «мудрецом», его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии - греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. Гуманисты итальянского Ренессанса верили, что свободные искусства должны практиковаться всеми, независимо от социального положения. 15 вопрос: ФРЭНСИС БЭКОН- англ.философ. Труды: «Новый Органом» «Новая Атлантида» Критиковал философию Аристотеля, утверждая, что дедуктивный метод НЕ приносит новых знаний. Наука должна упираться в индуктивный метод познания. Вывел понятие «Идол» - это призрак. КАТЕГОРИИ ИДОЛОВ: 1. Идолы человеческого рода ( присуще всем людям, врожденные, склонность наделять природу человеческими качествами) 2. Идолы пещер ( индивидуальные особенности человека, влияющие на процесс познания) 3. Идолы рынка ( неправильное использование научных понятий) 4. Идолы театра ( некритическое отношение к авторитетам науки). Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии.Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. 16 вопрос: РЕНЕ ДЕКАРТ- французский философ, представитель рационализма. Изучал структуру мозга человека. Источниками знания считал: опыт,умозаключение и врожденные знания. Основой новой философии считал сомнение. «Мыслю, следовтельно, существую» Философия Рене Декарта является одной из основ европейского рационализма . Она строится на поиске неопровержимых оснований любого знания. Мыслитель стремился достичь абсолютной истины, достоверной и логически непоколебимой. Противоположными подходами были:эмпиризм, опирающийся на чувственный опыт и довольствующийся относительной истиной мистицизм, опирающийся на сверхчувственное, мистическое знание. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА- нидерландский философ-рационалист. Предметы исследования: проблема субстанции,теория познания, этика. В основе философии Спинозы лежит пантеизм: все что существует, является по его мнению единым бытием, которое может быть названо Богом, или Природой, в зависимости от того, с какой точки зрения на него смотреть. В каждой особой форме Бытия присутствует общий принцип – «сила»; то есть, сам факт существования чего-либо указывает на силу, благодаря которой этот предмет существует, а Бог, или Природа, есть единство всех этих сил. 17 вопрос: ДЖОН ЛОКК- англ.философ,педагог, врач и ученый. Труды: «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании» Критиковал Платона и утверждал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Все знания приобретаются через опыт. Он выделил три вида знания: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ- нем.философ,математик,юрист,языковед. Труды: «Рассуждения о метафизике» «Новая система природы» «Монодология» ОСНОВА ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ- учение о монадах(первичная активная субстанция,имеющая духовную природу и отражающая в себе весь мир) Носители монад- человек. БОГ- абсолютно сознательная монада. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. 18 вопрос: Философия французского Просвещения основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Деизм отвергал идеи личного бога и пантеизма – отождествления бога с природой. 19 вопрос: ИММАНУИЛ КАНТ- нем.философ.Труды: «Критика чистого разума» «Критика способности суждения» Теория Канта- все планеты солнечной системы заселены разумными существами и чем дальше они от солнца, тем они разумней. Также степень совершенства зависит от грубости материи, из которой они состоят «Чем грубее материя, тем менее совершенен разум» Человек познает лишь явления, а сущность вещей НЕПОЗНОВАЕМА В процессе познания Кант встречает противоречия, которые называет антиномии. Существует 4 антиномии двух видов. Математические ( 1. Мир имеет начало и границы- Мир не имеет границ и времени 2. Мир состоит из простого- В мире нет ничего простого) и Динамические (3. В мире есть причинность через свободу- в мире нет причинности через свободу 4. Бог есть- бога нет) «Поступки человека – образец общества» 20 вопрос: Георг Вильгельм Фридрих Гегель- нем.философ-идеалист. Главная идея отнологии заключается в отождествлении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием(материя) и идеей(разум) НЕ существует. Разум,сознание,идея обладают бытием, а бытие- сознанием. Человек- носитель абсолютной идеи, Сознание- частица Мирового духа. 21 вопрос: ИОГАНН ГОТЛИВ ФИХТЕ- нем.философ. Один из представителей немецкого идеализма. ИДЕЯ о широком теоритическом и практическом значении наукоучения. В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ- нем.философ. Основной принцип в натурфилософии – единство (Природа представляет один бесконечно разветвляющийся организм). Поддерживал идею Фихте. Шеллинг стремился доказать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. 22 вопрос: Людвиг Андреас Фейербах-нем.философ-материалист. Предмет философии- человек. Первичный элемент бытия- природа и материальный мир. ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ- ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ. Характерной чертой его материализма был антропологизм заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывном единстве с ней. Природа – основа духа. 23 вопрос: Первый позитивизм, утвердивший идеал позитивного знания, во многих отношениях был и продолжением традиционной метафизики, и попыткой ее преодоления. Так, родоначальники позитивизма в своих философско-исторических обобщениях отводили метафизике роль исторически необходимой формы и стадии человеческого духовного опыта. ОГЮСТ КОНТ- франц.философ, один из родоначальников позитивизма и социологии. Труды: «Курс позитивной философии» «Дух позитивной философии» Кон считал, что метафизика должна уступать место позитивной философии. Позитивная философия- совокупность общих научных положений всего обширного положительного, естественно-научного и социального материала. ОСОБЕННОСТЬ ПФ- признание всех явлений подчиненными естественным законам. Выделил 3 стадии эволюции человека: 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Научная ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР- анг. Философ, который называл своей главной целью- создание такой философии, которая объединяет данные всех наук и формирует их общие закономерности. Труды: «Основные начала» Считал, что науку и религию нельзя противопоставлять друг другу, ведь и та и та приводят человека к одной и той же общей идее Непознаваемого или «первоначала причины» 24 вопрос: АРТУР ШОПЕНГАУЭР- нем.философ. Критиковал диалектику Гегеля. Поддерживал идеи Канта и Платона. ПРИНЦИП ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА- волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля. Воля независима от разума, но является его неотъемлемой частью. Чтобы избавиться от зла нужно вести аскетичный образ жизни, Итак, философия Шопенгауэра пессимистична, но позволяет переосмыслить нашу жизнь, задуматься над тем, что действительно ценно и важно. ФРИДРИХ НИЦШЕ- нем.фиолософ,филолог. Являлся противником любой религии. Являлся воинствующим атеистом, его взгляды можно было назвать всеотрицающими и крайне радикальными. Он критиковал христианство как основу общества и христианскую мораль. Отрицает смысл жизни и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели жизни. ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ИДЕЯ: «Идея о сверхчеловеке», которая заключается в том, что всю жизнь люди борются за выживания и выживают лишь сильнейшие. Труд: «Антихрист» «По ту сторону добра и зла» «человеческое, слишком человеческое» 25 вопрос: ВЕНСКИЙ КРУЖОК—группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 М. Шпиком при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил ряд молодых ученых. Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма (Дюгем, Пуанкаре) и тем самым противостоять ленинской критике «эмпириокритицизма», воспринимавшейся ими совершенно серьезно. сторонники данного вида позитивизма отклоняют все метафизические построения, все философские суждения, не опирающиеся на естественно-научные данные. Задача философии, с точки зрения членов Венского кружка, — добиваться ясности предложений, посредством которых мы говорим о фактах. 26 вопрос: ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ- русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основа такого мировоззрения- христианство. ИДЕЯ- идея всеединства. Сущее есть единое. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает священная троица и ее связи со всеми божественными творениями. Основной принцип всеединства- «ВСЁ ЕДИНО В БОГЕ» 27 вопрос: НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ- Русский религиозный и политический философ, социолог. Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой творчески преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было учение о «первичной» свободе, над которой не властен даже Бог. 28 вопрос: Еврази́йство — первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, возникшее в среде русской эмиграции, для которого центральной является историософская и культурологическая концепция России-Евразии как самобытной цивилизации, объединившей элементы Востока и Запада. Их учение призвано было объяснить существование Советской России – страны, чуждой экономически и политически остальному миру, – определить ее место и ее путь. Важной составляющей евразийства является попытка переосмысления прошлого и настоящего России, "новое прочтение" русской истории. В идеологии евразийства князь П. Трубецкой выделял несколько составляющих: 1) критика западной и выработка собственной концепции культуры; 2) обоснование идеалов на началах православной веры; 3) осмысление геоэтнического положения России и утверждение ее особых путей развития как Евразии; 4) учение об идеократическом государстве. 29 вопрос: Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями. Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века. 30 вопрос: В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т. п. Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть. 31 вопрос: Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек. Первые представления о бытии сформировались в древней философии. Так, Парменид — основоположник учения о бытии — учил, что бытие — это сущее, и кроме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сторонами. По. Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. 32 вопрос: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу — в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Основными формами материи в настоящее время признаются: физическая, химическая, биологическая и социальная. Формы движения материи и развития входят в состав основных форм материи или соответствуют им. 33 вопрос: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон). 2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). 34 вопрос: Существует три закона диалектики: 1) закон единства борьбы и противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей гласит, что в основе всякого развития материальной системы лежит борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве. 2) закон перехода количественных изменений в качественные; Переход количественных изменений за пределы меры ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству. 3) закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. 35 вопрос: Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Выделяется два типа философствования при этом: Ценностная (валюативная). Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. Рефлективная. Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах. В качестве предмета анализа социальной философии выступают: Субъекты социального развития (личности, классы, нации); Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена); Движущие силы и перспективы общественного прогресса; Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии. Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации. 36 вопрос: Теория общественно-экономических формаций. Основополагающей идеей теории общественно-экономической формации является идея о том, что в обществе материальные отношения определяют духовные, а не наоборот. Общественное бытие определяет общественное сознание. Основными понятиями теории общественно-экономической формации являются: базис, надстройка, общественно-экономическая формация, класс, классовая борьба, революционный переворот. 37 вопрос: Философия политики и государства, философия права – наиважнейшие разделы социальной философии. Государство, право и политика составляют основу не только социальной, но и духовной жизни человека. На этих трех основаниях держатся наши представления об обществе, о смысле общественной жизни, о самих себе. Поистине проблемы политики, государства и права имеют не только политологическое, но и мировоззренческое значение. Изучением политики занимается политология, синтезирующая знания о политике, исследующая политическую структуры и организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики. Политика – это управление обществом с использованием совокупности идей, института власти, государства, политический партий и общественных организаций, отражающих интересы социальных групп и общества в целом. Философия политики ставит акцент на осмыслении всего политического бытия – его мировоззренческих, теоретических, ценностных и социально-практических аспектов. Современная философия политики – это компетентное ориентирование в высокомобильном, сверхсложном политическом мире, в его идеях, концепциях, системах, стратегия и технологиях, типах политических практик, в методологических и мировоззренческих основах политических наук, самой политологии как общей теории политики, политических идеологиях. 38 вопрос: Современная антропология означает философское учение о человеке, его природе, сущности. Данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозную философию, экзистенциализм, феноменологию и др., а также научные представления о различных измерениях человека. Такой антропологический поворот в философий был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами Первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия "на изломе". 39 вопрос: Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Организм человека обладает кровеносной, опорно-двигательной, нервной, выделительной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Но, в отличие от животных, он обладает необычайно высокой возможностью адаптации к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в изменениях уровня рождаемости, детской смертности и др. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Это единственный биологический вид, не подчиняющийся условиям среды, а искусственно преобразующий окружающую среду в удобную себе — социальную. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к речевому общению, готовность к общественно полезному труду, сознательной деятельности и творчеству. И эволюционирует человек в двух направлениях: в биологическом (биологическая эволюция) и социальном (социальная эволюция). 40 вопрос: 1. Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом. В креационизме существует сразу несколько гипотез. Согласно одной из них, люди произошли от богов. По другой, человек был создан единым богом. Большинство ученых такие религиозно-мировоззренческие трактовки отвергают. 2. Биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений. Революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения: · человек произошел от животных предков; · человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами. 3. Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека 4. Мутационная концепция –приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе. Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предка человека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предка человека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными. 5. Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. 41 вопрос: Проблема сознания – это анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью Она всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. В частности, исходя из основного вопроса философии возможно сформулировать две прямо противоположные концепции сознания – идеалистическую и материалистическую. 42 вопрос: 1) Мораль – Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля. 2) Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера. 3) Искусство – это средство отражения мира в форме художественных образов. деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая. 4) Наука – отражающает действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении. 5) Философия –, объединяет в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека. 6) Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества. 7) Право –совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе. 8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества. 43 вопрос: Гносеология – это учение о знании, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы. Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними. 44 вопрос: Основные концепции истины 1. Априористская концепция утверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека “припомнить” заложенное в его сознании изначально. 2. Конвенциональная модель истины поддерживает идею, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса 3.Когерентная теория истины. Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. 4. Экзистенциалистские концепции достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины. 5. Классическая концепция под истиной понимает соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека 45 вопрос: Философия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов: знаниевой (какое знание дает наука), методологический (методы науки), лингвистический (язык науки), институциональный, коммуникатиционный (связь, общение). Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Предмет – наука. 46 вопрос: Выделяют два уровня научного познания На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: - наблюдение – целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (наблюдается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими объектами, благодаря применению приборов); - описание – закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем, оно может быть двух видов: качественным и количественным; - измерение – одна величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон); - эксперимент – предполагает изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, чувственное познание ему подчинено, объект отражается со стороны универсальных внутренних связей и закономерностей, происходит постижение его сущности, законов функционирования и развития. задача теоретического познания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: - аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, аксиомы, из которых выводятся чисто логическим путем все остальные утверждения данной теории. Для этого формулируются соответствующие правила вывода; - гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах; - восхождение от абстрактного к конкретному – познание восходит от чувственно-конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к мысленно-конкретному в теории; - исторический метод – изучение реальной истории предмета, логический метод, раскрывает объективную логику, которая воспроизводит в снятом виде основные черты (закономерности) исторической эволюции объекта. Оба эти метода могут применяться только в их единстве и взаимообусловливании; ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - проблема – форма знания о незнании. Данный процесс включает в себя два момента: постановку и решение; - гипотеза форма вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией; - теория – целостная развивающаяся система истинного знания, отображающая закономерные связи определенной области действительности. 47 вопрос: Философия истории – самостоятельная область философского знания, целью которой является изучение качественного своеобразия общественного общества, особенности его развития и перспектив. Арнолд Джозеф Тойнби - полагал, что история имеет всеобщее содержание. Она всегда реализуется через личность и судьбу каждого конкретного человека, имеет человеческое лицо. Тойнби определяет историю как взаимосвязь исторического (временного) и надысторического (вечного). Объектом изучения философии истории не может быть ни человечество в целом, ни какая-либо отдельная нация или государство. Объектом философии истории являются культурно-исторические типы, которые Тойнби называет обществами или цивилизациями. Они являются единицами истории, которые можно сравнивать или изучать. Каждая из этих цивилизаций появляется в результате социокультурного вызова. Вызовы могут быть разнообразные: климатические условия, отношения с другими народами, религиозные идеи. Далее каждое общество проходит в своем развитии определенные этапы: рождение, рост, надлом и смерть. 48 вопрос: Философия истории: К. Ясперс Карл Ясперс - полагал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. История, согласно Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой провидения. Вера является основой и смыслом истории. Единой для всего человечества верой может стать только философская вера. Она есть акт воли, но не следует противопоставлять веру знанию. Любое знание основано на вере. Философская вера – это осознание бытия, его истоков через обращение к исторической ситуации. Понятие «историческая ситуация» является ключевым в философии К. Ясперса. В каждом обществе складываются свои исторические ситуации, но иногда исторические ситуации в разных обществах оказываются близки по духу. Это и есть время для появления философской веры. 49 вопрос.Философия культуры. Философия культуры (культурфилософия) - это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и роли в жизни человека и общества. Человек – центр культуры. Его деятельность, в конечном счете, сводится к производству материальных и духовных ценностей. Обе сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. К культуре относится все то, что противостоит «первой» (нетронутой преобразованием) природе, как нечто возделанное и созданное человеческим трудом. Потому принято различать материальную и духовную культуру. Существует множество определений культуры, поскольку и сама она, и ее понятие исторически развиваются. В начале ХХ в. в культурфилософии, культурной антропологии, социальной антропологии при рассмотрении культуры широко используются достижения лингвистики, этнологии, семиотики, теории информации, поскольку культура аккумулирует и передает из поколения в поколение социальный опыт и социально значимую информацию. Культура пронизывает все сферы общественной жизни. Она – способ социального бытия человека как общественного существа. И потому как социальный индивид человек – это творение культуры и в то же время он ее творец. 50 вопрос.Философия сознания Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела). В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной»[1], намекая на то, что тайна сознания остаётся самым тёмным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной. Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической |