Главная страница

экз. Вопросы по дисциплине Психология и педагогика толерантности личности


Скачать 41.03 Kb.
НазваниеВопросы по дисциплине Психология и педагогика толерантности личности
Дата25.06.2022
Размер41.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкз.docx
ТипДокументы
#615088

ВОПРОСЫ по дисциплине

«Психология и педагогика толерантности личности»

  1. Культура мира и взаимопонимания.

Современные реалии жизни, неспокойная обстановка в регионе требуют специального обращения к проблеме миротворчества. Мир в данном контексте рассматривается как ценность, как условие жизни и как фактор жизнеобеспечения человечества, людей и конкретного человека – личности.

В словаре русского языка Владимира Даля мир трактуется как «Вселенная; одна из земель Вселенной, наша земля, земной шар, свет; все люди, весь свет, род человеческий, община, сходка. Жить в миру значит жить в мирских заботах, в суетности, вообще в свете». В словаре Ожегова появляется другой аспект значения: «согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры».

Первое значение слова, мир как ценность, второе - мир как условие, как фактор жизнеобеспечения. Анализируя мир как сообщество людей, можно предположить, что от конкретных людей, человека, личности зависит мир как условие существования человечества вообще. Но для того, чтобы жить в мире необходимо не только его сохранять, но и творить, что-либо делать, действовать, совершать поступки, т.е. осуществлять процесс миротворчества.

В нашем курсе миротворчество рассматривается как творение мира, как вклад каждого человека в дело мира, а толерантность как механизм воспитания миротворческой личности.

  1. Основы формирования межкультурной толерантности.

В процессе целенаправленного формирования толерантности у обучаемых следует учитывать ее основные критерии: эмпатию, дивергентность мышления, мобильность и социальную активность. Проявлениями эмпатии являются эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение и социальная ответственность. Дивергентность мышления заключается в учтивости, высоком уровне сопереживания, способности к рефлексии. Мобильность предполагает отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость и критичность мышления. Под социальной активностью подразумевается коммуникабельность, автономность поведения, правильная социальная самоидентификация, креативность, социальный оптимизм, инициативность.

  1. Принципы формирования межкультурной толерантности.

  1. Межкультурное общение и взаимодействие основано на

понимании культурных различий. Эффективное взаимодействие

имеет место тогда, когда человек не просто соглашается с тем, что

различия существуют, а понимает сущность этих различий, принимает специфику иной культуры, учитывает ее в своем поведении.

2). Межкультурная коммуникация терпит неудачу, если:

а) осуществляется покушение на систему ценностей, принятых

в культуре другого человека;

б) затрагиваются национальные чувства;

в) унижается национальное достоинство.

3). В процессе межкультурной коммуникации важна ориентация на будущее, а не на прошлое. Безусловно, приступая к межкультурному общению, необходимо знать прошлое, историю своего и чужого народа, их культуру, искусство, литературу, историю взаимоотношений между ними. Однако доминировать должны перспективы на будущее — то, как народы будут жить дальше, как будут сотрудничать, создавать союзы, международные ассоциации, совместные предприятия.

4). В межкультурной коммуникации важен приоритет соблюдения своих интересов в своей культуре и приоритет соблюдения интересов партнера в его культуре. В межкультурной коммуникации необходим особый подход к соблюдению интересов представителей двух культур. Здесь должна иметь место защита не только своих собственных интересов, но и интересов своего народа в целом. Приоритет защиты интересов представителей какой-либо культуры зависит от того, на чьей территории происходит коммуникация.

4. Способы формирования межкультурной толерантности.

Л.Г. Почебут, рассматривая принципы толерантного взаимодействия, приводит пять основных социально-психологических способов формирования толерантности:

1. Формирование правильных атрибуций о личности и поведении человека.

2. Обучение общению, свободному от предубеждений и предрассудков.

3.Профилактика предубеждений.

4.Точное и полное информирование людей с целью снижения интолерантности к неопределенности.

5.Создание условий для тесного и взаимовыгодного взаимодействия предубежденных групп.

5. Цели и задачи курса формирования миротворческого образования.

Основная цель курса заключается в подготовке будущих специалистов к формированию у воспитанников культуры миротворчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толерантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведением. К числу основных задач формирования культуры миротворчества и толерантности мы относим:

  • расширение представлений о многообразии культур в России и в мире; о толерантности в мышлении и поведении, об основах межкультурного взаимодействия;

  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

  • диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности;

  • повышение социокультурной компетентности учащихся;

  • развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

  • использование богатого потенциала культуры собственного народа в воспитательной работе.

  1. Понятие толерантности и ее виды.

Толерантность – категория социальная по происхождению – возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом и установке на уважение и признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, особый (ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный) тип взаимоотношений, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность это установка, регулирующая социальное поведение людей:

Виды: межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; коммуникативная – к субъектам общения. Толерантность во взаимодействии между этносами, в целом, отражает уровень культуры межнационального согласия, урегулирования межнациональных конфликтов и снижения межэтнической напряженности.

Межпоколеннаятолерантность заключается в проявлении уважения и принятия различий по отношению к представителям другого поколения; гендерная в уважении и признании равенства, отказе от доминирования и насилия или преобладания какой-либо одной точки зрения по отношению к представителям другого пола. Социально-экономическая толерантность проявляется по отношению к людям иного социального положения и иного материального достатка; политическая — к представителям власти и людям, принимающим политические решения; межконфессиональная — к лю­дям другой веры, религиозной конфессии.

  1. Правила формирования межкультурной толерантности.

На протяжении истории в процессе совместной жизнедеятельности люди выработали не только принципы, но и правила межкультурного общения и взаимодействия.

«Свинцовое» правило: «Поступай с другими так, как ты не поступил бы с собой», основано на идее неравенства людей и культур. Часто одни народы в отношении других предпринимали культурную экспансию, сопровождаемую войнами, не принимая во внимание, что другие люди тоже любят и ценят свою культуру, свой образ жизни и поэтому защищаются. Такой межкультурный конфликт нередко заканчивается уничтожением малочисленной и более развитой в техническом отношении стороны.

«Серебряное» правило: «Не поступай с другими так, как не поступил бы с собой». Такой подход основан на идее этноцентризма, поскольку предлагает оценивать людей и специфику их культуры, исходя из системы собственных ценностей, «мерить других на свой аршин».

«Золотое» правило: «Поступай с другими так, как ты поступил бы с собой». В основе этого правила лежит идея гуманизма, равенства всех людей на Земле. Оно отлично работает в системе отношений внутри одной культуры. Однако при межкультурной коммуникации придерживаться этого правила не всегда возможно, так как одни и те же поступки в разных культурах интерпретируются и оцениваются по-разному.

«Платиновое» правило: «Делай так, как делают другие. Делай так, как они любят, как им нравится». Оно означает, что, попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни. «

  1. Проблема регуляции межэтнических отношений.

Реальная практика межэтнического взаимодействия в мировом масштабе и этнопсихологические, этносоциологические и политические исследования показали, что самой уязвимой сферой человеческих отношений в поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Как отмечает В. А. Кучер, именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные, политические и др. проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Такая ситуация межкультурного взаимодействия обуславливает необходимость регуляции межэтнических отношений и возрастающую потребность современного общества в развитии толерантности. Проблема же обоснования и разработки действенной технологии и средств формирования толерантности и культуры миротворчества в условиях поликультурного общества является весьма актуальной.

  1. Модели и формы обучения толерантности и межкультурному взаимодействию.

К основным формам обучения толерантности относят: просвещение, ориентирование, инструктаж, тренинг.

Существующие модели обучения толерантности можно разделить на дидактические и экспериментальные. Дидактические модели основаны на предположении, что понимание культуры толерантности приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимых для эффективного взаимодействия с представителями других этнических групп. В качестве техник дидактического просвещения рассматривают лекции, форумы, дискуссии, видеоматериалы, инструктаж, который обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах межкультурного взаимодействия. Напротив, экспериментальные модели основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта, например, из особого рода активности – симуляционных и ролевых игр, которые создаются для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия (межкультурный тренинг).

  1. Этническая идентичность в этноконтактной ситуации.

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно — представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В рамках концепции социальной идентичности Г. Тэджфела, индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу «своей» группы получил название «внутригрупповой фаворитизм».

  1. Достоинства и недостатки способов оптимизации межкультурного взаимодействия.

Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Среди обучающих программ при подготовке к межкультурному взаимодействию выделяются:

Просвещение. Его цель - это приобретение знаний о культуре, этнической общности и др. Обучающихся знакомят с историей, государственным устройством, обычаями и традициями страны пребывания. Традиционным просвещением, но общекультурным по содержанию обучения, являются и академические курсы по этнопсихологии, межкультурной коммуникации и др.

Ориентирование - ознакомление человека с новым окружением, основными нормами, ценностями, идеями инокулыурной группы. При этом используются пособия, называемые «культурными поваренными книгами», информация в них дается в форме«делай то, не делай того».

Инструктаж - обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.

Тренинг - ориентирован на непосредственное взаимодействие с членами других групп. Его основные задачи: познакомить с межкультурными различиями в межличностных отношениях (через проигрывание ситуаций); сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации (через знакомство с самыми характерными особенностями чужой культуры).

Просвещение. Достоинства: приобретение знаний о культуре, этнической общности и др. Обучающихся знакомят с историей, государственным устройством, обычаями и традициями страны пребывания. Традиционным просвещением, но общекультурным по содержанию обучения, являются и академические курсы по этнопсихологии, межкультурной коммуникации и др. Недостатки: одного знакомства с чужой культурой недостаточно - полученные знания не всегда смягчают «культурный шок», а информация не всегда отражает характер непосредственных контактов с местными жителями.

Ориентирование. Достоинства: знакомит человека с новым окружением, основными нормами, ценностями, идеями инокультурной группы. Недостатки: в пособиях раскрываются далеко не все ситуации, возникающие при взаимодействии с членами других групп и не всегда возможен перенос полученных знаний в реальную ситуацию взаимодействия.

Инструктаж. Достоинства: обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению. Недостатки: не всегда возможен перенос полученных знаний в реальную ситуацию взаимодействия.

Тренинг. Достоинства: знакомит с межкультурными различиями в межличностных отношениях (через проигрывание ситуаций); делает возможным перенос полученных знаний на новые ситуации (через знакомство с самыми характерными особенностями чужой культуры). Недостатки: любой вид тренинга не идеален (возможно, дает мало информации об особенностях другой группы).

  1. Установки межкультурного взаимодействия и их основные компоненты.

Межэтнические установки - это отрицательные или положительные установки на взаимодействие с другими этническими общностями. Среди видов взаимодействия можно выделить личностное общение с людьми иной национальности, восприятие явлений, элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития или иных цивилизационных форм.

Составными компонентами межкультурной компетентности выступают:

аффективные — эмпатия и толерантность, которые не ограничиваются рамками доверительного отношения к иной культуре, а образуют базис для эффективного межкультурного взаимодействия;

когнитивные — культурно-специфические знания, которые служат основой для адекватного толкования коммуникативного поведения представителей иной культуры, предотвращения непонимания и изменения собственного коммуникативного поведения в интерактивном процессе;

процессуальные — стратегии, конкретно применяющиеся в ситуациях межкультурных контактов. Различают стратегии, направленные на успешное протекание взаимодействия, побуждение к речевому действию, поиск общих культурных элементов, готовность к пониманию и выявление сигналов непонимания, использование опыта прежних контактов и т.д., и стратегии, направленные на пополнение знаний о культурном своеобразии партнера.

  1. Опишите характер связи между этнической идентичностью и толерантностью.

1. Существует прямая корреляционная связь между этнической идентичностью и толерантностью субъектов: чем выше этническая идентичность, тем выше толерантность субъектов поликультурного пространства.

2. Субъекты с высокой этнической идентичностью характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе и другим, позитивными чувствами к своему и чужому этносу, низкой социальной дистанцией к своему и другим этносам по сравнению с субъектами с низкой этнической идентичностью.

14. Понятие о культуре. Факторы культуры.

Культура может означать расу, национальность или этничность, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д. Культура - это сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению. Культура проявляется в человеческой деятельности, ритуалах, традициях. Она представляет собой комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши, став общими для тех, кто говорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время (Х. Tриандис).

1) Экологические факторы культуры. Природа предоставляет человеку определенные ресурсы, которые делают возможными определенные виды деятельности (земледелие, охота, рыболовство и т. д.). Некоторые из них могут особенно удачно вознаграждаться, благодаря этому закрепляться среди членов данной культуры, переходя в ранг обычаев. Эти виды деятельности создают особый способ видения социальной среды и формируют элементы субъективной культуры: развивается язык, рождаются нормы, ценности, роли и особенности представлений о себе. Когда представления и нормы разделяются большинством людей в группе, они становятся элементами данной культуры и начинают определять индивидуальное и групповое поведение.

2) Исторические факторы. Культуру формирует и история. Например, войны изменяют взгляд людей на себя. Считается, что поражение в войне страны-агрессора способно в сильной степени изменить представление о себе у представителей данной культуры, способствуя переосмыслению ценностей, целей и результатов поведения, продиктованного данными ценностями и целями. В целом это приводит к более адекватному групповому поведению, что часто вознаграждается экономическим и духовным возрождением. Таким образом, экология и история — главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей в данной культуре.

15. Этнические стереотипы и этноцентризм.

Иллюстрацией наличия в этническом сознании внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности являются этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы   какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

Этнические стереотипы разделяются на:

а) этнические автостереотипы - представления и характеристики членов своей этнической группы;

б) этнические гетеростереотипы - образы представителей других этнических групп.

Выделяют три основных функции этнического стереотипа: познавательную, коммуникативную и функцию защиты позитивной этнической идентичности. Последняя функция — защита позитивной этнической идентичности — осуществляется с помощью социально-психологического феномена внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности, который также имеет и другое название — «этноцентризм».

Этноцентризм — это восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они — хуже» известны давно. Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом. Многие культуры само понятие «человек» определяют через название своей культурной группы (племени), таким образом, люди из других культур не воспринимаются как действительно «люди». Так, для древних греков, люди, не говорящие по-гречески, были «варварами» (от звукосочетания «вар-вар» — непонятная речь). Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки.

16. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая враждебность.

Внутригрупповой фаворитизм - это такая позитивная оценка своей этнической группы, которая обеспечивает на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне - сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.

Внешнегрупповая враждебность - негативная оценка других этнических групп. Она может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы.

17. Этническое самосознание и этническая идентичность.

Этническое самосознание – это:

1) осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности;

2)  часть этнического сознания, отражающая восприятие  и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности. 

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно — представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

18. Разнообразие форм взаимодействия с миром в различных культурных традициях.

Формы и принципы взаимодействия культур:

мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);

принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).

конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;

конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.

19. Толерантные отношения.

Толерантные отношения – это социокультурные процессы, уравновешивающие друг друга. Путь к ним идет через мировоззренческую и психологическую открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. 

В отношении принято выделять три элемента

1) когнитивный - убеждения и идеи; 

2) эмоциональный - ценности и эмоции; 

3) поведенческий - предрасположенность к действию или деятельности. 

Когнитивный компонент отношения – это знание об объекте отношения и знание субъекта о себе, которые определяют характер отношения субъекта к объекту. 

Эмоциональный компонент отношения связан с переживанием, эмоциями, которые характеризуют отношение по шкале «нравится – не нравится» и придают отношению характер удовольствия или эмоционального отвержения. 

Поведенческий компонент отношения включает мотивы, намерения, желания, которые формируют определенные тенденции в действиях индивида. 
20. Толерантность как свойство личности.

Толерантность как свойство личности формируется внутри группы. Толерантное отношение начинается с направленности группового сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав. Признание ценности человека проявляется в первую очередь в самоуважении, затем – в уважении других людей. Человек, настроенный на самоуважение, стремится соответствовать критериям уважения, чувствует ответственность за свое поведение, свою деятельность. Толерантность предполагает проявление интереса к другому человеку, желание узнать его глубже. Знания об индивидуальном своеобразии людей уже способствуют тому, что носитель этих знаний готов понять, принять и признать право каждого на свободное проявление себя, своих взглядов, привычек и образа жизни. Способность видеть в другом человеке носителя его собственных ценностей, взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным есть признание. Положительное отношение к его инаковости – это принятие. А понимание означает способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. За этим следует эмоциональная оценка людей. Оценка, основанная на понимании, не бывает слишком импульсивной. Вместо осуждения и отвержения проявляется снисходительность, вместо желания изобличить – стремление объяснить.

Исходя из всего этого, толерантная личность – это личность, которая:

а) готова признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других общностей;

б) обладает культурой эмпатического отношения к миру и к своей социальной идентичности;

в) способна своим поведением и деятельностью уравновесить и стабилизировать отношения с окружающими людьми.

21. Толерантность как свойство социальной общности.

Толерантность как свойство социальной общности. В любой общности (этнической, по общим интересам и т.п.) групповое сознание должно быть направлено, с одной стороны, на уважение каждого человека в группе, признание его ценности; с другой стороны, на признание каждым членом группы общих интересов, групповых традиций, интересов, ценностей. При уважении прав каждого члена общности в ней складываются гуманные отношения, при соблюдении групповых интересов и целей укрепляются внутренние связи в группе. Таким образом обеспечиваются внутренний порядок и сохранение целостности группы.

Следовательно, толерантность как свойство социальной общности предполагает построение внутригрупповой жизни и межгрупповых отношений на основе:

1) установки на уважение и самоуважение;

2) склонности проявлять терпимость, снисходительность, такт по отношению к лицам противоположных взглядов, убеждений, культурных традиций;

3) способности волевым усилием отсрочить свою эмоциональную реакцию на раздражающие факторы и вывести ее за пределы напряженной ситуации;

4) способности и готовности отказаться от действий, которые могут нанести ущерб людям, расстроить отношения с ними;

5) способности преодолеть противоречия в отношениях с людьми путем разумных действий, основанных на внутреннем убеждении в необходимости взаимных уступок.

22. Толерантность как направленность группового сознания.

Толерантность как направленность группового сознания подразделяется на два типа: индивидуалистический и коллективистический. Коллективистическая направленность – это форма проявления коллективного бессознательного, направленного на сохранение целостности и идентичности общности. Она способствует самоорганизации и культурной консолидации социальных систем, формированию позитивной групповой идентичности. Эмпатическое общение предполагает проникновение субъектов общения во внутренний мир друг друга, понимание мотивов и действий друг друга и их внутреннее оправдание. К примеру, опыт такого общения внутри этноса распространяется на межэтнические отношения.

Рассмотрим проявления толерантности на примере этнической общности. Приоритет в этнической общности уважительного отношения к человеку, культуры взаимодействия, основанной на взаимном доверии и готовности к уступкам для принятия обоюдных решений – это проявления толерантности внутри этноса (интратолерантности). Готовность признать и принять культуру и традиции, ценности и убеждения, поведенческие и коммуникативные модели, образ жизни других этнических общностей – это составляющие межэтнической толерантности (интертолерантности).

23. Механизмы понимания.

К основным механизмам понимания относятся идентификация, рефлексация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, интуиция, каузальная атрибуция [43, с.594].

Идентификация

1) Опознание кого-либо, чего-либо.

2) Процесс отождествления себя с другим человеком, группой людей, образом.

3) Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества и различия.

4) Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств

Рефлексация – механизм понимания, основанный на осознании субъектом того, как он воспринимается объектом. Это, условно, ответы на вопросы:

  • «За кого он меня принимает?»

  • «Кем он меня считает?»

  • «Каков я в его глазах?».


Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом своих свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта

Социальная перцепция - это формирование целостного образа другого человека на основе оценки его внешнего вида и поведения. В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. У людей, которые к нам относятся хорошо, мы не замечаем их недостатков. А у людей, которые к нам относятся плохо, мы с трудом находим достоинства

Эмпатия -

1) внерациональное познание человеком внутреннего мира другого человека (вчуствование);

2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека [43, с. 899];

3) механизм понимания на уровне чувств путем считывания переживаний другого человека.

Без эмпатии невозможно развить у человека проницательность. В основе всех форм эмпатии лежит механизм децентрации. Децентрация – это механизм преодоления эгоцентризма личности. Децентрация осуществляется путем преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет возможных мнений других людей. В случае с эмпатией учитываются чувства другого человека. Эмпатия возникает в процессе непосредственного общения с людьми при столкновении разнообразных позиций, мнений и эмоциональных состояний. В результате считывания чувств другого человека субъект может изменить свое отношение к нему, к тому, что он переживает, к его мнению.

Интуиция - способ понимания, характеризующийся как прямой и непосредственный и возникающий без сознательного размышления или суждения [43, с. 326]. Это также способ познания путем прямого усмотрения, без доказательств. Для интуиции характерна быстрота принятия решения, а также неосознанность его логических обоснований. Интуиция проявляется при отсутствии достаточной информации о человеке.

Каузальная атрибуция – механизм понимания, основанный на восприятии человеком поведения других людей посредством распознания его главной причины. Поведение человека может интерпретироваться посредством приписывания ему субъектом внутренних личностных (интернальных) причин или внешних (экстернальных) причин. Под внешними причинами могут пониматься воздействия среды. Понимание путем каузальной атрибуции чаще всего осуществляется путем комбинирования и внутренних, и внешних причин поведения. Например, оценка поведения на основании воспринимаемых субъектом мотивов и намерений объекта

24. Понимание как психологическая категория.

Понимание в психологии рассматривается как: способность, состояние, операция мышления.

Понимание как способность предполагает способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Понимание как состояние – это:

1) специфическое состояние сознания, вызванное внешними или внутренними воздействиями и фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия;

2) психическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

Понимание как операция мышления – это:

1) универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений;

2) выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

25. Объекты, функции и проблемы понимания.

Объекты понимания: информация, сведения, знания об окружающем или внутреннем мире субъекта; смысл, передаваемый информацией. Субъекты понимания – личность, сущность. Любая сущность, способная принять решение на основе воспринятой информации, обладает некоторым механизмом понимания.

Функции понимания

1) Главная функция понимания - успешное и гармоничное взаимодействие с окружающими, а также исполнение нашего предназначения. Понимание людей нужно нам не для произвольного вмешательства в чужую жизнь и не для удовлетворения собственного любопытства. Для понимания другого человеку необходимо понять себя. Глубокое самопознание открывает человеку универсальные законы и вводит его в ту сферу бытия, где нет и не может быть осуждения.

2) Наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено социально-историческими и культурными предпосылками. Уяснение смысла объекта как целого предполагает понимание его частей; в свою очередь, уяснение смысла частей требует понимания смысла целого.

3) Осуществление общения, координация действия и воздействия. Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, генезиса. Понять явление – значит выяснить способ его возникновения, «правило», к которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий.

26. Специфика обнаружения толерантности в образовательной среде.

Включение толерантности в процесс обучения может осуществляться на основе двух фундаментальных подходов. Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин. Он предполагает разработку специальных методик и программ, целенаправленную подготовку преподавателей и многое другое, требующее серьезных дополнительных усилий и существенного финансирования.

Второй подход заключается в ознакомлении учащихся с тематикой, этическими и социально-практическими аспектами толерантности в рамках всего процесса обучения. Каждая дисциплина, каждое мероприятие предоставляют свои возможности для их ознакомления с теорией и практикой обогащения жизни общества ценностями толерантности.

27. Роль толерантности в саморазвитии человека.

Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства и т.д.;

внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию (управлению), различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению. Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интолерантной значительно выше. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость). Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. 

28. Цели образования в русле толерантности и специфика педагогических задач по воспитанию толерантности.

Одной из ведущих целей современного образования является осознание человеком своей ответственности за благополучие в собственном сообществе, что сочетается с инициативами гражданского общества. Их реализация возможна через подлинно народное образование – это разного рода лектории, курсы, тренинги, клубы по интересам на уровне сообществ. Организуемые на некоммерческой основе, они демонстрируют силу культуры мира. В современной педагогике выявлено, что учебная задача, поставленная учителем, стимулирует учебный диалог, если она предъявляется как его собственная точка зрения, выношенная личная позиция, не согласующаяся с привычным образом мышления ученика, его восприятием обсуждаемой проблемы. Задача учителя — помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика, используя различные средства обучения.

29. Применение диалога в воспитании толерантности.

Диалог — это особый уровень общения, на котором достигается определенная свобода от стереотипов и шаблонов. В ряде исследований выделяются отличительные особенности диалога, основанного на принципе толерантности:

- равенство позиций участников процесса общения, в ходе которого формируется способность стать на позицию Другого;

- принятие партнера таким, как он есть, доверие к нему;

- искренность и естественность проявления эмоций, взаимопроникновение в мир чувств и переживаний друг друга;

- способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр средств общения, включая невербальные.

Диалог как творческое взаимодействие людей немыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами — смерть диалога. Диалог невозможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Этим и объясняется связь диалогического взаимодействия с толерантностью: она ведь предполагает не только согласие, но устойчивость собственной позиции. Этим же объясняется и учебная продуктивность диалогического взаимодействия, которое:

- обеспечивает сопоставление различных точек зрения на изучаемый материал, их взаимодополнение, взаиморазвитие;

- стимулирует включенность учащегося в процесс познания, собственную активность в построении картины мира;

- создает предпосылки для знания (знание ведь невозможно передать — оно рождается заново в каждом ученике как результат интеграции внешнего воздействия и внутренней активности субъекта учения).

30. Взаимосвязь ситуации диалогического взаимодействия и развития толерантности у педагога и воспитанника.

Диалогическое взаимодействие проще всего организовать в дискуссионных формах организации обучения. При этом следует помнить, что дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — не спор или диспут, а коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. В дискуссии участники обсуждения изначально отказываются от монополии на истину, понимая, что каждый из них может видеть лишь отдельные аспекты проблемы, а все вместе способны воспринять ее комплексно и найти оптимальное решение в процессе активного взаимодействия и обмена мнениями. Иначе говоря, дискуссия востребует от ее участников толерантную позицию и диалогические отношения.

31. Педагогические проблемы, связанные с воспитанием толерантности.

Специфика культуросообразного воспитания состоит в оказании помощи в интеграции в мир культуры, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя, восприятие неудачи не как краха жизни, а как возможности самопреодоления и грядущего успеха. Толерантность становится основой выбора поступка, стиля повседневной деятельности и общения.

Все три аспекта воспитания — социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный — предполагают, с одной стороны, понимание и принятие Другого, с другой стороны — обогащение себя, своего внутреннего мира в процессе взаимодействия с Другим. Степень значимости для человека Другого зависит от степени его ориентированности на свой духовный мир, на его развитие. Отсутствие у человека интереса к другим людям свидетельствует, как правило, об отсутствии интереса к себе, своему внутреннему миру. Чрезмерная замкнутость воспитанника на себе, своих проблемах и переживаниях также говорит о каких-то «сбоях» в развитии его личности, индивидуальности, субъектности.

32. Способы включения толерантности в процесс и содержание обучения.

Преподавание иностранных языков открывает возможность для всестороннего и достоверного понимания иной культуры. Изучение произведений зарубежной литературы, пусть даже в переводах, служит основой для понимания ценностей и опыта других народов. Преподавание истории в духе толерантности предполагает стимулирование способности самостоятельно размышлять о возможных путях и мирных инициативах, использование которых могло бы в свое время помочь избежать войн и кровавых столкновений, и т.д. При изучении физики преподаватель мог бы поднять вопросы этических последствий использования достижений физики для разработки оружия массового поражения, или создания средств для осуществления геноцида, или применения пыток. При изучении биологии целесообразно обратиться к таким темам, как значение биоразнообразия и важность его сохранения, принципы симбиоза, взаимозависимости и сосуществования различных форм жизни. Главная идея при этом заключается в том, чтобы у детей сформировалось понимание того, что, обретя естественнонаучные знания, они должны будут постоянно делать этический выбор и нести моральную ответственность за то, как эти знания будут использоваться.

33. Характеристики толерантной атмосферы.

При успешном решении задач и соблюдении всех вышеназванных принципов классный руководитель сможет охарактеризовать толерантную атмосферу в классе:

• В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит.

• Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

• Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

• Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся их проблем.

• К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным меньшинствам, инвалидам, учителя относятся с деликатностью, одноклассники — с уважением.

• При проведении классных мероприятий принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических, языковых, социальных групп.

• Уважаются вероисповедания всех детей.
34. Основные проявления религиозной интолерантности.

В настоящее время проблемы межэтнических, межкультурных отношений все чаще приобретают религиозную окраску. Это связано с возрастанием роли религии в жизни общества и отдельного человека. В условиях кризиса, охватившего все сферы жизни общества, люди стараются найти нечто такое, что не поддается сиюминутным влияниям, что представляет собой непреходящую ценность, что может придать смысл человеческому существованию и тем самым оправдать его. Многие в этих поисках обращаются к религии. Однако следствием религиозного воспитания нередко становятся фанатизм, нетерпимость, отказ признавать иную точку зрения.

Глубинной причиной религиозных конфликтов является неприятие Другого, в основе чего лежит неумение понимать Другого и взаимодействовать с ним, иначе говоря, интолерантное отношение к «чужой» религии или атеистическим взглядам, что проявляется в нетерпимом отношении к людям, их выражающим.

35. Основные проблемы воспитания веротерпимости и условия их решения.

Важнейшим аспектом воспитания толерантности и одной из актуальных задач современной школы становится воспитание веротерпимости — терпимого, уважительного отношения человека к представителям всех верований, основанного на признании права любого человеке на исповедание любой религии (свобода вероисповедания) и являющегося неотъемлемой частью его собственной религиозной либо атеистической позиции.

Первое условие — формирование у школьников в единстве знаний, умений и отношений. Соблюдение этого условия позволяет создать воспитательное пространство, в котором актуализируются качества школьника, связанные с направленностью на Другого. Этому служат такие формы работы, как круглые столы, национальные праздники, беседы о различных религиях, философские столы о роли религии в жизни человека, клубы интернациональной дружбы.

Второе условие воспитания веротерпимости — обращенность любого воспитательного воздействия к ценностно-смысловой сфере воспитанника. Стремление к пониманию ценностей той или иной религии, выявление и постижение смысла культурных явлений — текстов, произведений искусства, обрядов, традиций, смысла человеческих поступков и отношений и становление на этой основе индивидуальной системы ценностей помогает воспитаннику выявить то, что объединяет его с окружающими людьми, поскольку основой для смыслотворческой деятельности выступают общие для всех ценности бытия.

Третье условие воспитания веротерпимости — организация деятельности школьников в контексте диалога культур — религиозной и светской, культуры прошлого и культуры настоящего, различных национальных культур. Благодаря такому диалогу другая культура воспринимается не как чужая, а как иная, представляющая самостоятельную ценность.


написать администратору сайта